ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ-
ФАНТАЗИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Понятие и сущность игры-фантазирования 7
1.2 Своеобразие игры-фантазирования в старшем дошкольном возрасте 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИГРЫ-
ФАНТАЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Диагностический инструментарий изучения особенностей развития 23
игры-фантазирования детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
2.3. Рекомендации по созданию педагогических условий развития игры-
фантазирования в старшем дошкольном возрасте 30
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Игра - это лучший способ развития ребёнка, т.к. является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому вопрос развития детской игры актуален для современной науки и практики.
Помощь детям в совершенствовании игры и игровых умений заставляет взрослых обратиться к ее эволюционному развитию. Так, одной из высших форм развития сюжетной игры дошкольников является игра- фантазирование. Для такой игры надо уметь соединять разные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, отказаться от игровых действий с игрушками и воображаемыми предметами. Разумеется, дети старшего дошкольного возраста еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование чисто в речевом плане, но эта возможность появляется при участии в такой игре взрослого.
Детям старшего дошкольного возраста такие умений доступны благодаря тому, что увеличивается объем их знаний об окружающем мире, выделяются и складываются интересы детей к различным сторонам жизни, событиям, узнаваемых ими из жизненного опыта и книг. Каждый стремится воплотить в игре свой определённый замысел. При этом стремление играть вместе со сверстниками становится все сильнее [2, с. 10].
Доказано, что своего расцвета игра достигает в старшем дошкольном возрасте. К этому возрасту ребенок должен подойти с такими игровыми умениями, которые позволили бы ему охватывать разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению, обозначать собственный замысел в действии, которое хотелось бы развернуть в очередной момент игры; комбинировать события в общем сюжете в процессе совместной игры. Умения такие не возникают у детей спонтанно, нужно этому учить [24, с. 215-216].
Ученые Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предложили особый подход к организации детской игры. Основа его заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми [16, с. 100]. Поэтому актуальными становятся вопросы, связанные с изучением развития игровых умений в игре-фантазировании, которой уделяется мало внимания. Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
- важностью игры-фантазирования как высшего уровня развития сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста и уделением малого внимание этому виду игры в образовательном процессе ДОО;
- потребностью педагогов в способах изучения игровых умений игры-фантазирования и отсутствием необходимого методического обеспечения.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать проблему исследования: какие игровые умения детей старшего дошкольного возраста в игре- фантазировании развиты достаточно хорошо, а какие игровые умения развиты слабо и требуют создания специальных условий для их развития.
Всё это послужило основанием для избрания в качестве темы настоящего исследования: «Особенности развития игры-фантазирования детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития игры-фантазирования как высшего уровня сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности развития игры-фантазирования детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить и описать особенности развитие игры- фантазирования и входящих в нее игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть и уточнить понятие «игра» и «игра- фантазирование», выделить и описать основные признаки игры- фантазирования; охарактеризовать особенности игры-фантазирования в старшем дошкольном возрасте.
2. Разработать и описать диагностический инструментарий (карту наблюдения) для изучения особенностей развитие игры-фантазирования детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать рекомендации по созданию педагогических условий, способствующих развитию игры-фантазирования в условиях группы детского сада.
Гипотеза исследования: особенностями развитие игры-фантазирования детей старшего дошкольного возраста могут выступать:
- преобладанием среднего уровня развития игровых умений детей;
- наименее развитым игровым умением детей в игре- фантазировании является «умение согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы всех участников»;
- наиболее развитым игровым умением детей в игре- фантазировании является «умение комбинировать разнообразные события в рамках одного сюжета».
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез,
обобщение психолого-педагогической литературы, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, классификация), эмпирические методы (наблюдение за свободной игрой детей, качественный и количественный анализ результатов наблюдения).
Практическая значимость исследования работы определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе психологов и педагогов для изучения и развития игровых умений детей старшего дошкольного возраста в игре-фантазировании.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение п Северо-Енисейского Красноярского края.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка использованных источников в количестве 31, трех приложений.
Теоретическое изучение психолого-педагогических исследований показал, что игра-фантазирование - это разновидность сюжетно-ролевой игры, представляющая собой такую деятельность старшего дошкольника, которая основана на литературном и игровом опыте детей, требующая совместного со сверстниками сюжетосложения.
Признаками игры-фантазирования является отсутствие предметных игровых действий с игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами, предполагает протекание игры лишь в речевом плане. На границе старшего дошкольного и младшего школьного возраста такая игра наиболее полно отвечает потребностям и интересам ребенка. Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания маленького человечка.
Игра-фантазирование - это высший уровень развития сюжетно-ролевой игры, доступный дошкольнику. И потому эта игра присуща лишь детям в старшем дошкольном возрасте. Дети играют на основе индивидуального или совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем - через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых ролей, действий, событий), впоследствии - через сложение новых творческих сюжетов. Самостоятельная игра- фантазирование детям-дошкольникам еще не доступна, и требует участие в ней взрослого.
