ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
задержкой психического развития 7
1.2. Развитие связной речи младших школьников в онтогенезе 10
1.3. Особенности развития связной речи младших школьников с
задержкой психического развития 12
1.4. Анализ подходов, методов и средств развития связной речи, коррекции нарушений развития связной речи у младших школьников .... 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Выявление характеристик развития связной речи у учащихся
первого класса задержкой психического развития 37
2.3. Содержание экспериментальной работы по развитию связной
речи у младших школьников с задержкой психического развития 46
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Формирование связной речи младших школьников становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Речь - основа всякой умственной деятельности, а также средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Формирование связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Изучением развития связной устной речи занимались такие учёные, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородин, психологи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, логопеды: А.В.Ястребова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, учителя, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи посредством специальных приёмов у учащихся младших классов с ЗПР.
Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие связной речи у младших школьников с задержкой психического развития».
Нами выявлено противоречие между высокими требованиями учебной программы к уровню сформированности связной речи у учащихся и увеличением числа учащихся с ЗПР, имеющими речевые нарушения.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий развития связной монологической речи младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: развитие связной монологической речи у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: условия развития связной монологической речи младших школьников с ЗПР
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по развитию связной монологической речи младших школьников с ЗПР будет эффективной, если будут реализованы следующие условия:
- определены направления и этапы логопедической работы по развитию связной речи с учетом особенностей развития речи младших школьников с ЗПР;
- использованы вариативные методы (моделирование, упражнения, игры) и средства (наглядные опоры разных типов) на каждом этапе логопедической работы
Обозначенная цель осуществляется в последующих задачах
1. Изучить сущность связной речи.
2. Выявить особенности связной речи у младших школьников с ЗПР.
3. Проанализировать подходы, методы и средства по развитию связной речи младших школьников с ЗПР.
4. Апробировать условия и средства развития связной речи младших школьников с ЗПР.
5. Провести итоговый срез, изучить характеристики развития связной речи.
Для того, что бы выполнить поставленные задачи, мною использовались такие методы как:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, беседы;
- педагогический эксперимент;
- обработка и обобщение полученных результатов.
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено в одном из образовательных организаций села Нижний Суэтук, Красноярского края.
В эксперименте принимали участие 16 учащихся первого класса в возрасте 6-7 лет. После первичной диагностики дети были поделены на две равные группы: экспериментальную (состоящую из 8 детей) и контрольную (также состоящую из 8 детей).
Практическая значимость исследования определена новыми стандартами обучения, которые направлены на возникновение у детей универсальных учебных действий, иначе говоря нужно сформировать у учащихся начальной школы высокий уровень связной речи, что содействует интеллектуальному развитию ребёнка и помогает раньше начать работу по обеспечению, а также корректировки разных сторон метапредметных умений.
Структура диплома обусловлена логикой проведённого исследования и включает:
Введение
Глава 1: Теоретические основы исследования проблемы развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Данная глава включает в себе четыре пункта, а также выводы.
Глава 2. Организация, содержание и результаты опытно- экспериментальной работы по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития
Данная глава включает в себя 4 пункта, а также выводы.
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
На протяжении работы нами изучена психологическая и методическая литература по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития, в том числе характеристики и возможности совершенствования связной речи детей выбранной группы, проведены исследование и выбор методики, также анализированы результаты исследования и подведены итоги.
В науке связная речь характеризуется как сумма тематически объединенных фрагментов речи, которые представляют единое смысловое и структурное целое.
Показателем развития связной повествовательной речи у детей младше го школьного возраста является применение звуковых средств связи; показателем последовательности является соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий по картинкам; показатель логичности- это соответствие текста теме картинок, правильна я композиционная структура, которая соответствует законом построения правильного суждения.
Методическим условие м основания связной устной речи учащихся, становится создание разработка системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие разнообразных и содержащих не обходимый языковый материал хороших образцов речи, с другой - разработка условий для собственных речевых высказываний, в которых ребенок может применять языковые средства, которыми он должен овладеть.
Педагогический эксперимент, который составили такие этапы как: констатирующий, формирующий, контрольный. Все данные этапы были организованы и проведены с учётом результатов проанализированной в первой главе работы научно-методической литературы.
Констатирующий этап исследования показал: у большей части обследованных младших школьников с ЗПР развитие связной речи не соответствует норме. Это доказывается большим количеством ошибок и отсутствие умения строить связное высказывание. Диагностика была проведена с каждым ребенком индивидуально. Подведя итог констатирующего этапа исследования можно установить, что в экспериментальной и в контрольной группе на начало исследования, уровень развития связной речи у детей примерно одинаковый. Это было подтверждено обработкой показателей при помощи U-критерия Манна - Уитни.
Мы попробовали разработать дифференцированную систему коррекционно-логопедической работы, на правленной на развитие связной речи у учащихся первых классов с ЗПР с помощью различных приёмов.
Проанализировав полученные данные в процессе опытно-экспериментального исследования данных нами установлено, что динамика количественных и качественных изменений в активизации связной речи младших школьников ЗПР стала выше после применения экспериментальной работы с использование м специальных приёмов.
Полученные данные подверглись обработке методом математической статистики с применением U-критерия Манна -Уитни, которая подтвердила наши предположения. Таким образом, в результате проведенной нами коррекционной работы, произошли качественные и количественные изменения.
Итогом проведенной работы стала разработка схемы работы по совершенствованию связной речи, а также на правления и этапы работы над развитием навыка пересказа и рассказа, что позволило активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи связную речь в целом.
Поставленная цель была достигнута. Её достижению способствовали методы и приемы коррекционно-педагогической работы, такие как словесные, наглядные, практические которые были применены во взаимосвязи.
