ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1 Возрастные особенности юных баскетболистов 5
1.2 Значение общей и специальной подготовки 13
1.3 Особенности воспитания двигательных качеств 19
1.4 Специфические особенности игры в нападении 30
1.5 Характеристика бросков 33
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Методы исследования 39
2.2 Организация исследования 41
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 45
3.1 Методика воспитания двигательных качеств 45
3.2 Методика повышения результативности бросков со средних
дистанций 47
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
4.1 Результаты исследования уровня развития физических способностей 54
4.2 Результаты исследования повышения точности бросков со средних дистанций 57
ВОВОДЫ 61
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Актуальность: современный спортивный баскетбол - это сложный вид спорта, требующий от спортсменов атлетической подготовки и совершенного владения навыками игры. Это командная игра, в которой побеждает отлично сыгранный коллектив, игроки которого чётко знают и строго выполняют свои роли, дружно и самоотверженно добиваются игрового превосходства над командой соперников. Мяч в кольцо забрасывает один игрок, условия же для этого готовят все пять игроков команды. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - её главная цель. Для успешного участия в игре, каждый баскетболист должен не только умело принимать передачи, ловлю и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций при противодействии соперника. Без высокой результативности бросков нельзя победить даже слабую команду соперника.
За последнее время игра стала очень интенсивной. Это выражается прежде всего в повышении маневренности, подвижности игроков, в их стремлении активно бороться за мяч или место на каждом участке площадки.
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки. Физическая подготовка тесно связана со всеми другими сторонами подготовки баскетболистов. Высокий уровень развития быстроты, силы, ловкости, выносливости становится главным условием овладением техникой и тактикой баскетбола. В тоже время реализация физической подготовки способствует формированию важных психических и морально-волевых качеств.
Наблюдение за игрой баскетболистов 14-15 лет выявили, что они не могут результативно играть в нападении на протяжении 40 минут. К концу встречи значительно снижаются показатели попадания мяча в корзину со средних и дальних дистанций, что говорит о недостаточном уровне развития физических качеств.
В современном баскетболе уровень развития физических качеств является определяющим фактором (наряду с техникой и тактикой) результативности игры в нападении.
Цель исследования: подобрать методику повышения уровня двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости), способствующую повышению результативности бросков со средней дистанции.
Объект исследования: процесс обучения баскетболу юношей 14-15 лет во внеурочных занятиях.
Предмет исследования: методика воспитания двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости) как фактора, влияющего на результативность бросков со средней дистанции.
Гипотеза: предполагаем, что с повышением уровня развития двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости) повышается результативность бросков со средней дистанции.
Задачи:
1. Изучить, проанализировать литературные источники, содержащие сведения по изучаемому вопросу;
2. Выявить уровень развития двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости) и уровень целевой точности обучающихся 14-15 лет;
3. Подобрать и экспериментально обосновать методику повышения уровня двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости) и целевой точности у баскетболистов 14-15 лет.
Методы исследования:
- теоретический: обзор и анализ научно-методической литературы по данному направлению; синтез и обобщение;
- эмпирический: наблюдение, эксперимент;
- контрольные испытания (тестирование).
База исследования: исследование проводилось в 2-х группах на базе МБОУ СШ № 81 г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, четыре главы, заключение и список использованных источников. В списке источников использован 57 источник.
Исследования, проведенные с обучающимися баскетболу, показали, что:
1. применение в тренировке обучающихся большого разнообразия специальных упражнений при строгой их регламентации положительно влияет на воспитание двигательных способностей;
2. выявлена взаимосвязь уровня развития двигательных способностей и результативности бросков со средней дистанции;
3. подобранная методика воспитания двигательных качеств как фактора, влияющего на результативность бросков со средней дистанции у обучающихся баскетболу 14-15 лет, в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть использована в практической работе преподавателя по баскетболу.
