Театрализация как способ развития творческих способностей обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения (Свердловский областной педагогический колледж)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ №22 (г. Екатеринбург).
Выборка: ученики 3 «Б» класса (13 мальчиков и 18 девочек).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей на уроках литературного чтения в 3 классе 6
1.1 Современный урок литературного чтения в начальной школе 6
1.2 Особенности развития творческих способностей у младших школьников 10
1.3 Использование театрализации на уроках литературного чтения для развития творческих способностей у младших школьников 15
Глава 2. Методические обоснование особенностей театрализации как способа развития творческих способностей на уроках литературного чтения в третьем классе 19
2.1 Анализ учебника литературного чтения авторства Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В.Бойкиной 19
2.2 Исследование ситуации в МАОУ-СОШ №22 на предмет использования театрализации в целях развития творческих способностей младших школьников 27
2.3 Результаты исследования особенностей театрализации как способа развития творческих способностей на уроках литературного чтения в третьем классе 31
Заключение 32
Список литературы 35
Приложение 38
Приложение 1 38
Приложение 2 40
Приложение 3 46
Приложение 4 47
Приложение 5 49
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности, а для достижения этой цели необходимо развивать познавательные процессы, исследовательские навыки и творческий потенциал учеников. Для более эффективного развития данных навыков и качеств учащихся, в учебном процессе можно применять нетрадиционные формы организации, такие как элементы театрализации на уроках литературного чтения. Как отмечают Малышева и Жесткова, такой подход способствует внешнему развитию детей и помогает им лучше усваивать материал [14].
Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно способствует развитию навыков осознанного и выразительного чтения, улучшению всех видов речевой деятельности, а также развитию художественно-творческих и познавательных способностей. Для достижения этих целей важно использовать все возможности искусств, которые объединяются в театральном искусстве. Поэтому на уроках чтения необходимо задействовать весь потенциал театра.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей [1].
Образовательные стандарты дают ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах нового поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала нашим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Театрализация в педагогическом процессе подразумевает использование элементов театрального искусства, таких как условность атрибутов и особенности произношения речей, в сочетании с целями и принципами педагогического процесса, такими как коллективность, распределение ролей и необходимость педагогического руководства [17]. Основой театрализации является образность, которая позволяет использовать средства художественной выразительности и выстроить сценарную логику. Таким образом, театрализация является гармоничным сочетанием театрального искусства и педагогического процесса.
Об этом в своих трудах писали: Е.Н. Землянская, Т.И. Зиновьева, М.А. Рыбникова, Н.Н. Светловская. Театрализация — одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными.
Театрализация активно применяется на уроках литературного чтения.
Таким образом, актуальность исследования отражается в необходимости развития творческих способностей детей посредством театрализации. Это соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Противоречие возникает между требованиями ФГОС НОО к формированию творческих способностей и особенностями театрализации на уроках литературного чтения в третьем классе.
Следовательно, в нашей курсовой работе можно выделить следующую проблему: каким образом театрализация будет способствовать формированию творческих способностей обучающихся 3-его класса на уроках литературного чтения?
Объект исследования – процесс обучения литературному чтению в третьем классе, направленный на формирование творческих способностей.
Предмет исследования – использование приемов театрализации на уроках литературного чтения в третьем классе.
Цель исследования – выявить способы использования театрализации для формирования творческих способностей обучающихся 3-его класса на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание современного урока литературного чтения.
2. Проанализировать особенности развития творческих способностей у младших школьников.
3. Изучить методы и приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В.Бойкиной УМК «Школа России» на предмет использования театрализации.
5. Провести исследование ситуации в школе на предмет использования театрализации на уроках литературного чтения для развития творческих способностей младших школьников.
6. Описать результаты исследования особенностей использования третьеклассниками театрализации на уроках литературного чтения.
В процессе написания работы, мы применили следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме, синтез, обобщение материала, беседа, наблюдение, диагностика и анализ продуктов деятельности.
Использование театрализованных приемов на уроках литературы позволяет более глубоко и осмысленно анализировать художественные произведения. Мы рассматриваем театрализацию как способ интерпретации текста на сцене. Процесс использования театрализации на уроках литературы предполагает сотворчество ученика с автором, литературой и театром. Методическая модель творческого развития школьников, основанная на театральном искусстве, позволяет не только изучать драму, но и воспитывать общекультурные навыки у современных школьников.
Исследование, целью которого является выявить особенности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в третьем классе начальной школы, было проведено на базе МАОУ-СОШ №22 г.Екатеринбурга. В ходе проведения исследования нами был решен ряд задач.
