ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Особенности развития детей младшего подросткового возраста 12
1.3. Особенности межличностных отношений детей младшего подросткового
возраста 17
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация исследования межличностных отношений детей младшего
подросткового возраста 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования межличностных
отношений детей младшего подросткового возраста 27
2.3. Программа развития эффективных межличностных отношений детей
младшего подросткового возраста 34
2.4. Результаты апробации программы развития эффективных
межличностных отношений детей младшего подросткового возраста 38
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Тема межличностных отношений традиционна для отечественной психологии. Ее тщательно прорабатывали такие именитые психологи, как Б.Г. Ананьев [2], А.А. Бодалев [8], Я.Л. Коломинский [25], И.С. Кон [26], В.Н. Мясищев [36] и пр. Ими исследовались специфические особенности межличностных отношений, механизмы их формирования и развития, уделялось значительное внимание их развития с точки зрения онтогенеза - т.е. постепенно рос уклон в определение возрастной специфики межличностных отношений, что имеет важную значимость: межличностные отношения выступают фактором развития личности практически на каждом этапе ее возрастного становления, однако наиболее значимую роль они имеют в подростковом возрасте.
Подростковый возраст и его психологическое содержание изучали Л.С. Выготский [10], В.С. Мухина [35], А.А. Реан [42], Д.И. Фельдштейн [46], Д.Б. Эльконин [51] и др. В подростковом возрасте личность интенсивно развивается, при этом определяющее значение для ребенка выступает система межличностных отношений с окружающими его людьми: со сверстниками и взрослыми. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте изменяется и приобретает своеобразные черты - оставаясь в роли школьника, значение для него приобретает изменяющаяся система отношений с окружающими людьми. Так, Л.С. Выготский пишет: «... развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок присваивает общественно¬исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение» [10]. Знание особенностей межличностных отношений в конкретном возрасте позволит влиять на социальное развитие подростков, предупреждать проблему социализации и пр.
Подростковый возраст, в представлении Д.Б. Эльконина, подразделяется на младший и старший периоды подросткового возраста [51]. При этом проблемам младшего подросткового возраста в литературе уделяется значимо меньше внимания, в том числе в вопросе особенностей межличностных отношений, что актуализирует исследования в этой области. Слабая изученность проблемы межличностных отношений детей младшего подросткового возраста обуславливает и недостаточное внимание исследователей и практиков к проблеме развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в:
- значимости теоретических и эмпирических исследований возрастной специфики межличностных отношений;
- недостаточной изученности младшего подросткового возраста - в том числе и по проблеме межличностных отношений;
- недостаточном внимании исследователей и практиков к проблеме развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста.
На основании проведенного анализа выделено противоречия:
- между значимостью теоретических и эмпирических исследований возрастной специфики межличностных отношений и слабым вниманием таковым в младшем подростковом возрасте;
- между особой ценностью для младших подростков общения, его успешности и недостаточным вниманием исследователей и практиков к проблеме развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста.
Проблема исследования, соответственно, может быть сформулирована следующим образом: «Как можно способствовать развитию эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста?».
Объект исследования: межличностные отношения младших подростков.
Предмет исследования: тренинговые занятия, как средства развития эффективных межличностных отношений младших подростков.
Цель исследования: изучить межличностные отношения детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: развитию эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста будут способствовать тренинговые занятия, которые направлены на установление благоприятного климата в классе, развитие умений и навыков социального взаимодействия, развитие эмпатии и позитивного отношения к себе и сверстникам.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие межличностных отношений в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить особенности развития детей младшего подросткового возраста, специфику их межличностных отношений.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование межличностных отношений детей младшего подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать программу развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста, оценить ее эффективность через контрольное исследование.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- теоретические подходы к пониманию категории «межличностные отношения» Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, В.Н. Мясищева и пр.
- представления Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина о психологических особенностях младшего подросткового возраста.
Методы исследования: в соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: тестирование. Были использованы такие психодиагностические методики:
1. Проективная методика «Фильм-тест» (автор: Р. Жиль).
2. Социометрическая методика (автор: Дж. Морено; адаптация И. Марковской).
3. Методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № XX» п. Кононово.
В нем приняли участие 25 обучающихся пятого и шестого класса (возраст 11-12 лет; 11 мальчиков и 14 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в психолого-педагогической практике работы с младшими подростками программы развития эффективных межличностных отношений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, который состоит из 51 источника.
Проблема межличностных отношений активно исследовалась в общей психологии (огромный вклад в ее разработку внесли именно отечественные психологи), а также стала проникать в сферу возрастной, педагогической и других отраслей психологической науки. Межличностные отношения в общем смысле - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В каждом возрасте они обладают определенным своеобразием.