1. Анискина, С.Н. Факторы, определяющие эффективность бросков с дистанций в баскетболе у школьников старшего возраста / С.Н. Анискина, Ю.М. Попов // Физическая культура: Воспитание, Образование, Тренировка. - 2002. - №3. - С. 22-26.
2. Антонова, О.В. Очерки по возрастной физиологии / О.В. Антонова. - М.: Медицина, 2010. - 365 с.
3. Анюхин, П.К. Очерки физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.
4. Бегиджанов, М.Г. К вопросу о влиянии различных по объему и интенсивности нагрузок на точность движений: сб. .научн. тр. / М.Г. Бегиджанов; ГИФК. - Тбилиси, 1990. - 230 с.
5. Бережная, Е.К. О роли двигательной обратной связи в точностных движениях / Е.К. Бережная // Управление движениями. - Л.: Наука, 1970. - С. 71-82.
6. Бернштейн, Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.:Медицина, 1962. - 214 с.
7. Бондарь, А.И. Методика измерения целевой точности и временных характеристик при выполнении передач в баскетболе / А.И. Бондарь, Э.М. Клугерман; Белорус. гос. ин-т физ. культуры. // Вопросы теории и практики ФК и спорта. Ч. 1: материалы 2-ой респ. конф. - Минск, 1994. - С. 139-140.
8. Бондарь, А.И. Точность и скоростной вариант техники в баскетболе / А.И. Бондарь // Вопросы теории и практики ФК и спорта: материалы 3-ей респ. конф. / Белорус. гос. ин-т физ. культуры. - Минск, 1995. - С. 7-13.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 253 с.
10. Волахов, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волахов. - Киев: Олимпийская культура, 2002. - 239 с.
11. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. - М: Гранд, 2002. - 338с.
12. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 1997. - 221 с.
13. Голомазов, С.В. Корреляционный анализ точности баскетбольных передач / С.В. Голомазов, В.В. Чикалова; Волг. ГИФК // Особенности подготовки юных спортсменов. - Волгоград, 1991. - С. 93-98.
14. Грассис, А.М Специальные упражнения баскетболистов / А.М. Грассис. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 19 с.
15. Григорьев, О.А. Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе. - 2001. - №6 - С. 46-48.
16. Гуревич, И.А. 300 соревнований, заданий по физическому воспитанию / И.А. Гуревич. - Минск: Выш. шк., 2001. - 120 с.
17. Донской. Д.Д. Биомеханика: учебник для инс. / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 264 с.
18. Дрюэт, Д. Баскетбол. Спорт для начинающих : пер. с англ. / Д. Дрюэт, П. Мэйсон. - М. : АСТ, 2003. - 48 с.
19. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.]. - М.: Академия, 2004. - 520 С.
20.Залкинд, М.С. Воспроизведение быстрого и точного движения / М.С. Залкинд // Журнал высшей нервной деятельности. - 1966. - Вып. 6. - С. 965-973.
21.Зарипов, Т.В. Физическая подготовка спортсменов. Основы теории и методики воспитания / Т.В. Зарипов. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 200 с.
22. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 200 с.
23.Зубкова, М. Связь эффективности тренировки баскетболистов 11-12 лет с объемом и интенсивностью нагрузки / Зубкова М.; Моск. гос. акад. физ. культуры. // Нагрузки: тезисы докладов XXII научной конференции студ. и молодых ученых Мосспортакадемии. - Малаховка, 1998. - Вып.8. - С. 83-84.
24. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1980. - 46 с.
25. Касымов, А.Ш. Исследование динамики точности действий баскетболистов в ходе игровой деятельности: сб. науч. работ молодых учёных / А.Ш. Касымов; ГДОИФК им. Лесгафта. - Л., 1992. - 38 с.
26. Келлер, В.С. Влияние специфических методов тренировки на совершенствование точности штрафных бросков в баскетболе. / В.С. Келлер, Р.С. Мозола. - М.:ВНИИФК, 1996. - 53 с.
