ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ
ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Сущность управления качеством образования дошкольного образования 9
1.2. Организационная культура педагогического коллектива дошкольной
образовательной организации 16
1.3. Ресурсный подход к управлению качеством образования в дошкольной
образовательной организации 17
1.4. Критерии оценки качества образования в дошкольном учреждении на
основе ресурсного подхода 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Диагностика организационной культуры дошкольной организации 30
2.2. Результаты исследования 31
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры
дошкольной образовательной организации 34
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования обусловлена тем, что усилия педагогов на всех уровнях образования, а также управляющих органов образования, направлены сейчас на повышение качества образования, начиная с его основной и начальной ступени - дошкольного. Дошкольное образование, при этом, выступает уникальной начальной ступенью образования, на которой закладываются основы дальнейшего продвижения личности к образованности и культуре. Потому крайне важно отслеживание качества на данной ступени и разработка актуальных возможностей управления качеством дошкольного образования [1].
В Концепции общероссийской системы оценки качества образования качество образования рассматривается как результаты и показатели условий образования, отражающие требования в отношении нормативных, личностных и социальных ожиданий [2].
Важным документом, определяющим качество образования на дошкольной ступени, несомненно, являются федеральный Стандарт ДОО [3], отражающий социально-культурные, общественно-государственные ожидания в отношении уровня дошкольного образования, служащие руководством для развития, инструментом и в то же время критерием для оценки качества системы дошкольного образования. Направлений подготовки и оценки специалистов в данном направлении.
Реализация федерального государственного образовательного
стандарта предполагает активное вовлечение общественности и
педагогического сообщества в процедуры оценки качества дошкольного образования путем выявления соответствия базовым образовательным программам, реализуемым членами дошкольной организации психологопедагогических условий реализации ФГОС с учетом общественных и профессиональных ожиданий в решении проблем социализации и индивидуализации ребенка на этапе дошкольного детства [4].
Дошкольные образовательные организации имеют необходимость постоянно повышать производительность труда педагогов в связи с изменениями, происходящими в различных сферах экономики страны, что можно решить подбором качественных профессионально-
квалифицированных кадров. Однако без грамотного управления их развитием данные меры будут недостаточными и малоэффективными. Отсюда следует необходимость управления развитием персонала.
Исследователи (Д. Богиня, А. Гришнова, Э. Либанова, А. Чухно) указывают, что на рынке труда формируются устойчивые тенденции усиления внимания к качественным показателям рационального использования и развития работников. Однако само понятие «развитие персонала» они толкуют с разных точек зрения, акцентируя внимание на различных приоритетных целях, направлениях этой деятельности и механизмах их реализации [5].
В условиях возрастающей роли человеческого фактора в современном производственном процессе одной из важнейших задач современных систем управления является развитие различных способностей работников с целью обеспечения высокого уровня квалификации [6]. Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников предприятия, получил название управления персоналом [7].
Главное, что составляет сущность управления персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне организации, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения ее эффективного функционирования и всестороннего развития занятых на нем работников [8].
Работа с персоналом - одна из самых сложных в деятельности любой организации. Рациональное управление человеческими ресурсами обеспечивает успешное выполнение задач, стоящих перед образовательной организацией. В достижении успеха ДОО особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Развитие персонала должно быть непрерывным [9].
Движущей силой, отправной точкой и источником деятельности, направленной на повышение качества образования дошкольной образовательной организации, для педагогического работника является осознание потребности в собственном профессиональном саморазвитии. Именно поэтому в системе внутриорганизационной методической службы, ориентированной на повышение квалификации педагогических кадров, целесообразно внедрять виды деятельности, направленные на активизацию процессов профессионального развития и саморазвития педагогов [10].
Таким образом, эффективная система управления развитием персонала является необходимой основой успешного управления качеством образования дошкольной организации, на основе ресурсного подхода.
На основании анализа качества дошкольного образования в условиях его модернизации можно выделить такие противоречия:
— между требованиями создать в дошкольном учреждении условий для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий педагогов и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
— между особенностями управления человеческими ресурсами и качеством образования дошкольной организации.
Данные противоречия предопределили проблему исследования: как повышение организационной культуры педагогов ДОО отражается на управлении качеством образования дошкольной образовательной
организации на основе ресурсного подхода.
Поиск решения данной проблемы требует исследования, что обусловило выбор его темы: «Организационная культура как компонент эффективного управления качеством образования дошкольной образовательной организации на основе ресурсного подхода».
Объектом исследования выступает процесс управления качеством образования в дошкольной организации на основе ресурсного подхода.
Предмет исследования: организационная культура как компонент управления качеством образования в дошкольной организации на основе ресурсного подхода.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать подходы к управлению качеством образования дошкольной организации на основе ресурсного подхода...
