Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ

Работа №15572

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность понятия «саморегуляция» и «произвольное поведение» 8
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Особенности развития произвольной саморегуляции детей старшего дошкольного возраста 22
1.4. Игротерапия как средство развития произвольной саморегуляции детей 27
Вывод по первой главе 36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Изучение саморегуляции детей дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента) 40
2.3. Теоритическое обоснование программы, направленной на развитие
навыков саморегуляции (формирующий этап эксперимента) 44
2.4. Оценка эффективности программы по развитию навыков саморегуляции (контрольный этап) 49
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ.. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71


Актуальность исследования. Проблема саморегуляции актуальна для всех уровней образования. Место и роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его
жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека [2].
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник,объединяет одно - в них формируется важное личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому. Формирование навыков саморегуляции помогает сохранить и укрепить психическое здоровье детей. Саморегуляция предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции. Человек, в отличие от животных, действует разумно, т.е. выполняет действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели. Такие действия называются волевыми [2].
Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.
Такие психологи, как Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением.
В ряде исследований (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению. Л.В. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Выготский разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности [20].
Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые изучили разные аспекты этой проблемы, подошли к ней с разных сторон. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения детей дошкольного возраста.
Таким образом, проблема саморегуляции является одной из наиболее важных проблем психологии. Ее исследование открывает большие возможности для содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения). Для определения условий успешного психического развития ребенка, для исследования индивидуально¬типических особенностей деятельности и поведения, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач [44].
Поэтому темой исследования стали особенности развития саморегуляции поведения детей дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение и развитие саморегуляции детей дошкольного возраста посредством игротерапии.
Объект исследования - саморегуляция детей дошкольного возраста. Предмет исследования - игротерапия как средство развития саморегуляции детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - строится на предположении о том, что средства игротерапии, применяемые в работе с дошкольниками, способствуют развитию саморегуляции.
Задачами исследования являются:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить саморегуляцию у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу, направленную на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии.
4. Провести оценку эффективности проведенной программы. Проанализировать полученные результаты и сформулировать основные выводы по работе.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение.
2. Эмпирические методы: психолого- педагогический эксперимент,психодиагностические методики: методика «Домик» Н.И. Гуткиной; методика «Точки»; К Иерасека, методика «Рисование флажков» Ю.В. Афонькина; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе (поисково-теоретическом) изучалась психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, формулирование выводов по первой главе.
На втором этапе (констатирующий этап эксперимента) осуществлялась проведение психодиагностических методик исследования.
На третьем (формирующий этап эксперимента) Составить и реализовать программу, направленную на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии.
На четвертом этапе (контрольный этап эксперимента) Оценка эффективности проведенной программы. Анализ полученных результатов, формулирование основных выводов по работе, систематизация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, рекомендации, осуществлялось литературное оформление дипломной работы.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
1 На предзащитах Выпускной квалификационной работы кафедры педагогики и психологии;
2) На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
3) Опубликована 1 статья по теме: «Развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии»
4) Получен сертификат
База исследования: Исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 72» города Бийска. В исследовании принимало 20 детей старшей дошкольной группы. Исследование проходило с ноября 2017 года по апрель 2018 года.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе консультирования родителей. Они могут быть применены с целью диагностики и последующего развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении сформулирован методологический аппарат исследования. Первая глава посвящена теоритическим основам изучения саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию саморегуляции и развитию саморегуляции посредствам игротерапии у старшего дошкольного возраста,с целью изучения уровня развития саморегуляции детей дошкольного возраста посредствам психодиагностических методик (методика «Домик» Н.И. Гуткиной; методика «Точки»; К Иерасека, методика «Рисование флажков» Ю.В. Афонькина).
В заключении сформулированы основные выводы.
Список использованной литературы, содержит 69 источников.
В приложении представлены таблицы, рисунки, программа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В советской детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции Л.С. Выготского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами.
Место и роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности.
В своей работе я рассмотрела теоретические аспекты формирования произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, а так же представила практический материал по развитию произвольной саморегуляции на занятиях. Использование специальных игр, упражнений, методов и приёмов позволило добиться положительных результатов в развитии произвольной саморегуляции у дошкольников.
В ходе исследования первым этапом нашей работы было ознакомление с теоретическими основами проблемы саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. Проработав литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме саморегуляции и произвольности в детском возрасте, мы пришли к выводу:
1. Проблема саморегуляции является одной из наиболее важных проблем психологии.
2. Эффективность применения игротерапии как технологии социальной коррекции поведения детей помогает в развитии произвольной саморегуляции.
3. Использование специальных игр, упражнений, методов и приёмов позволило добиться положительных результатов в развитии произвольной саморегуляции.
Мы предположили, что эффективной технологией по развитию саморегуляции и формированию произвольности детей может быть игротерапия. Изучив методическую литературу о методе игротерапии, мы разработали и внедрили программу коррекционных занятий.
Были проведены серия диагностических методик до начала и после коррекционных занятий для выявления эффективности применения игротерапии как технологии социальной коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста. Полученные нами результаты показали высокую эффективность данной технологии коррекционной работы. Мы подтвердили гипотезу нашего исследования.
Практическая значимость, данной работы заключается в том, что проведенное исследование проблемы саморегуляции детей старшего дошкольного возраста может служить важным материалом для дальнейшего исследования данной проблемы. Разработанная и апробированная на практике технология игротерапии по социальной коррекции уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста может во многом помочь воспитателям, психологам в развитии и воспитании дошкольников.
