Введение 3
Глава 1. Роль и функции дополнительного образования в общеобразовательной организации 4
1.1. Роль дополнительного образования в системе непрерывного
образования 4
1.2. Цели, задачи, функции и формы организации дополнительного
образования 14
Глава 2. Характеристика образовательной организации и системы дополнительного образования (на пример МАОУ «Гимназия №4») 26
2.1. Общий анализ деятельности образовательной организации
МАОУ «Гимназия №4» 26
2.2. Анализ системы дополнительного образования МАОУ
«Гимназия №4» 47
Глава 3. Разработка мероприятий по развитию системы дополнительного образования в общеобразовательной организации 57
3.1. Разработка проекта: курс информационных технологий
«GameProStudio» 57
3.2. Оценка социально-экономического эффекта реализации проекта 63
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 79
Во всём мире высшие учебные заведения теряют свою роль как источника знаний в последней инстанции, что уж говорить про школы. Связано это с возрастающей популярностью дистанционных образовательных курсов, когда любой желающий имеет доступ к лекциям ведущих учебных заведений. У современного человека появилась возможность самому выстраивать образовательную программу, не покидая стен своего дома. Вариативность, доступность, непрерывность - отличительные черты будущего образования.
Проблема развития дополнительного образования в школах истоками уходит в советское прошлое, но и сегодня она не утратила своей актуальности. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью построения вариативной части образования. Это та часть школьного образования, которая нацелена на всестороннее развитие детей и имеет прикладной характер. Дополнительное образование призвано удовлетворить индивидуальные потребности развития каждого в отдельности взятого ребёнка, тем самым развивая самостоятельность, ответственность, мобильность, умение анализировать и принимать решения, творить и изобретать, а также стимулируя их тягу к знаниям. Изменилась социальная роль образования в информационном обществе. Впервые в истории происходит расслоение общества на высокообразованных и малообразованных, соответственно на «элиту» и «низший класс». «Низший класс» не может найти себе места в мире высоких технологий. Для России это очень опасная ситуации, т.к. слабая экономика страны не позволяет обеспечить «низшему классу» существенное социальное пособие. Выходом из сложившейся ситуации видится непрерывное образование, образование в течение всей жизни, которое способно дать возможность каждому человеку занять достойное место в жизни. Непрерывное образование напрямую связано с дополнительным образованием. Дополнительное образование является неотъемлемым компонентом непрерывного образования.
В современной научной литературе изучением проблемы развития системы дополнительного образования занимались Л.Н. Буйлова, М.А. Брутова, А.В.Леонтович, Н.А. Дибцева, Е.В. Никотина, М.Е. Гошин, С.Г. Косарегский, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, О.Е.Лебедев, А.Г. Асмолов, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина, Н.А. Соколова, Голованов В.П., А.М. Новиков, Шуклина Е.А..
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: система дополнительного образования.
Цель исследования: разработать проект по развитию дополнительного образования в МАОУ «Гимназия №4».
Гипотеза: развитие системы дополнительного образования МАОУ «Гимназия №4» может быть обеспечено организацией курсов информационных технологий.
Задачи исследования:
- обозначить место дополнительного образования в системе образования РФ и мире.
- провести анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие дополнительного образования.
- разработать проект по развитию системы дополнительного образования в общеобразовательной организации МАОУ «Гимназия №4».
Методы исследования. Системный анализ, синтез, сравнение, обобщение, SWOT-анализ, PEST-анализ, метод сценарной оценки проектов.
Результаты работы заключаются в разработке проекта по развитию системы дополнительного образования.
Практическая значимость заключается в разработке проекта по созданию детского it-центра на базе МАОУ «Гимназия №4».
В ходе исследования были изучены теоретические материалы по дополнительному образованию: понятие дополнительного образования, его роль в системе непрерывного образования, особенности организации в общеобразовательной школе, цели и функции, формы организации, проблемы и принципиальные отличия от внеурочной деятельности.