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Разработаны направления и этапы коррекционной работы, также подобраны методы по активизации связной речи младших школьников с ЗПР с помощью определенных приёмов.
3. Проведены и проанализированы полученные результаты психолого- педагогического исследования детей младших школьников с ЗПР.
Цель, задачи которые были поставлены достигнуты. Выдвинута я гипотеза подтверждена: направленная работа способствует развитию связной речи. Но для полного восполнения недостатков развития связной речи не обходим боле е длительный курс систематических коррекционных логопедических занятий, данный формирующий эксперимент проходил в течение трёх месяцев, этого оказалось не достаточно для 100 % успеха эксперимента.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям /З.Е.Агранович.— СПб: Детство-пресс,2015,—112 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — Москва: Издательство «Академия», 2013,—400 с.
3. Алпатов, Владимир Михайлович. Слово и части речи [Текст] : [научное издание] / В. М. Алпатов ; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М. : Изд. Дом ЯСК, 2018. - 255 с.
4. Ахунджанова С.К. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6,—126 с.
5. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии в 2-х т../ Л.С.Волкова, — Москва: Владос,2004,—1083 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2003,—144 с.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/ В.К. Воробьева - Москва, 2006, - 352с.
8. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— Москва: Просвещение,1996,-420 с.
9. Гвоздев А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.Гвоздев.—Москва: Издательство «Академия», 2007,—472 с.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. / В.П.Глухов. —Москва: АРКТИ, Дефектология - № 2- 1994
с.56-73
11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П.Глухов 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.—Москва: Медицина, 2016, - 175 с.
13. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С.Жукова. —Москва: Соц.-полит.журнал, 1994,—96 с.
14. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
15. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 с.
16. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / Л.А.Колунова. — Москва: МГУ,1993,— 212 с.
17. Козырева, О.А. Организационно-педагогические условия
формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] : монография / О. А. Козырева, Л. Н. Кузменкова. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 182 с.
18. Кошелева Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 с.
19. Ладыженская, Т.А. Живое слово / Т.А.Ладыженская. —Москва:
Педагогика, 1992,-191 с.
20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева - М., 2006
21. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов/ Р.Е.Левина, —Москва: Просвещение, 1951,—234 с.
22. Левченко, Ирина Юрьевна. Дети с общим недоразвитием речи: развитие памяти [Текст] : [методическое пособие] / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина. - М. : Национальный книжный центр, 2016
23. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев.— Москва: Ленанд, 2014,—214 с.
24. Лихошерст, Юлия Викторовна. Формирование эстетических качеств устной речи в процессе обучения младших школьников повествовательным высказываниям [Рукопись] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ю. В. Лихошерст. - Челябинск : [б. и.], 2015. - 25 с.
25. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. —СПб., Москва: САГА: Форум, 2006,—272 с.
26. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
27. Немов, Р.С. Психология. Том 2 / Р.С.Немов.— Москва: Юрайт, 2020,— 292 с.
28. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство- пресс, 2011,— 56 с.
29. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В.Новотворцева.— Росмэн, 2008,—192 с.
30. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников / Л.П.Носкова.— Москва: ВЛАДОС, 2004,—401с.
31. Обучение детей с задержкой психического развития: (пособие для учителей)/ Под ред. В.И.Лубовского - 2001 г.
32. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А.Поваляева. —Ростов-на- Дону: Феникс, 2002,—448 с.
33. Поливара, Зинаида Васильевна. Нейролингвистические основы нарушения речи [Текст] : учебное пособие / З. В. Поливара. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта: Наука, 2017. - 176 с.
34. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - РнД: Феникс, 2016. - 141 с.
35. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО/ авт.-сост. Н.В.Багичева,А.С.Демышева, М.Л.Кусова, Д.О.Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал.гос.пед.ун-т». -Екатеринбург, 2015.-150с.
36. Синцова, А.А. Занятия по развитию речи / А.А.Синцова. —Москва: Чистые пруды, 2006,—359 с.
37. Смирнова, А.А, Леонтьева, А.Н., Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн. — СПб: Изд. «Питер», 2000, - 412 с.
38. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н.Смирнова. —Москва: Эксмо Пресс, 2004,—214 с.
39. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф.Соботович. —Москва: Классикс Стиль, 2003,—160 с.
40. Сырвачева, Лариса Анатольевна. Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : практико-ориентированная монография / Л. А. Сырвачева. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. - 228 с.
41. Сырвачева, Лариса Анатольевна. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / Л. А. Сырвачева, А. В. Шевцова. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. - 120 с.
42. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе - М., 1986 г.
43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И.Тихеева. —Москва: Просвещение, 1996,—360 с.
44. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 с
45. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 с.
46. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 с.
47. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П.Федоренко. —Москва: Просвещение, 1984,—276 с.
48. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б.Филичева —Москва: Изд-во ГНОМ Дети с проблемами в развитии, 2007 № 1
49. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1993,—365 с.
50. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф.Фомичева.— Москва: Просвещение, 1989,—239 с.
51. Хватцев М.Е. Логопедия для педагогических институтов/ М.Е. Хватцев - М., 1937
52. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной. 2-е изд. доп.— Москва: АРКТИ, 2003,—240 с.
53. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р.Шашкина. —Москва: Издательский центр «Академия», 2014,—240с.
54. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи / С.Н.Швайко. —Москва, 1988,—124 с.
55. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2019. - 192 с.
56. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2016. - 320 с.
57. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. —Москва, 1958,—324 с.
58. Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»/ А.В. Ястребова - М.: 2004г