РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность творческого воображения в психологии 6
1.2. Возрастные особенности воображения детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения
младших школьников 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.3. Программа развития творческого воображения младших школьников . 37
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность творческого воображения в психологии 6
1.2. Возрастные особенности воображения детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения
младших школьников 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.3. Программа развития творческого воображения младших школьников . 37
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
Под воображением в самом широком смысле понимают процесс, протекающий в образах. В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.).
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения [2].
Ряд исследователей (Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий [3]. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.
О.М. Дьяченко обращает внимание на необходимость и своевременность развития творческого воображения в младшем школьном возрасте, отмечает, что в процессе школьного обучения тренируются такие психические процессы, как память, восприятие, и мышление, а развитию творческого воображения уделяется недостаточное внимание [3].
Цель исследования - изучить возможности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить уровень развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: творческое воображение
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста будет результативным при условиях:
- реализации поэтапности развития творческого воображения
- использовании методов арт-терапии
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ сравнение и обобщение научной психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы исследования: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
- Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской
- Методика «Придумай свою сказку», Г.Д. Кирилловой
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №ХХ г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 40 источников.
Под воображением в самом широком смысле понимают процесс, протекающий в образах. В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.).
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения [2].
Ряд исследователей (Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий [3]. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.
О.М. Дьяченко обращает внимание на необходимость и своевременность развития творческого воображения в младшем школьном возрасте, отмечает, что в процессе школьного обучения тренируются такие психические процессы, как память, восприятие, и мышление, а развитию творческого воображения уделяется недостаточное внимание [3].
Цель исследования - изучить возможности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить уровень развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: творческое воображение
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста будет результативным при условиях:
- реализации поэтапности развития творческого воображения
- использовании методов арт-терапии
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ сравнение и обобщение научной психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы исследования: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
- Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской
- Методика «Придумай свою сказку», Г.Д. Кирилловой
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №ХХ г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 40 источников.
Творческое воображение выступает, как процесс противоположный мышлению, но воображения нет без мышления, и тем не мание оно не сводится к логике, так как в нем всегда присутствует преобразование чувственного материала. Творческое воображение является основой для создания новых образов, которые формируются без опоры на готовое описание и условное изображение.
Младший школьник и его творческое воображение активно развиваются как в процессе игры, так и в обычной продуктивной деятельности, все напрямую зависит от окружающего его мира, образа жизни, воспитания.
Воображение формируется от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Главной особенностью творческого воображения у младших школьников является внутренний интерес к процессу, спонтанность, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является поэтапное развитие творческого воображения и использование методов арт-терапии.
Возможными путями для его развития могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи, работа с музыкальными произведениями. использование приемов работы со сказками.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У младших школьников повысился уровень творческого вербального и невербального воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к творческой деятельности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто занимается творчеством, а передает в изображениях яркие и неординарные образы.
Младший школьник и его творческое воображение активно развиваются как в процессе игры, так и в обычной продуктивной деятельности, все напрямую зависит от окружающего его мира, образа жизни, воспитания.
Воображение формируется от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Главной особенностью творческого воображения у младших школьников является внутренний интерес к процессу, спонтанность, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является поэтапное развитие творческого воображения и использование методов арт-терапии.
Возможными путями для его развития могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи, работа с музыкальными произведениями. использование приемов работы со сказками.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У младших школьников повысился уровень творческого вербального и невербального воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к творческой деятельности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто занимается творчеством, а передает в изображениях яркие и неординарные образы.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста
в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе реализации музейных программ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ХЭНДМЕЙД» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в
процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021