Проведен общий анализ деятельности общеобразовательной организации МАОУ «Гимназия №4» и системы дополнительного образования. Выявлены проблемы и противоречия.
На основе полученных результатов анализа деятельности МАОУ «Гимназия №4» разработан проект по внедрению курсов информационных технологий. Описан социально-экономический эффект проекта.
Проект «GameProStudio» заключается в создании курса по разработке компьютерных игр, который позволит:
- повысить престиж гимназии;
- предотвратит отток квалифицированных кадров в гимназии;
- повысит уровень привлекательности взаимодействия гимназии с ВУЗами технической направленности (информационные технологии);
- привлечёт внимание детей и родителей к IT сфере деятельности;
- повысит уровень конкурентоспособности гимназии на рынке платных дополнительных образовательных услуг;
- расширит список предоставляемых гимназией платных дополнительных образовательных услуг;
- развивать современные образовательные технологии взаимодействия учителей с учениками;
- улучшить систему подготовки квалифицированных научно-технических кадров в гимназии;
- повысить уровень удовлетворенности учеников и родителей
получаемыми платными образовательными услугами в гимназии;
- ученикам принимать участие в конкурсах, грантах и проектах IT направленности;
- повысить уровень успеваемости учеников по предмету «Информатика»;
- учениками приобрести навыки в направлении информационных технологий (разработка приложений, программирование и т.д.);
1. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: путь к себе Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова // Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой», вып. 32 - М.: Чистые пруды. 2010. - 32 с.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012
3. Институт статистики ЮНЕСКО Международная стандартная классификация образования 2011 - Канада, 2013 - 89 с.
4. Андриади И.П. Педагогический словарь / И.П. Андриади, С.Ю. Темина - М.: НИЦ ИНФРА-М. 2016. - 224 с.
5. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников. 2012. №6. с.3-8
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 N 373
7. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования от 17.12.2010 N 1897
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования от 17.05.2012 N 413
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от
12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
10. Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 N 1726-р
11. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова - Архангельск: ИД САФУ. 2014. - 218 с.
12. Иванова И.В. Вариативность как ведущая тенденция развития современного дополнительного образования в России / И.В, Иванова, В.А. Макарова // Вестник ТГПУ - Томск. 2015. с. 14 - 17
13. Соколова Н.А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в Росси / Н.А. Соколова // Вестник ЧГПУ - Челябинск. 2015. с. 102 - 106
14. Киселёва Е.В. Межвозрастное общение как фактор личностного развития школьников: автореферат / Е.В. Киселёва - М. 1995.
15. Мальцева А.А. Дополнительное образование как способ профилактики негативной девиации / А.А. Мальцева // Проблемы современной науки и образования - Иваново. 2016. с. 99 - 101
16. Назарова Е.А. Дополнительное образование детей как важный социальный ресурс увеличения человеческого капитала в современной России / Е.А. Назарова, С.С. Ушакова // Человеческий капитал - М: Объединенная редакция. 2014. с. 10 - 15
17. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
18. Буданцева М.В. Рекреационная деятельность как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста / М.В. Буданцева, А.В. Можейко // Сборник конференций НИЦ «Социосфера» - Прага: ООО НИЦ «Социосфера». 2014. с.22 - 24
19. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования / И.Р. Сорокина // Педагогическое образование в России - 2013. с. 79 - 84
20. Леонтович А.В. Дополнительное образование детей в современной образовательной системе / А.В. Леонтович // Педагогическое образование и наука - М: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования». 2014. с. 101 - 109
21. Никотина Е.В. - Роль дополнительного образования детей в современном обществе / Е.В. Никотина // Проблемы современного образования - Пенза - Ереван - Прага: ООО НИЦ «Социосфера». 2010. с. 77 - 85
22. Дибцева Н.А. Педагогическое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования детей в условиях сельской местности: автреферат / Н.А. Дибцева - М. 2014.