27. Кожевникова, З.И. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста: специальные упражнения / З.И. Кожевникова. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 172 с.
28. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-6.
29. Костикова, Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет. / Л.В. Костикова, А.А.Шерстюк, И.Н. Григорьевич. - М.: РГАФК, 1993. - 32 с.
30. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М.: ФиС, 1951. - 519 с.
31. Кузин, В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В.Кузин, С.А. Полиевский. - М.: ФиС, 2002. - 136 с.
32. Лукьяненко, В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение / В.П. Лукьяненко // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №11. - С. 2-9.
33. Лях, В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №3. - С. 31-35.
34. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск: Полымя, 1989. - 159 с.
35. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №7. - С. 17-20.
36. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А.Бернштейна / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С. 21-25.
37. Лях, В.И Понятие «координационные способности» и ловкость / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1983. - №8. - С. 44-47.
38. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте /В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №3. - С. 15-18.
39. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» /В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №2. - С. 49-52.
40. Назаренко, Л.Д. Место и значение точности как двигательно¬координационного качества / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №2. - С. 30-36.
41. Назаренко, Л.Д. Как развивать меткость? /Л.Д.Назаренко, П.А.Дергунов // Физическая культура в школе. - 2002. - №2. - С. 32-35.
42. Назаренко, Л.Д. Влияние точности выполнения движений на эффективность их усвоения школьниками младшего возраста / Л.Д. Назаренко, Е.Е. Фунина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №6. - С. 47-50.
43. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
44. Нестеровский, Д.И. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: учебно-методическое пособие / Д.И. Нестеровский. - Пенза: ПГПУ, 2003. - 120 с.
45. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по ФК / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 112с.
46. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -142 с. .
47. Портных, Ю.И. Спортивные и подвижные игры: учебник для физ. техникумов / Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 382 с.
48. Поляков, М.И. О развитии физических качеств /М.И. Поляков // Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С. 18-19.
49. Радзиевский, А.Р. Взаимодействие анализаторных систем и надежность двигательных действий / А.Р. Радзиевский, А.А. Приймаков, В.П. Ткачук // Физиологические основы управления движениями при спортивной деятельности. - М., 1993. - С. 86-88.
50. Сковородникова, Н.В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов / Н.В. Сковородникова, С.В.Голомазов // ФК: Воспитание, Образование, Тренировка. - 2000. - №1. - С. 28-30.
51. Сковородникова, Н.В. Возрастная динамика становления целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10-16 лет и условия их совершенствования: автореф.дсс.канд.пед.наук / Н.В. Сковородникова. - М., 1999. - 22 с.
52. Смирнов, Ю.Г. Влияние утомления на целевую точность баскетболиста / Ю.Г. Смирнов // Помехоустойчивость движений спортсмена. - Волгоград, 1991. - С. 36-40.
53. Сологуб, Е.Б. Биопотенциал мозга при точностных действиях баскетболистов / Е.Б. Сологуб // Теория и практика ФК. - 1991. - №4. - С. 28-31.
54. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - М.: ФИС, 1975. - 208 с.
55. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин.
- М.: Физкультура и спорт. - 2000. - 232 с.
56. Филлипович, В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости / В.И. Филлипович // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №2. - С. 49-52.
57. Чикалов, В.В. О совершенствовании методики передач мяча в баскетболе /
B. В. Чикалов // Вопросы управления подготовкой юных спортсменов. - Волгоград, 1994. - С. 35-38.
58. Элашвили, В.И. Игры - средство физического воспитания / В.И. Элашвили // Физическая культура в школе. - 2002. - №1. - С. 8-12.
59. Янанис, С.В. Ещё раз о ловкости и её разновидностях / С.В. Я нанис // Теория и практика физической культуры. - 1985. - №7. - С. 21-23.
60. Яхонтов, Е. Р. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е. Р. Яхонтов, Л.
C. Кит. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 71 с.