В младшем подростковом возрасте общение и формируемые межличностные отношения строятся на основе двух практически противоположных потребностей: обособления и аффилиации (общение выступает как ведущий вид деятельности подростка). При этом младшим подросткам важно просто быть в среде сверстников - то есть не быть исключенным из нее, получать положительные эмоции от общения и пр., а также постепенно занимать желаемое положение в группе сверстников - в этом специфика именно младшего подросткового возраста.
На основании изученной литературы по психологии межличностных отношений младших подростков и возможностей ее развития мы сформулировали гипотезу о том, что развитию эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста будут способствовать тренинговые занятия, которые направлены на установление благоприятного психологического климата в классе, развитие умений и навыков социального взаимодействия, развитие эмпатии и позитивного отношения к себе и сверстникам.
Соответственно гипотезе определен методический инструментарий констатирующего этапа исследования:
1. Методика Рене Жиля, который позволила оценить степень значимости сверстников, родителей и учителей в восприятии детей младшего 48
подросткового возраста, потребность в общении, стремление доминированию и лидерству во взаимоотношениях.
2. Социометрическая методика, которая позволила оценить социометрические статусы обучающихся, оценить их стремление к занятию лидерской позиции.
3. Методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), которая позволила оценить коммуникативные склонности, способности детей младшего подросткового возраста (в частности, умения, четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления расширять контакт).
Выборку исследования составили обучающиеся пятого и шестого класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №XX » п.Кононово (25 обучающихся, возраста 11-12 лет).
Проведенное исследование межличностных отношений детей младшего подросткового возраста позволило сделать такие выводы: дети младшего подросткового возраста проявляют повышенный интерес к сверстникам, при этом интерес к учителям и родителям также выражен, но чуть меньше. Степень стремления младших подростков к общению с детьми в больших группах - довольно высока, а степень стремления к доминированию и лидерству - невелика (выраженные показатели обнаружены у 2-3 подростков). Дети младшего подросткового возраста имеют выраженность потребность в общении и включении в коллектив, в целом стремятся быть в близких, интимных отношениях с остальными его участниками, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства. Дети младшего подросткового возраста несколько ситуативны в выборе предпочитаемых партнеров в общении. Дети младшего подросткового возраста не стремятся занимать ведущее, лидерское положение в коллективе.
Были выявлены и проблемы в межличностных отношениях детей младшего подросткового возраста:
1. Достаточно большой процент детей младшего подросткового возраста с низкими социометрическими статусами: по эмоциональному критерию в коллективе обучающихся обнаружено три ученика с социометрическим статусом «изолированный», что составляет 12 % от всего класса; по деловому критерию в коллективе обучающихся - семь учеников с социометрическим статусом «изолированный», что составляет 28 % от всего класса.
2. Около половины детей младшего подросткового возраста (48 %) обладают низким и очень низким уровнем коммуникативных склонностей (они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контактов с людьми), что негативно сказывается на эффективности их межличностных отношений.
Выводы констатирующего этапа исследования стали поводом и основанием для целенаправленной работы по развитию эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста. Нами была разработана и апробирована соответствующая программа из 10 тренинговых занятий, направленных на решении таких наиболее общих задач:
1. Расширение знаний детей о различных способах конструктивного взаимодействия друг с другом.
2. Развитие умений и навыков социального взаимодействия .
3. Развитие эмпатии и позитивного отношения к себе и сверстникам.
4. Установление благоприятного психологического климата в классе, сплочение детского коллектива, повышение уровня межличностного взаимодействия в группе, обучение эффективной совместной деятельности.
Программа развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста была реализована в течение 5 недель; с детьми проводились согласно плану психологические информационные блоки, групповые обсуждения, беседы, психологические упражнения, психологические игры и др.
После реализации программы развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста было реализовано контрольное диагностическое исследование, которое показало, что для ее участников повысилась значимость межличностного общения со сверстниками, о чем говорит процент их выбора в сравнении с другими потенциальными участниками общения (родители, педагоги, пр.); при обосновании мотивации выбора друга ярче проявляются мотивы, связанные с личностными характеристиками сверстника, обусловленными успешностью в коммуникации и выстраивании межличностных отношений. Социометрические статусы детей младшего подросткового возраста стали более благополучными, высокими. Количество детей младшего подросткового возраста с высоким и средним уровнем развития коммуникативных умений и склонностей увеличилось, а количество детей с низким и очень низким уровнем - снизилось.
Выводы контрольного исследования подтверждают результативность апробации программы развития эффективных межличностных отношений детей младшего подросткового возраста.
