ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Понятие творчества в педагогическом аспекте 6
1.2 Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих
способностей обучающихся 18
1.3 Преимущества лепки перед другими видами ДПИ для развития
творческих способностей обучающихся 5 класса 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1 Диагностическое исследование уровня развития творческих
способностей 31
2.2 Организация работы по развитию декоративно-прикладной 40
творческой деятельности обучающихся 5 класса 40
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 1 59
Приложение 2 61
Приложение 4 65
Приложение 5
Образование сегодня ориентировано на формирование конкурентоспособной личности обучающегося, на подготовку подрастающего поколения к реальной жизни. Поэтому на каждой ступени обучения различными средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике самостоятельность, инициативность и конечно творческое мышление. Причем в осуществлении этих целей учителю помогает не только организация основного процесса обучения, но и хорошо продуманная система дополнительных занятий по предмету.
Дополнительное образование - “это мотивированное образование, которое позволяет обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно” во внеурочное время [10]. Ведь урок не допускает отклонений и ограничен во времени, даже если класс заинтересован каким-либо вопросом. По другому дело обстоит с внеклассными занятиями, не связанными планами и временными сроками.
В содержание учебного предмета Технология для 5 класса под редакцией В.М. Казакевича включено лишь 5 практических работ, которые можно назвать рукоделием с элементами декоративно-прикладного искусства, но ведь именно декоративно - прикладное искусство и изучение различных ремесел обладают огромным потенциалом для развития творческой личности обучающегося. Занятия формируют эстетический вкус, вооружают различными техническими знаниями , развивают трудовые умения и навыки, ведут подготовку к выбору профессии, открывая при этом ценность предметов народного творчества [18]. Таким образом, обучение по декоративно - прикладному искусству, позволяет решать очень многие задачи в образовании.
Актуальной и очень важной является проблема выбора тем, методов работы для дополнительного обучения в среднем звене, так как ДПИ обширная область искусства и существует множество видов художественной обработки материалов. В школе они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. При большом воспитательном значении они должны быть посильны и легки для обучающихся своими художественными, технологическими характеристиками. Важным условием является небольшое количество инструментов, доступность материалов, применяемых для создания изделий, соответствие выбранных видов декоративно-прикладного творчества требованиям безопасности труда и возможности проведения занятий в учебных кабинетах [18].
Конечно, много видов декоративно-прикладного творчества отвечают данным требованиям, мы считаем, что одним из развивающихся сегодня, перспективных направлений является лепка. В различных источниках очень много материала по обучению лепке дошкольного и младшего школьного возраста. А вот обучение лепке обучающихся среднего, старшего звена мало изучено, хотя занятия данным видом творчества позволяют решать другие, очень важные развивающие задачи.
Исходя из вышесказанного, была определена тема нашей дипломной работы: “Развитие умений декоративно-прикладной творческой деятельности обучающихся 5 классов”.
Объект исследования: декоративно-прикладная деятельность.
Предмет исследования: развитие умений декоративно-прикладной творческой деятельности обучающихся 5 классов в рамках программы дополнительного образования.
Цель исследования: выявить и создать условия для развития умений декоративно-прикладной творческой деятельности для обучающихся среднего звена по художественной лепке на занятиях дополнительного образования по технологии.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить сущность понятий: «творчество», «творческие способности», «декоративно-прикладное искусство», «художественная лепка»;
2. Выявить преимущества лепки перед другими видами декоративно - прикладного искусства для развития творческих способностей обучающихся 5 класса;
3. Подобрать методики измерения уровней творческих способностей обучающихся среднего звена;
4. Разработать программу художественной лепки для обучающихся 5 класса, направленную на развитие умений декоративно-прикладной творческой деятельности, в рамках дополнительного образования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, нормативных документов, наблюдение, тестирование, опытно-поисковая работа и ее анализ.
Гипотеза исследования: обучение лепке обучающихся 5 класса в рамках программы дополнительного образования будет способствовать развитию их творческой декоративно-прикладной деятельности.
Практическая значимость заключается в разработке программы дополнительного образования по лепке для 5 класса, обеспечивающей эффективное развитие творческих умений. Данная разработка будет полезна для учителей технологии, педагогов дополнительного образования в школе, студентам-практикантам.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.
Целью исследования было изучение проблемы формирования творческих способностей учащихся среднего звена средствами декоративно-прикладного искусства и разработка программы дополнительного образования в целях развития творческих способностей и стимулирования интереса к художественно-творческой деятельности.
В рамках решения задач нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике.
Проведенный теоретический анализ исследований позволил решить стоящие перед нами задачи:
1. Изучены основные понятия: «творчество», «творческие способности», «творческие умения». Теоретическое изучение данной проблемы показало, что сих пор нет единого мнения по этому вопросу, данные понятия рассматриваются достаточно широко в различных аспектах: психологическом, философском, социальном, педагогическом. Наше внимание акцентировалось на характеристиках их сущности, на выявлении особенностей формирования в образовательном процессе, в рамках дополнительного образования. Отмечена важность использования ДПИ как средства развития творческих способностей обучающихся;
2. Анализ литературы позволил раскрыть понятие «лепка», определить, что она является компонентом декоративно-прикладного творчества, имеющая большое влияние на умственные, эмоциональные процессы и на творческие способности, креативность обучающихся 5 класса;
3. Рассмотрены диагностические методики для выявления уровня развития творческих способностей. Описаны уровни сформированности творческих способностей пятиклассников, проведенных на базе двух школ: «Средней общеобразовательной школе № 167» г. Казани и МАОУ «СОШ №30» г. Челябинска, показывающие необходимость развития творческих способностей и умений учащихся 5-х классов.