23. Власова В.Н. Культурообразующая функция региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования / В.Н. Власова // Культура. Наука. Интеграция. - Ростов-на- Дону: Южный федеральный университет. 2011. с. 30 - 35
24. Хуторской А.В. Дидактика / А.В. Хуторской - Санкт-Петербург: Издательство «Питер». 2017. с.720
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
26. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.г.
27. Горбатов А.В. Противостояние России и стран запада в условиях применения экономических санкций / А.В. Горбатов, О.С. Шаурина // Фундаментальные исследования - Пенза: Издательский дом «Академия естествознания». 2016. с. 565 - 570
28. Морозов С.И. Политическая безопасность современной России: актуальные проблемы и перспективы обеспечения / С.И. Морозов, И.А. Савченко // Политика обеспечения продовольственной безопасности современной России стран ЕАЭС: региональное измерение - Саратов: издательство «Саратовский источник». 2015. с. 110 - 117
29. Кравченко Л.Ю. Мифический рост российской экономики в 2017 году. URL: http://rusrand.ru/analytics/mificheskiy-rost-rossiyskoy-ekonomiki- v-2017-godu(дата обращения 01.01.2017)
30. Население России: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ 2016-2017 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://isp.hse.ru/monitoring(дата обращения 05.01.2017)
31. Завадская В.В. Влияние санкций на экономику России / В.В. Завадская, Д.Р. Сарсенова // Молодой ученый. - Казань: издательство «Молодой ученый». 2017. №10. с. 232-235
32. Индикаторы образования: 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017(дата обращения 10.01.2017)
33. Кузьминов Я.И. Регионам нужны деньги, а не свобода.
[Электронный ресурс]. URL:
https://lenta.ru/articles/2017/02/10/kuzminov_hse/(дата обращения 15.01.17)
34. Макаренцева А.О. Демография. URL:
http://economytimes.ru/?q=starshiy-ekonomist/demografiya-chislo-rozhdeniy- nachalo-padat(дата обращения 14.07.2017)
35. Соболевская О.В. Материнский капитал помог родиться
«отложенным» детям. [Электронный ресурс] URL:
https://iq.hse.ru/news/177666721.html(дата обращения14.07.2017)
36. Сергеев Е. Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии / Е. Сергеев - М: «Издательские решения». 2016. с. 200
37. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://isp.hse.ru/monitoring(дата обращения 15.07.2017)
38. Децильный коэффициент дифференциации доходов.
[Электронный ресурс] URL: https://businessman.ru/new-chto-takoe-decilnyj- koefficient.html(дата обращения 15.07.2017)
39. Социальное самочувствие РОССИЯН: МОНИТОРИНГ. [Электронный ресурс]
URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116346(дата обращения
16.07.2017)
40. Россия и четвертая промышленная революция. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/news/198548972.html(дата обращения 16.07.2017)
41. Россия 4.0: четвертая промышленная революция как стимул глобальной конкурентоспособности. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4277607(дата обращения 18.07.2017)
42. «Дорожная карта» НТИ по развитию передовых производственных технологий одобрена советом по модернизации. [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/news/63844/(дата обращения 19.07.2017)
43. Сибагатуллина Л.И. Цифровая экономика в современной России / Л.И. Сибагатуллина // Современные технологии в мировом научном пространстве - Уфа: ООО «Аэтерна». 2017. с. 153 - 155
44. Доклад НИУ ВШЭ «Цифровая экономика: глобальные тренды и
практика российского бизнеса». [Электронный ресурс]. URL:
https://imi.hse.ru/pr2017_1(дата обращения 20.07.2017)
45. Программа «Цифровая экономика». [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4451565(дата обращения 20.07.2017)
46. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
47. Отчет о деятельности МАОУ «Гимназия №4» за 2014-2015 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: http://gymn4.ru(дата обращения 22.07.2017)
48. Отчет о результатах самообследования на 1 сентября 2015 года МАОУ «Гимназия №4». [Электронный ресурс]. URL: http://gymn4.ru(дата обращения 22.07.2017)
