Введение 4
1 Теоретические основы разработки виртуального тура 7
1.1 Понятие виртуального тура 7
1.2 Необходимость создания виртуального тура для Новоуральского
историко-краеведческого музея 12
1.3 Анализ виртуальных туров 14
1.4 Анализ литературы и интернет-источников по теме исследования 16
1.5 Обзор программных приложений для сборки панорам и создания
виртуальных туров 18
1.5.1 Обзор приложений для сборки панорам 18
1.5.2 Обзор приложений для создания виртуальных туров 22
1.6 Анализ аппаратных средств для создания виртуального тура 24
1.6.1 Анализ фотоаппаратов 24
1.6.2 Анализ панорамных головок 30
2 Описание виртуального тура 35
2.1 Общее описание виртуальной экскурсии 35
2.2 Подготовка фотоматериала 38
2.3 Подготовка и монтаж сферических панорам 39
2.4 Интерфейс виртуальной экскурсии 42
2.5 Рекомендации по использованию 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 53
В век широкого применения информационных технологий специалисты отмечают тенденцию снижения у молодых людей интереса к посещению культурных учреждений любого вида и направления. Для музейного сообщества одной из главных задач становится привлечение молодого поколения в музей и одним из путей решения этой проблемы может стать виртуализация музеев.
Виртуальные туры стали одним из убедительных и интересных способов представления информации. Благодаря им у зрителя создается впечатление присутствия, что дает возможность погрузиться в музейный мир, не выходя из дома [8].
Виртуальный музей может вместить в себя множество предметов из музейного фонда и других объектов культурного наследия.
Технология виртуализации музейных фондов позволяет путешествовать по виртуальным музеям и любой части света, не выходя из дома.
Виртуальные туры позволяют перемещаться по залам, коллекциям, выставкам, получать необходимую информацию исторической, культурной направленности в реальном времени, приобщают молодое поколение к сфере культуры и соответствуют их способам восприятия информации.
Главным достоинством виртуальных туров является их доступность и возможность детального рассмотрения экспонатов. В каждом учебном заведении имеются мультимедийные средства обучения, при помощи которых доступ к виртуальной среде становится возможен в стенах учебных заведений.
Такие туры дают возможность дистанционного ознакомления с объектами культурного, исторического наследия, что в свою очередь повышает уровень интереса к музейной сфере [7].
Новоуральский историко-краеведческий музей начал процесс виртуализации своих фондов несколько лет назад с разработки виртуальной выставки «Вся жизнь - наука», которая охватывает информацию о закрытых территориальных образованиях (ЗАТО) Свердловской области, об истории становления города Новоуральска и «Уральского электрохимического комбината» (УЭХК), а также о почетных гражданах города [13].
Шагая в ногу со временем, музей ежегодно предлагает новые формы воспитательной работы, в том числе виртуальные туры, формирующие у посетителей компетенции, связанные с освоением социокультурного виртуального пространства, выбором пути собственного культурного развития.
Виртуальные туры являются новой реальностью в развитии музея. Основанные на реальных экспонатах, они, находясь в сети Интернет, расширяют возможности пользователей, но при этом сохраняют историческую важность и функции музея.
В 2016 году руководством музея было принято решение о продолжении работы по виртуализации, в том числе решение о создании виртуального тура по основным залам.
Для создания виртуального тура необходимы средства разработки, которые смогут обеспечить полноценное наполнение контентом, обеспечивающие качество виртуального тура (наличие точек перехода, плавность перемещений, возможность звукового сопровождения, интерактивность и т.д.), а также тщательное планирование и подготовка материалов (отбор имеющихся, съемка фотоматериалов, их обработка и т.д.). Качественно разработанный виртуальный тур повышает уровень интереса к музею, способствует формированию имиджа музея как современного, идущего в ногу со временем учреждения культуры.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Новоуральский историко-краеведческий музей.