1. Акимова А.М., Резанович И.В. Использование психогимнастики как средства коррекции межличностных отношений подростков // Инновационные научные исследования. 2020. № 12-3 (2). С. 84-91.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.: Санкт- Петербургский университет, 2007. Т. 2: Развитие и воспитание личности. 2007. 546 с.
3. Арон И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития // Конфликтология. 2013. № 2. С. 168-175.
4. Асангазиева М.Б. Особенности межличностного отношения в студенческой среде // Наука, новые технологии и инновации. 2014. № 1. С.194-196.
5. Багрецов С.А., Кулганов В.А., Горелов И.П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. СПб.: ВИККА им. А.Ф. Можайского, 1996. 307 с.
6. Беляева Е.В. Формирование позитивной Я-концепции в младшем подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 265-268.
7. Бобрус Е.С. К вопросу о межличностных отношениях в коллективе и видах групповой совместимости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 20-22.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение : избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 324 с.
9. Булавкина О.В. Влияние межличностных отношений подростков на формирование их субъектного опыта // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 7. С. 79-85.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
11. Гамезо В.М., Петрова Е.А., Орлова Е.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
12. Гармаева Т.В., Дунаева А.Е. Межличностные отношения младших подростков со сверстниками в реальном и виртуальном пространстве // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 1. С. 40-44.
13. Данилова М.В., Матигина Д.С. Аспекты формирования межличностных отношений подростков посредством психологического консультирования // Современный ученый. 2020. № 3. С. 130-136.
14. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция
межличностного взаимодействия младших подростков: программа и результаты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 90-96.
15. Доронина А.В. Особенности межличностных отношений подростка // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 7. С. 96-97.
16. Дробыш А.С., Ершова В.С., Маннер А.В. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте // Вопросы педагогики. 2022. № 1-1. С. 74-78.
17. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанции в межличностных отношениях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 2¬1. С. 20-26.
18. Емельяненко Ю.В. Содержательная характеристика
межличностных отношений подростков, имеющих разный социометрический статус // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2008. № 2 (56). С. 59-63.
19. Жажина О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2012. № 1 (11). С. 41-53.
20. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2012. 573 с.
21. Касаткина Н.В. Межличностные отношения младших подростков с различным уровнем интеллекта и факторы их детерминации // Научное мнение. 2021. № 7-8. С. 103-110.
22. Катеринина А.А. Специфика личностного развития ребенка при переходе от младшего школьного к младшему подростковому возрасту // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 21-1. С. 135-145.
23. Кобзева О.В. Референтные группы в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 -6. С. 335-341.
24. Ковалева В.Н. Влияние межличностных отношений на формирование команды образовательного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. С. 144-146.
25. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
26. Кон И.С. Психология юношеского возраста : (проблемы
формирования личности) : учебное пособие. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
27. Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент-студент» и «преподаватель-студент» в современном российском вузе : автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.,
2006. 152 с.
28. Королева А.Ф. Теоретические аспекты межличностных отношений в социальных группах // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 116-3. С. 104-105.
29. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. СПб.: Статут, 2007. 544 с.
30. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
31. Лепешев Д.В., Едил Е. Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков // Вестник Омского регионального института. 2016. № 1-1 (4). С. 64-68.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институть практической психологи, Воронеж; МОДЭК, 1997. 384 с.
33. Малетина Н.А., Белянина Л.А. Особенности развития межличностных отношений подростков // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2016. № 1 (2).С. 45-47.
34. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 46 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология : учебное пособие. М.: Академия, 2003. 624 с.
36. Мясищев В.Н. Психология отношений : избранные
психологические труды. М.: МПСИ, 2004. 398 с.
37. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. 2-е изд., пер. и доп. М.: Гриф УМО ВО, 2020. 416 с.
38. Никишина Л.А. Межличностные отношения подростков // E-Scio. 2021. № 10 (61). С. 452-457.
39. Осипова А.А. Общая психокоррекция : учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
40. Патрикеева Э.Г., Ивонтьева Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 694-697.
41. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
42. Психология подростка : учебник / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. 480 с.
43. Самохвалова А.Г. Психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 30. С. 386-393
44. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006. 224 с.
45. Ситник И.Е. Роль референтной группы в социализации подростков // URL:https://ipi1.ru/images/PDF/2017/104/rol-referentnoi.pdf(дата обращения: 12.12.2021).
46. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире: (проблемы и задачи исследования). М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 335 с.
47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд -во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
48. Чернова О.В., Харитонова Г.А. Проблемы межличностных отношений «преподаватель-студент» // Актуальные вопросы образования. 2015. № 1. С. 294-298.
49. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2 изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с.
50. Шерхунаева И.И., Михайлова О.С. Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири // Сибирский психологический журнал. 2015. № 55. С. 97-106.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 383 с.