49. Отчет о результатах самообследования на 1 сентября 2016 года МАОУ «Гимназия №4». [Электронный ресурс]. URL: http://gymn4.ru(дата обращения 22.07.2017)
50. Отчёт о результатах самообследования на 1 сентября 2017 года МАОУ «Гимназия №4». [Электронный ресурс]. URL: http://gymn4.ru(дата обращения 22.07.2017)
51. Программа развития «Пространство Успеха» на 2017-2021 г.г. МАОУ «Гимназия №4». [Электронный ресурс]. URL: http://gymn4.ru(дата обращения 22.07.2017)
52. Постановление СФ ФС РФ от 20.04.2016 N 154-СФ «О развитии информационных технологий в Российской Федерации и мерах поддержки отечественной ИТ-отрасли»
53. Автономов А.С. Оценка социальных проектов: учебное пособие / А.С. Автономов, Н.Л. Хананашвили - М: издательская группа «Юрист». 2014. с. 240
54. Дизайн проектов: конспект лекций МГТУ им.Шолохова. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5132669/(дата обращения 06.08.2017)
55. Положение об оказании платных образовательных услуг МАОУ «Гимназия №4» от 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gymn4.ru(дата обращения 06.08.2017)
56. Постановление администрации г. Красноярска от 17.06.2011 №
233 «Об утверждении тарифов на платные дополнительные
образовательные услуги»
57. Чистый дисконтированный доход: понятие и расчет.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/article/148714/mod_chistyiy- diskontirovannyiy-dohod-ponyatie-i-raschet(дата обращения 12.08.2017)
58. Сценарный подход как метод анализа проектных рисков. [Электронный ресурс]. URL: http://management-rus.ru/economics/scenarnii- podhod.php(дата обращения 12.08.2017)
59. Коэффициент вариации. [Электронный ресурс]. URL: http://allfi.biz/financialmanagement/RiskAndReturns/kojefficient-variacii.php(дата обращения 12.08.2017)
60. Шуклина Е.А. Неформальное образование как социокультурная
традиция [Электронный ресурс] URL: http://www.ssa-
rss.ru/abstract_bank/1251724518.pdf (дата обращения 14.08.2017)
61. Dave R.N. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects / R.N. Dave. - Hamburg, 1976. - P. 34.
62. Буйлова Л.Н. Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования [Электронный ресурс] URL: http://www.sworld.com.ua/simpoz2/31.pdf(дата обращения 14.08.2017)
63. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. 272 с.
64. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html(дата обращения 15.08.2017)
65. Российское образование-2020: модель образования для
экономики, основанной на знаниях развития образования 2020 / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
66. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект). [Электронный ресурс]. URL: Ейр://минобрнауки.рф/документы/2966 (дата обращения 15.08.2017)
67. Голованов В.П. Образование и новое классовое расслоение в постиндустриальном обществе / Голованов В.П. // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П.Горячкина. - М.: издательство РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева. 2010. №3. с. 7 - 10
68. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.А. Соколова. - Челябинск: издательство ЧГПУ. 2010. - 224 с.
69. Фомина А.Б. Актуальные проблемы учреждений
дополнительного образования / А.Б. Фомина // Классный руководитель. - 2002. - № 6. - С. 132-139.
70. Попова Г.Н. Социально-педагогическая и образовательная
деятельность детских внешкольных учреждений / Г.Н. Попова. -
Челябинск: Гл. упр. по делам образования, 1995.
71. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6 - 8.
72. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Е.Лебедев. - М.: Владос, 2000.
73. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002.
74. Разъяснительное письмо о сравнении внеурочной деятельности и
дополнительного образования [Электронный ресурс] URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe- obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/raz-yasnitelnoe-pismo-o-sravnenii- vneurochnoj-deyatelnosti-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html(дата обращения 17.08.2017)
75. Гошин М.Е. Директора организаций дополнительного
образования детей: профессиональные позиции и стратегии.
Информационный бюллетень. / М.Е. Гошин, С.Г. Косарегский - М : НИУ ВШЭ. 2017. - 48 с.