Таким образом, проблема саморегуляции является одной из наиболее важных проблем психологии. Ее исследование открывает большие возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития ребенка.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева // М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
2. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самоконтроля и самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Вопросы психологии. - 1978. - № 4.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] / Н.П. Аникеева // - М., «Просвещение», 2001
4. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе. [Текст] / Н.П. Аникеева//
- Новосибирск, 1989
5. Берцфан, Л.В. Специфика учебного действия контроля [Текст] / Вопросы психологии. - 1987. №4.
6. Битянова, М.Р. Социальная психология. [Текст] / М.Р. Битянова // М.: Просвещение, 2004. 83с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович // - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав . // - М., 1990. - 432с.
9. Быкова ,М.В. и др. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения [Текст] / М.В. Быкова // Вопросы психологии.- 2002. — №3.
10. Болотникова, О.П. Развитие рефлексивных действий как условие
становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / О.П. Болотникова// - М., 2003.- 24 с.
11. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь справочник по психодиагностике. [Текст] /Л.Ф. Бурлачук //СПб.: Питер Ком, 1999г. 528с.
12. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием. [Текст] / И.А. Васильев // М.: Изд-во МГУ, 1991г. 144с.
13. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников. [Текст] /А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - //М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
14. Виноградова, А.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. [Текст] / А.Д. Виноградова // - СПб., 1995.
15. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. [Текст] / Б.С. Волков // - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
16. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. [Текст] / Журнал «Вопросы психологии» № 6, 1966
17. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский //Собр.соч. Т.3. М., 1993-С.144-146, 207,293.
18. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М. Практический психолог/ Под ред.Мозаика- синтез, 2012.-144с.
19. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей [Текст] / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 с.
20. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования [Текст] / Т.М. Горюнова. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 128 с.
21. Гуткина, Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе//Психолог в детском саду. - 2007. — №4. - С. 15.
22. Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей. [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // М.: АПН СССР, 2005. 164с
23. Драгунова, Т.В., Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. [Текст] / Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин // М.: Просвещение, 2001. 156с.
24. Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей. [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // М.: АПН СССР, 2005. 164с.
25. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. [Текст] / Р.И. Жуковская // - М., Педагогика, 1995
26. Заика, Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников [Текст] / Вопросы психологии. - М.: 1995, №1.
27. Захарова, А.В. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / [Текст] / А.В. Захарова // - М: Педагогика, 1982г. 216с.
28. Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / [Текст] / А.В. Захарова // - М: Педагогика, 1985г. 228с.
29. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников // М.: Изд-во МГУ, 1991г. 142с.
30. Карпенко, Л.А., Петровский, А.В. Краткий психологический словарь. [Текст] / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский // М.: Просвещение, 1981. 195с.
31. Колчеев, Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева // М. Школьная пресса., 2003.
32. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. [Текст] / С.В. Кондратьева // Минск: Университетское, 1997.
33. Крутецкий, В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. [Текст] / В.А. Крутецкий // М.: Просвещение, 1986г. 147с.
34. Крутецкий, В.А., Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Крутецкий // М., Просвещение, 1992 г.
35. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. [Текст] / Л.В. Кузнецова // - М., 1998.
36. Липкина, А.И. Самоконтроль и самооценка школьника. [Текст] / А.И. Липкина// М.: Знание, 1996. 64с.
37. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников [Текст] / Н.П. Локалова //М.:2000
38. Лэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. [Текст] / Х. Ледьюсон, Ч. Шеффер // - СПб.: Питер, 2000.
39. Мадорский, Л.Р. Глазами младших школьников. Книга для учителя. [Текст] / Л.Р. Мадорский //М.: Просвещение, 1991. 176с.
40. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. [Текст] / Журнал «Вопросы психологии» № 6, 1999
41. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. [Текст] / М.В. Матюхина // - Волгоград, 2003
42. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребёнком. [Текст] / Н.Я. Михаленко // - М., Педагогика, 1990
43. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст] / Р.С. Немов // М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004. -573с.
44. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р.В. Овчарова// - М., 1996.
45. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. [Текст] / Р.В. Овчарова// - М., 1996.
46. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 405с.
47. Осницкий, А.К.Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности [Текст] / А.К. Осницкий // М.: Знание, 1986г. 80с.
48. Петрунек, В.П., Таран, Л.Н. Младший школьник [Текст] / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран // М., Знание 2001 г.
49. Полонская, Н.Н., Яблокова, Л.В., Акутина, Т.В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников [Текст] / Вестник Московского ун-та, Сер. XIV. Психология. 1997. №2.
50. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании[Текст] / Е.И. Рогов //- М.: Владос,1996
51. Семаго, Н.Я.,Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
52. Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
53. Степанов А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников //Территория науки. - 2006. — № 1. - С. 162.
54. Сидорова, И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / И.В. Сидорова. - СПб.: Детство Пресс, 2013. - 80 c.
55. Сорокина, Л.И. Интеллектуальное развитие детей. 3-4 г: конспекты практических занятий: методическое пособие / Л.И. Сорокина. - М.: Владос, 2014. - 127 c.
56. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c.
57. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 208 c.
58. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.
59. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 240 c.
60. Трясорукова, Т.П. Эффективное развитие: мышление, движение, речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 79 c.
61. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. [Текст] / С.Т. Танцоров // Рига.: «Эксперимент», 1997.
62. Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина// - М.: Просвещение, 1991.- 161с.
63. Хузеева Г.Р., Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. — 2002. — № 1.
64. Чернышева, Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у
детей младшего школьного возраста [Текст] // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. - 1997. - № 3. - С.22.
65. Шустова, М.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] // Вопросы психологии. - 1990. - № 2.
66. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное
пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 1999. - 288с.
67. Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина// - М.: Просвещение, 1991.- 161с.
68. . Эльконин. Д.Б. Психология обучения младших школьников [Текст] //
Педагогика и психология. - 1974. - № 10.
69. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года: Методическое пособие [Текст] / Е.А. Янушко. // - М.: Владос, 2015. - 269 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