Введение 5
1 Проектирование электронного учебно-методического комплекса
«Психология профессиональной деятельности» 7
1.1 Анализ литературы и интернет-источников по вопросам разработки
электронных ресурсов 7
1.1.1 Анализ литературы 7
1.1.2 Анализ интернет-источников по средствам разработки
электронных образовательных ресурсов 8
1.2 Анализ рабочей программы дисциплины «Психология
профессиональной деятельности» 12
1.3 Общие требования по созданию электронных учебно-методических
комплексов 15
2 Описание электронного учебно-методического комплекса «Психология
профессиональной деятельности» 20
2.1 Педагогический адрес 20
2.2 Структура электронного учебно-методического комплекса
«Психология профессиональной деятельности» 20
2.3 Интерфейс и навигация по электронному учебно-методическому
комплексу 23
2.4 Наполнение содержанием электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» 35
2.4.1 Рабочая программа дисциплины «Психология профессиональной деятельности» 35
2.4.2 Теоретический блок электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» 38
2.4.3 Практический блок электронного учебно-методического комплекса
по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» 40
2.4.4 Контроль в электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» 42
2.5 Рекомендации по использованию электронного учебно-методического
комплекса «Психология профессиональной деятельности» 44
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 52
Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека, как субъекта труда, в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает. Выполнение трудовых функций накладывает на специалиста чрезвычайно большую ответственность, так как от эффективности и надежности его действий в значительной степени зависит качество работы и безопасность труда.
Дисциплина «Психология профессиональной деятельности» принадлежит к сравнительно молодой отрасли практической психологии, объектами изучения которой являются трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, персональные особенности личности сотрудника, оценка профессиональной деятельности, результаты изучения которых используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.
Все вышесказанное требует подготовки специалистов, готовых применять указанные рекомендации в своей профессиональной деятельности, кроме того, внедрение современных информационных технологий позволяет усовершенствовать процесс обучения. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения.
Объект исследования - процесс обучения обучающихся по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) по дисциплине «Психология профессиональной деятельности».
Предмет исследования - учебно-методические материалы по дисциплине «Психология профессиональной деятельности».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к структуре и содержанию электронных образовательных ресурсов.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники по
технологиям разработки электронных образовательных ресурсов.
3. Спроектировать структуру и интерфейс электронного учебнометодического комплекса по дисциплине «Психология профессиональной деятельности».
4. Наполнить содержанием электронный учебно-методический
комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности».
Данный электронный учебно-методический комплекс может быть использован как для сопровождения процесса изучения дисциплины «Психология профессиональной деятельности», так и для организации самостоятельной работы студентов.
Учебные материалы предоставлены заведующей колледжем, кандидатом педагогических наук Шакуто Еленой Александровной.
Психология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития.
В рамках выпускной квалификационной работы создан электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности», который включает в себя теоретические и практические сведения по вопросам сущности и структуры психологии профессиональной деятельности, контрольный инструментарий по данной дисциплине, а также требования по выполнению, оформлению и защите отчетной документации.
На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ литературы и интернет-источников с целью определения требований, предъявляемых к структуре и содержанию электронных образовательных ресурсов, а также к интерфейсу и подаче материала в обучающих комплексов для подготовки студентов. Кроме того, были проанализированы программные продукты, позволяющие создавать подобные ресурсы и выбран программный продукт JOOMLA!, преимущества использования которого состоит не только в широких возможностях в осуществлении управлением контентом (есть очень много настроек и десятки интерфейсов, что помогает вам создавать, организовывать, сортировать и отображать контент самыми разными способами.); безопасностью (постоянные обновления повышают безопасность); легкость в настройках меню, за несколько движений возможно создать или удалить новые элементы меню; модульность, но и JOOMLA! имеет модули, которые позволяют создать любой сайт под свои нужды; простота в добавлении и корректировке имеющейся информации, наличие визуального редактора, интерфейс которого интуитивно понятен и схож с текстовым редактором MS Word; смена шаблона осуществляется в любой момент работы с JOOMLA!; SEO, имеется возможность задать вопросы на форумы и разработчикам для помощи в использовании программного продукта
На следующем этапе подготовки выпускной квалификационной работы из всего изобилия представленного заказчиком материала были выбраны рабочая программа дисциплины, конспект лекций, методические указания для выполнения практических заданий, контролирующий инструментарий, представленный проектами и вопросами для подготовки к дифференцированному зачету.
При разработке интерфейса электронного учебно-методического комплекса учитывались не только психофизиологические особенности восприятия цветовых решений, но и методические требования, предъявляемые к информационным образовательным ресурсам. Наполнение содержанием осуществлялось с помощью встроенного в JOOMLA! визуального редактора и менеджера данных.
На заключительном этапе выполнения выпускной квалификационной работы были разработаны методические рекомендации по использованию электронного учебно-методического комплекса при изучении дисциплины «Психология профессиональной деятельности».
Таким образом, задачи решены, цели достигнуты.
1. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://bookap.info/ (дата обращения: 12.04.2016).
2. Библиотека психологического форума MyWord.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.myword.ru (дата обращения: 12.04.2016).
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст]: учеб. пособие / В. П. Беспалько. — 2-е изд. — М.: Московского психолого-социального института, 2012. — 352 с.
4. Бичеев М.А. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие / М. А. Бичеев; СибАГС. — Новосибирск, 2004. — 216 с.
5. Глуханюк Н. С. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина. — Екатеринбург: Академический проект, 2005. — 368 с.
6. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. — 144 с.
7. Григорьев С. Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения [Текст]: научное издание / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. И. Макаров. — 2-е изд. — Самара: Самарской государственной экономической академии, 2011. — 321 с.
8. Громкова М. А. Конструирование содержания в инновационной Парадигме [Текст] / М. А. Громкова. / Высшее образование в России. — 2004. — №10. — С.3-11.
9. Джумла.ру [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://joomla.ru (дата обращения: 12.06.2016).
10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] /
Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 244 с.
11. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Карандашев. - 2-е изд. — М: Академия, 2003. — 382 с
12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
13. Корниенко Н.А. Психология профессиональной деятельности [Текст]: метод. пособие / Н. А. Корниенко; 3 изд., перераб. — Новосибирск; СибАГС, 2004. — 132 с.
14. Мир психологии [Электронный ресурс].— Режим доступа:
http://psychology.net.ru/articles/ (дата обращения: 12.04.2016)
15. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / М. Ю. Олешков. — 3-е изд. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с....27