ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность творческого воображения в психологии 6
1.2. Возрастные особенности воображения детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения
младших школьников 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.3. Программа развития творческого воображения младших школьников . 37
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
Под воображением в самом широком смысле понимают процесс, протекающий в образах. В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.).
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения [2].
Ряд исследователей (Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий [3]. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.
О.М. Дьяченко обращает внимание на необходимость и своевременность развития творческого воображения в младшем школьном возрасте, отмечает, что в процессе школьного обучения тренируются такие психические процессы, как память, восприятие, и мышление, а развитию творческого воображения уделяется недостаточное внимание [3].
Цель исследования - изучить возможности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить уровень развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: творческое воображение
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста будет результативным при условиях:
- реализации поэтапности развития творческого воображения
- использовании методов арт-терапии
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ сравнение и обобщение научной психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы исследования: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
- Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской
- Методика «Придумай свою сказку», Г.Д. Кирилловой
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №ХХ г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 40 источников.
Творческое воображение выступает, как процесс противоположный мышлению, но воображения нет без мышления, и тем не мание оно не сводится к логике, так как в нем всегда присутствует преобразование чувственного материала. Творческое воображение является основой для создания новых образов, которые формируются без опоры на готовое описание и условное изображение.
Младший школьник и его творческое воображение активно развиваются как в процессе игры, так и в обычной продуктивной деятельности, все напрямую зависит от окружающего его мира, образа жизни, воспитания.
Воображение формируется от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Главной особенностью творческого воображения у младших школьников является внутренний интерес к процессу, спонтанность, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является поэтапное развитие творческого воображения и использование методов арт-терапии.
Возможными путями для его развития могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи, работа с музыкальными произведениями. использование приемов работы со сказками.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У младших школьников повысился уровень творческого вербального и невербального воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к творческой деятельности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто занимается творчеством, а передает в изображениях яркие и неординарные образы.
1. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности.// Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 79-84.
2. Апшева С.Ю., Малухова Ф.В. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображениямладших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=19619(дата обращения: 04.05.2018).
3. Боровик О. В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. М., 2000. 210 с.
4. Брушлинский А. В. Субъективное мышление, учение, воображение. Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 2006. 374 с.
5. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. М.: Академия, 2015. 125 с.
6. Величко Ю.В. О соотношении понятий "креативность", "творческие способности", "творческое воображение", "творческое мышление" в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16. № 2-3. С. 629-631.
7. Волгуснова Е.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников.// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 3. С. 44-47.
8. Волгуснова Е.А. Формирование творческого воображения в процессе продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками:учеб-метод. пособие для работников сферы образования.- Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «ШДП»,2012. - 200 с
9. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников.// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 84-87.
10. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2014. - С. 26-32.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2001. - 93 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. 436 с.
13. Вяткина А.Г. Воображение как основа творческого процесса.// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 250-255.
14. Давыдова Л.С. Развитие творческого воображения в детском возрасте.// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 103-106.
15. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. 75 с.
16.Зеньковский В.В. Психология детства. М: Academia, 2009. 277 с.
17. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Флинта, 2015. - 179 с.
18. Ильенков Э.В. К проблеме воображения.// Вопросы психологии. 2017. - № 5. С. 34-38.
19. Кора Н.А. Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения: дис. ... канд. псих. наук. - Иркутск, 2008. - 182 с.
20. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 57-68.
21. Кудрявцев В.Т. Природа и генез воображения // Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 2009. С. 155-171.
22. Курилова А.С. Сущность понятия "творческое воображение" у детей младшего школьного возраста.// Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 193-197.
23. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 2004. № 6. С. 33-42
24. Морозова О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте.// Инновации в науке. 2013. № 20. С. 71-77.
25. Москвина А.В., Абленина Н. Роль воображения в художественно-творческом развитии учащихся.// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2000. № 6. С. 109-113.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2016. 608 с.
27. Никитин В.Е. Воображение и вымысел // Рациональность и вымысел. СПб., 2013. С. 47 49.
28. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности.// Педагогика искусства. 2007. № 1. С. 10-17.
29.Остапенко Е.А. Творческое воображение и его роль в развитии личности.// Актуальные проблемы современного музыкального образования Сборник материалов областной научно-практической конференции Таганрогского института имени А. П. Чехова. Научные редакторы: Карнаухова Т.И.; Бурякова Л.А.; Помазкина Н.Ф. 2016. С. 153-158.
30. Пяташ Е.А. Развитие художественно-творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.// В сборнике: Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольниковматериалы межвузовской научно-практической конференции. Отв. редактор С.Б. Шухардина. 2015. С. 123-127.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2018. 1096 с.
32. Саламова Ю.Х. Художественно-творческие методы по развитию воображения у школьников.// Искусство как феномен культуры: современные процессы в науке, творчестве, образовании материалы заочной Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета искусств и дизайна. 2016. С. 127-130.
33. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: сравнительно-исторический анализ. СПб., 2012. 183 с.
34. Слепцов В.П. Развитие творческого воображения у младших школьников.// В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. С. 29-31.
35. Суняйкина Т.В., Хуторова А.С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников.// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S7. С. 106-110.
36. Ткаченко О.Н. Способы развития творческого воображения.// В сборнике: Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции. Главный редактор Дмитриева Л.М.. 2014. С. 71-74.
37. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер, К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120-127.
38. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Просвещение, 2001. С. 15-146.
39. Художественное творчество и ребенок : коллект. монография / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1992.-286 с.
40. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий "воображение", "творческое воображение" в психолого-педагогической литературе.// Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 1053-1055.