Увеличение событий в сюжете игры приводит к свертыванию действий с предметами, которые теперь только обозначаются в речи; чаще используется смена ролей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети проговаривают очередные события. В игре- фантазировании возрастает инициатива всех ее участников.
Эмпирическое исследование по изучению особенностей развития игры- фантазирования проводилось на базе подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения гп Северо-Енисейского Красноярского края. В исследовании приняла участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 16 человек.
С целью изучения особенностей развития игры-фантазирования у детей старшего дошкольного возраста была разработана карта включенного наблюдения за деятельностью детей в игре. Результаты наблюдения, занесенные в карту, затем обрабатывались, что позволило выделить и зафиксировать уровень развития каждого из трёх умений детей старшего дошкольного возраста в игре-фантазировании.
Полученные ребенком по каждому из 3 умений баллы суммировались, и выводился уровень развития игры-фантазирования. На основе выделенных игровых умений развития детей старшего дошкольного возраста были выделены и охарактеризованы три уровня развития игры-фантазирования: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что преобладает средний уровень развития игровых умений детей, наименее развитым умением детей старшего дошкольного возраста оказался «умение согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы всех участников», игровые умения детей в игре-фантазировании лучше развиты у девочек старшего дошкольного возраста.
В связи с полученными данными, встает необходимость разработки рекомендаций по созданию педагогических условий развитие игры- фантазирования детей старшего дошкольного возраста.
Для игры-фантазирования дети должны научиться новому способу построения игры, который в науке принято называть сюжетосложением. Этот способ построения игры может быть сформирован только в процессе совместной игры взрослого с детьми. В такой совместной игре взрослый, являясь партнером ребенку, стимулирует его к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий. Фантазирование общего сюжета в такой игре не скрывается за ролевыми и предметными действиями, а предстает перед детьми в «чистом» виде. Для старших дошкольников игра- фантазирование является сложной игрой, и доступна она им только как совместная деятельность со взрослым, что позволило нам в качестве первого условия, обеспечивающего эффективное развитие игры-фантазирования, выделить условие - побуждение взрослых к совместной игре с детьми.
Ролевая игра детей требует от ее участников умения развертывания новых сюжетных линий, что является местом проявления самостоятельности ребенка в выборе и развитии игрового сюжета, появлении новых игровых персонажей и соответствующих им ролей. Игра строится на основе тех идей и смыслов, которые несет каждый ее участник. Как правило, этими идеями и смыслами, лежащими в основе игры, являются известные и хорошо знакомые детям бытовые сюжеты или сюжеты, почерпнутые из художественных произведений, фильмов, мультфильмов.
Для того чтобы игра-фантазирование развивалась, ее участники должны уметь придумывать новые сюжетные линии и сочетать их между собой. В подобной игре у ребенка возникает понимание того, что замыслы партнеров по игре могут в некоторой степени отличаться от его собственных. Ребенок должен обосновать выбор своего замысла, а также трансформировать его исходя из предложений остальных участников игры, что позволило нам в качестве второго условия, обеспечивающего эффективное развитие игры-фантазирования, выделить условие - ориентирование детей на постепенное преобразование известных сюжетов.
Постепенно овладевая умением сочетать события, предложенные разными участниками игры, в общем игровом сюжете можно переходить к введению ролей и героев из разных сфер жизни, или, как их называет сама автор, разноконтекстные роли. Необходимость введение и объединения ролей разного контекста в одном сюжете игры обусловлено тем, что желание совместной игры со сверстниками возникает у детей достаточно часто, а роли, которые привлекают каждого из них, могут сильно отличаться. Играя со взрослыми, ребенок получает опыт придумывания разноплановых сюжетов для игры и их сочетания в одной игре. В игре придуманные ее участниками события разворачиваются так, что взаимодействовать могут герои и роли, которые находятся в различных смысловых сферах. Все вышесказанное позволило нам в качестве третьего условия, обеспечивающего эффективное развитие игры-фантазирования, выделить условие - стимулирование детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.
Анализ условий и средств развития игры-фантазирования детей старшего дошкольного возраста показал, что в наибольшую эффективность будет иметь сочетание следующих педагогических условий: побуждение взрослых к совместной игре с детьми, ориентирование детей на постепенное преобразование известных сюжетов, стимулирование детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 672с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. С.1630.
3. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. М.: Дрофа-плюс, 2003. 352с.
4. Босеев Ю.А. Фантазеры // Вопросы психологии. 2006. №7. С. 3241.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. С. 25-30.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1966. №6. С. 62-76.
8. Гаспарова Е.М. Дошкольное воспитание. М.: Академия, 2008. 228с.
9. Геллер Е.М. Наш друг - игра. Минск: Народная Асвета.,1979. 180с.
10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. Путь в неведомое: методическое пособие для воспитателей. М.: Знание, 1986. 96 с.
11. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. 140 с.
12. Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка. М.: Прайм- Еврознак, 2003. 416 с.
13. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Союз, 1999. 335 с.
14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
15. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2006. 208 с...31