Предметом исследования являются материалы для создания виртуального тура.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать виртуальный тур по основным залам Новоуральского историко-краеведческого музея.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать литературу, интернет-источники по теме исследования и аналогичные виртуальные туры;
• провести обзор средств разработки виртуальных туров и выбрать необходимые средства для реализации;
• подготовить материалы, необходимые для разработки виртуального тура: фотографии, интерактивная карта, звуки, панорамы;
• создать виртуальный тур.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы и интернет-источников, в ходе которого определено понятие виртуального тура, выделены типы виртуальных туров и требования к ним;
2. Определена необходимость создания виртуального тура для музея, который ведет планомерную работу по виртуализации своих фондов;
3. Проанализированы существующих виртуальные туры, что позволило выявить их основные элементы;
4. Проведен обзор средств разработки виртуальных туров и выбраны необходимые средства для его реализации, изготовлено необходимое дополнительное устройство для панорамной съемки;
5. Подготовлены материалы, необходимые для разработки виртуального тура: фотографии, интерактивная карта, звуки, видео;
6. Реализован виртуальный тур по муниципальному бюджетному учреждению культуры «новоуральский историко-краеведческий музей» по следующим залам:
• «Мир природы»;
• «Наш край в прошлом»;
• «Ради жизни на земле»;
• «Наш город».
Интерфейс виртуального тура интуитивно понятный, что обеспечивает возможность комфортной работы различных категорий пользователей. Для перемещения используется интерактивная панель со стандартными элементами управления.
Всплывающее меню, точки перехода, план помещения, который отображает место, в котором находится зритель, обеспечивают комфортный режим просмотра виртуальной экскурсии.
Реализована аудио поддержка: музыкальное сопровождение, дополнительные звуковые эффекты (пение птиц, звуки, издаваемые животными и др.) в зале «Мир природы», которые усиливают создаваемое впечатление;
7. Разработаны рекомендации по использованию данного виртуального тура преподавателями образовательных учреждений и работниками музея.
Таким образом, можно считать, что задачи выпускной квалификационной работы полностью решены, а цель достигнута.
1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchitel- izd.ru/news/1962/131332/ (дата обращения: 24.05.2016).
2. Виртуальные туры музеев Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://культура.екатеринбург.рф/articles/569/i168230/ (дата обращения: 24.02.2016).
3. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osvita.ua/school/lessons_summary/education/36910/ (дата обращения: 31.03.2016).
4. Виртуальные туры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fotosfera.kz/virtual-tur/157 (дата обращения: 01.06.2016).
5. Воронович В. М. Музейная педагогика [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-
muzeinayapedagogika (дата обращения: 23.02.2016).
6. Горбылева З. М. Экскурсоведение [Текст]: учеб. пособие / З. М. Горбылева, Н. В. Савина — Минск: БГЭУ, — 2004. — 335 с.
7. Крюкова П. С. Виртуализация музеев: опыт студенческих проектов [Тест] / Крюкова П. С., Нарваткина Н. С. // Новые информационные технологии в образованиии: материалы VIII междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г. - ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — Екатеринбург, 2016. - С. 278-282.
8. Неводник Л. А. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //notatka. com. ua/publ/metodika_suchasnogo_uroku/tekhnologij i_ navchannj a/virtualnaj a_ehkskursij a_kak_odna_iz_ehffektivnykh_form_organizacii _uchebnogo_processa/11-1-0-2728 (дата обращения: 26.05.2016).
9. Обзор программ для создания виртуальных фотопанорам
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
www.compress.ru/article.aspx?id=21407&iid=976 (дата обращения: 01.03.2016).
10. Обзор Olympus SP-560UZ [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://tech.onliner.by/2008/03/25/sp_560uz/ (дата обращения:
26.05.2016).
11. Общий обзор доменов верхнего уровня (gTLDs) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://info.nic.rU/st/9/out_1840.shtml (дата обращения: 22.02.2016).
12. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mkrf.r1u/documents/recomme- ndations/virtmuseums (дата обращения: 22.02.2016).
13. Официальный сайт Новоуральского историко-краеведческого музея [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nmuseum.ru/ (дата обращения: 18.02.2016).
14. Официальный сайт Adobe [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.adobe.com/ru/ (дата обращения: 18.01.2016).
15. Официальный сайт Kolor [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kolor.com (дата обращения: 02.03.2016)....29