4. Разработана программа художественной лепки для обучающихся 5 класса «Арт-пластилин», направленная на развитие творческих способностей и умений в рамках дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства, а именно через художественную лепку. В основе программы лежат принципы: развивающего и воспитывающего характера обучения, научности содержания и методов учебного процесса, наглядности, доступности, сознательности и творческой активности.
Таким образом, можно сказать, что поставленная нами цель и задачи решены. Реализуя полноценное формирование интереса к художественно-творческой деятельности детей в среднем звене, педагог обеспечивает ценное становление, самовыражение, саморазвитие учащихся и достижение ими высоких результатов в творчестве и учебе.
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко, А.М. Елисеев.- М.:ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой деятельности. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 237с.
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., Изда-во «Астрель», 2011.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.319 с.
5. Большой психологический словарь [Электрон. ресурс] URL:
https://gufo.me/dict/psychologie dict(дата обращения 20.05.2023)
6. Власов, В. Г. Основы теории и истории декоративно - прикладного искусства: учебно-методическое пособие [Текст] / Виктор Власов. - Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2012.-156с.
7. Гегель Г. Наука логики. Т.3. -М., 1971.- С. 214-217.
8. Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] / Е. С. Голубева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
9. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб: Речь, 2006.-С. 253-262.
10. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст].- Ярославль: Академия развития, 2004.
11. Иванова И.Н. Рисование и лепка М.: Издательский центр Академия, 2011, с.83-105.
12. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников// Современные наукоемкие технологии. - 2015.-№ 12-1.-С. 99-102.
13. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст] : кн. для учителя : из опыта работы / Н.М. Конышева. - М. : Просвещение, 1985. -79 с.
14. Корешков В.В. Художественное образование для всех//М.С. Соколова, М.В. Соколов отв. Ред.). Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сборник статей. Вып. 13. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015, 267-273.
15. Лепская, Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика 5 рисунков [Текст] / Наталия Лепская. - Москва : научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1955. - 54 с.
16. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика// История античной эстетики. Т.4 - М.: Искусство, 1975. - 395 с.
17. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем/ М., 2004.
18. Маманов Б.И. Сохранить и привить традиции декоративно-прикладного искусства как из ведущих задач на уроках технологии /«Технология в школе» №7 2010 ежемесячный республиканский методический журнал стр.43-44
19. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности// вопросы психологии. - 1988. - №3. - С.70-75.
20. Научно-исследовательская работа на тему «Изучение творческого потенциала учащихся 5-7 классов [Электрон. ресурс] URL: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskava-rabota-na-temu-izuchenie-tvorcheskogo-potenciala-uchaschihsya-klassov-shkoli-posredstvom-izobrazitelnog-624277(дата обращения 21.05.2023)
21. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Борис Неменский. - Москва: Просвещение, 2000. - 148с.
22. Ницше. Введение в понимание его философствования/ Под ред. А.А. Ермаковой. - СПб.: Фонд Университет «Владимир Даль», 2004. - С.23-30
23. Новая философская энциклопедия (в 4-х томах, 2001) [Электрон. ресурс] URL:http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/newphilosophical/articles/1393/tvorc hestvo.htm(дата обращения 10.04.2023)
24. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ М., «Азъ»1995. - 920с.
25. Паньшина, И. Г. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Ирина Паньшина. - Москва : 1975. - 112с.
26. Педагогическое наследие: Коменский Я. А., Локк Дж., Руссо Ж. Ж, Песталоцци И. Г. [Текст] / сост. В. М. Кларин, А. И. Джуринский. - Москва: Педагогика, 1999. - С. 416.
27. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/ под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1986. - 224 с.
28. Сластенин В.А., Веретенкова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. -М.: Магистр, 1999. - 95 с.
29. Смирнова, Н. М. Творчество, смысл, толкование / Наталия Смирнова. - Москва: ИФ РАН, 2016. - 139с.
30. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации [Текст] / авт.-сост.: Л. В. Горнова [и др.]. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 250 с.
31. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Москва : Педагогика, 1990. - 288 с.
32. Толстых, В. И. Эстетическое воспитание [Текст]/ В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. - Москва : Высшая школа, 1970. - 384 с.
33. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Большая Рос, энцикл. 1996. - 1 электрон, опт, диск(СЭ-КОМ). - Загл, с экрана.
34. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе: уч. пособие
для студ. муз. фак. и отд. высш. пед. учеб. заведения [Текст] / Людмила Школяр. - Москва : Академия, 2001. - 232 с.
35. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей/ Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1979.
36. Экспериментальное исследование развития творческих способностей [Электрон. ресурс] URL: http://alatzim.narod.ru>docs/issledov_work.doc(дата обращения 10.04.2023)
37. Яковлев А.Я. Философия творчества в диалогах Платона// Вопросы философии. - 2003.- №6. - С. 142-154