Современные дошкольные организации кардинально отличаются от образовательных организаций на других ступенях образования, поэтому управление этими организациями имеет свои отличительные особенности, на основании которых осуществляется управление. Модернизация дошкольного образования предполагает совершенствование управления качеством образования в каждой ДОО.
Качество дошкольного образования является такой организацией педагогического процесса в детском саду, при которой уровень развития ребенка повышается согласно учету его личностных физических и возрастных особенностей.
Важным документом, определяющим качество образования на дошкольной ступени, несомненно, являются ФГОС ДО, отражающий социально-культурные, общественно-государственные ожидания уровня дошкольного образования, служащие руководством для развития, инструментом и, в то же время, критерием для оценки качества дошкольного образования.
Организационная культура педагогов дошкольного образования определяется, как коллективная ценность, обеспечивающая достижение качества дошкольного образования, определяющая характер
взаимоотношений, коммуникаций, индивидуальный стиль деятельности педагога и общий корпоративный имидж образовательного учреждения. Определение организационной культуры педагогов ДОО опиралось на понятие, данное В.А. Спиваком, о том, что организационная культура - это система материальных и духовных ценностей, явлений, присущих данной организации, которые отражают ее индивидуальность, проявляются в поведении и взаимодействии.
По свидетельству П.И. Третьякова, управление - это определенная система действий, с помощью которой достигаются результаты, согласованные со всеми членами организации. При этом управление не носит сугубо административный характер, а приобретает творческий характер развития каждого члена образовательной организации, при условии ориентированности всего коллектива на результат, заранее определенный и доведенный до каждого. Исследователь уточняет, что для такого уровня управления важно своевременное и адекватное донесение до каждого педагога в коллективе о его возможностях и требованиях лично к нему в достижении общего результата. Это достигается разъяснением определенной миссии каждого педагога в достижении общего результата. При этом автор акцентирует внимание на различении понятий «миссия» и «вклад в общее дело». Он считает, что понятие «миссия» каждого педагога в работе на достижение результата более актуально.
Ресурсный подход в определении качества управления образованием на дошкольной ступени предполагает использование, развитие и оценку ресурсов дошкольного учреждения.
К данным ресурсам исследователь Т.А. Цецорина относит:
- материально-технический ресурс, к которому относят материально-техническую базу, развивающую среду ДОО;
- кадровый ресурс (воспитатели и другие работники ДОО, их уровень квалификации, культуры, компетенций);
- интеллектуальный ресурс (программы, творческие проекты и др. продукты интеллектуального труда).
Таким образом, ресурсный подход в развитии качества управления дошкольным образованием концентрируется на идее развития всех ресурсов по принципу: развивая ресурсы - развиваем качество образовательных услуг. Управленческая деятельность при этом сводится к управлению развитием каждого направления обеспечения ресурсов:
- повышению педагогической культуры и квалификации воспитателей и родителей как участников воспитательно-образовательного процесса;
- развитию и совершенствованию воспитательно-образовательного пространства - развивающей среды и материально-технической базы ДОО.
Основной постулат и цель ресурсного подхода, реализуемый в развитии качества образования - устойчивый успех, который зависит от запаса или приобретения уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые дают ДОО преимущества.
С позиций ресурсного подхода, исследовались такие проблемы как система организации образовательного процесса, которая отражена в работе Т.А. Цецориной. Ресурсный подход в развитии качества управления дошкольным образованием концентрируется на идее развития ресурсов по принципу: развивая ресурсы - развиваем качество образовательных услуг.
Выделены критерии и показатели для оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации...
1. Авлишина Л.Н. Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса //Справочник заместителя директора школы, 2007. №8.
2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: Идеи, концепции, перспективы. СПб., 2007. 104 с.
3. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: Зарождение,
осмысление, воплощение: практическая методология решения
педагогических задач. СПб.: СпецЛит, 2000 223 с.агсЫуе/96/2530/ (дата
обращения: 12.08.2020).
4. Алферова JI.B. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа [Текст] / JI.B. Алферова // Завуч. 1998 № 3. С. 124-140.
5. Асмолов А.О. О новых российских программах для дошкольных учреждений [Текст] / А.О. Асмолов // Дошкольное воспитание. 2006. № 4 С. 23 - 26
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник. - Киев : Радянска школа, 2004. 287с.
7. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:
контрольно - диагностическая функция [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. 152 с.
8. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2000. 80 с.
9. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : АСТ, Астрель, 2003. 452 с.
10. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
11. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве [Текст] / К.Ю. Белая // Дошкольное воспитание. 2007. №2. С. 25-31.
12. Бойдел Т. Как улучшить управление организацией. Пособие для руководителя: Пер.с англ. М.: ИНФРА-М, Премьер, 2005. 204 с.
13. Васильева, Л. И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы [Текст] / Л. И. Васильева // Управление ДОУ. 2011. № 8 С.60-63.
14. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. 26 с.
15. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб.: СПбУЭФ, 2004. 114 с...50