Во-первых, была рассмотрена структура современного урока литературного чтения. Сформулирован вывод о том, что развитие творческих способностей является неотъемлемой частью каждого урока для предмета литературное чтение. Для дальнейшего исследования необходимо рассмотреть особенности развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения, основываясь на особенностях предмета.
Во-вторых, раскрыты особенности развития творческих способностей у младших школьников, в результате чего сделан вывод: учителю, с помощью актуальных и целенаправленных методов и приёмов, и создав благоприятные условия, необходимо помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку.
В-третьих, проведен анализ учебника литературного чтения под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В.Бойкиной, что привело нас к выводу: учебник имеет направленность на развитие творческих способностей учащихся, содержит множество произведений, подчиненных этой цели. Также в учебнике присутствуют задания, которые помогают в формировании творческих способностей младших школьников и их развитии. При этом каждый изучаемый блок содержит в себе приемы театрализации, которую учащиеся неизбежно применяют в изучении данного предмета.
В-четвертых, обосновали исследование ситуации в МАОУ-СОШ №22 на предмет использования театрализации в целях развития творческих способностей младших школьников. На основе этого сделан вывод о том, что в школе не используются приемы театрализации или используются очень слабо.
В-пятых, описали результаты исследования особенностей театрализации как способа развития творческих способностей на уроках литературного чтения в третьем классе. Таким образом, театрализация является одним из способов развития творческих способностей детей, если будет верно использована учителем на уроках литературного чтения.
Подводя итог проведенных исследований, можно сказать, что проблема: в чём заключается особенность использования театрализации как средства развития творческих способностей на уроках литературного чтения в третьем классе начальной школы, решена и цель достигнута. Исследование показало, противоречие между особенностями использования театрализации как средства развития творческих способностей на уроках литературного чтения в третьем классе начальной школы и методической реальностью в образовательной организации существует.
Поэтому перспективой является выполнение выпускной квалификационной работы проектного характера с разработкой рабочих листов для организации использования театрализации, которые будут способствовать формированию и развитию творческих способностей на уроках литературного чтения в третьем классе.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286. [Текст] – М.: Просвещение, 2021.
2. Примерная рабочая программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf (дата обращения 28.03.2023).
3. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
4. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 468 с.
5. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с.
6. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 305 с.
7. Фольклор в школе : практическое пособие для академического бакалавриата / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с.
8. Шергина Т.А., Попов М.М. Театрализация на уроках литературы как средство развития творческих способностей у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. С. 280-283.
9. Ахумян, Л. О. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников / Л. О. Ахумян // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 303-305.
10. Бухарова, И. С. Дифференцированный подход в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста / И. С. Бухарова, И. А. Конопля // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2022. – С. 148-153.
11. Галлямова, Д. Р. Особенности развития творческих способностей младших школьников цифрового поколения / Д. Р. Галлямова // Молодой исследователь: от идеи к проекту – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. – С. 119-121.
12. Голомашевич, Е. А. Особенности развития творческих способностей у младших школьников / Е. А. Голомашевич, Т. И. Прудникова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова", 2022. – С. 89-92.
13. Гончарова, Я. Ю. Особенности исследования и развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста / Я. Ю. Гончарова // In Situ. – 2022. – № 4. – С. 19-21.
14. Колмакова, Н. В. Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе / Н. В. Колмакова // Образование и наука в современных реалиях – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 113-114.
15. Ламухина, А. Д. формирование читательского интереса младшего школьника через использование творческих видов работы на уроках литературного чтения / А. Д. Ламухина // Научный поиск: Первые шаги – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 97-104.
16. Маркушевская, Е. А. Развитие творческих способностей у младших школьников / Е. А. Маркушевская, Д. В. Мазниченко // Вестник ВИЭПП. – 2020. – № 2. – С. 47-53.
17. Погребняк, В. В. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста / В. В. Погребняк // Современные научные исследования: проблемы, тенденции, перспективы – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2022. – С. 74-81.
18. Прокофьева, Н. В. Современный урок литературного чтения в начальной школе / Н. В. Прокофьева // АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА на СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ и ГОСУДАРСТВУ – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 25-31.
19. Хамматова, С. А. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / С. А. Хамматова // Общество, образование, наука: современные тренды – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. – С. 585-590.
20. Юнус, Л. Э. Особенности развития творческих способностей у учащихся в младшем школьном возрасте / Л. Э. Юнус, И. И. Довгопол // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2018. – № 3(14). – С. 38-40.