Введение 3
ГЛАВА I. Возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо в современном школьном историческом образовании 10
1.1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо: содержание, цели и задачи 10
1.2. Приемы и методы технологии развития критического мышления через
чтение и письмо 22
1.3. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего
школьного возраста 43
ГЛАВА II. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917 г.» 51
2.1. Основные проблемы в преподавании темы «Великая российская революция 1917 г.» в школьном курсе истории 51
2.2 Методический анализ УМК издательств «ПРОСВЕЩЕНИЕ» «ДРОФА», «РУССКОЕ СЛОВО» на предмет возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо 58
2.3. Алгоритм применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917 г.» 65
Заключение 88
Список литературы 89
В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Знания, умения и навыки перестали быть основным результатом образования, но стали средством решения человеком задач различного характера. На первый план выходит задача развития критического мышления. Сегодня необходимо не только владеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенные при решении проблем.
Актуальность данной работы состоит в том, что современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии видится в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, а также необходимостью обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся.
Это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе преподавания на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917г».
Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:
1. определить сущность понятия критического мышления, методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
2. раскрыть возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения на уроках истории на примере «Великая российская революция 1917 г».
Таким образом, объектом исследования выпускной квалификационной работы является технология развития критического мышления через чтение и письмо, а предметом - приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которые мы можем применить на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917 г».
Практическая значимость предлагаемого исследования состоит в том, что разработанные конспекты уроков с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо могут использоваться в процессе преподавания на уроках истории и результаты использования данной технологии могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей технологии.
Степень изученности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. В 1980 -е годы развитие критического мышления было специально выделено в перечнях декларируемых образовательных целей в большинстве штатов и школьных систем страны. В 1990-е годы развитие критического мышления стало одной из основных образовательных целей и в подавляющем большинстве европейских стран. Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией (APA) следующим образом: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, также как объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение».
Американские авторы РКМЧП: Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит - являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и проходит апробацию в школах многих стран. Американские авторы под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, а также выработку собственной точки зрения, способность аргументировать логически и использовать исследовательские методы. Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц).
Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.
В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в своих пособиях, например «Развитие критического мышления на уроке», «Учим детей мыслить критически», «Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы» в виде следующих этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия. В данных пособиях показана современная технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая предполагает помочь ученику ориентироваться в обилии информации, которая поступает, а учитель может реализовать свой творческий потенциал. В этих пособиях представлены различные приемы, оригинальные методики, разработки уроков и задания для создания комфортного педагогического процесса.
О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитив - ном учении; гражданского и правового образования и др.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо - универсальная, проникающая технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. В основе этого педагогического опыта лежат идеи А.А. Ухтомского, А.С. Макаренко, И.П. Волкова, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой; теория осмысленно - го обучения Л.С. Выготского «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически - творческого подхода к любому материалу.
В. Сухомлинский большой упор в учебе уделял развитию самостоятельного творческого мышления. Исследуя проблему учебы детей в школе, он утверждал в образовании принципы гуманизма и демократизма, главное задание учебы видел во всестороннем развитии личности ученика, толерантном отношении к нему, формировании навыков самостоятельного приобретения знаний. В своих трудах он советовал воспитывать у учеников стремление познавать окружающий мир, выполняя сложные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; учить наблюдать, исследовать, делать собственные выводы.
Многие отечественные ученые говорят о неразрывной взаимосвязи мышления и учебы. Современные педагоги критикуют начальный процесс, который ориентирован на подготовку послушных, пассивных исполнителей, учеников, которые неспособны к активной творческой деятельности, советуют обратить внимание именно на развитие логического, самостоятельного и критического мышления. Анализ научных трудов из исследуемой проблемы дает основания констатировать, что проблема развития критического мышления уже не первый год освещается отечественными и зарубежными учеными. Критический тип мышления предполагает сформированные умения работать с информацией, оценивать их достоверность и ценность, отличать объективные факты от субъективного мнения о них, логические умозаключения от преждевременных личных предположений.
Новизна работы заключается в том, что тема «Великая российская революция 1917 г.» имеет определенную сложность в ее восприятии учениками. С помощью различных приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо мы можем показать, как данная технология помогает изучать тему на более интересном уровне, а также делать акцент на то, чтобы мотивировать учеников на самостоятельное изучение данной темы.
Обзор источников
Для изучения данной темы мы использовали нормативные источники, статьи, а также учебно - методический комплекс. Представленных ниже материалов достаточно для изучения данной темы:
1. Нормативные источники:
• ФГОС - определяет совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Пункт 6 Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»)
• ИКС (Историко-культурный стандарт), который диктует перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной ис¬тории в современной школе
• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Учебно - методический комплекс:
• Горинов, М.М. История России 10 класс / А.А Данилов, М.Ю. Мо- руков, под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. -175 с.
• Волобуев, О.В., История России 10 класс [текст] / С.П. Карпачев, П.Н. Романов. - М.: Дрофа, 2016 - 367 с.
• Никонов, В.А. История России 10 класс, 1914 г. — 1945 г. / С.В. Девятов, под ред. С.П. Карпова. - М.: Русское слово, 2019 - 240 с.
• Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно -методическое пособие/; (2-е изд.) - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 - 144 с.
• Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011 г. - 223 с.
3. Статьи:
• Богданова, А.А. Великая российская революция в школьном преподавании // Историко -педагогические чтения. - 2017. - № 21. - с. 164¬172.
• Гузненко, З.И. Российская революция 1917 г. как трудный вопрос отечественной истории // Историко -педагогические чтения. - 2017. - №21. - с. 180-192.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также выявлена возможность использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе преподавания на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917г». Так дано понятие критического мышления, сформулированы его признаки, приведены принципы процесса критического мышления. Описаны особенности и правила технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Раскрыта суть базовой модели технологии развития критического мышления через чтение и письмо, показано как должна измениться роль учителя при использовании данной технологии. Кроме того, в работе сделано обобщение методических приемов данной технологии, а также произведен анализ УМК по истории России, рассмотрена основная проблематика преподавания.
Обобщая изученный и систематизированный материал можно сделать следующие выводы: данная технология в процессе преподавания истории очень разнообразна, интересна, а самое главное - результативна. Ученики больше погружаются в учебный процесс, на первый план выходит их мышление, они учатся принимать определенные решения. Роль учителя в данной технологии - больше координирующая.
Технология развития критического мышления отличается от традиционной технологии обучения. У нее много различных приемов, которые можно использовать на уроке учителю, будь это урок первичного осмысления материала или повторно - обобщающий. Также ученик не сидит пассивно и слушает лекцию учителя, а принимает непосредственное участие в учебном процессе.
1. большие временные затраты на подготовку к урокам (переработка текста учебника и подбор дополнительной литературы и документов);
2. недостаток времени в рамках традиционного урока;
3. слишком много учащихся для эффективного распределения работы в группах;
4. труднее поддерживать дисциплину при парных и групповых формах работы;
5. труднее проверять полученные учениками знания;
6. много времени на уроках тратится на объяснение инструкции к новым приемам.
В случае, если учитель планирует перейти на использование технологии РКМЧП, ему необходимо быть готовым к преодолению этих трудностей на пути к становлению новой, эффективной педагогической практике.
Применение данной технологии обучения соответствует реализации личностно-ориентированного подхода, позволяет создать на уроках истории условий для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.
1. Асламов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст]: учеб для вузов / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 367 с.
2. Асмолов, А.Г. Содействие ребенку - развитие личности [Текст] / А.Г. Асмолов // Новые ценности образования. Вып. 6. - .: Инноватор, 2006. - с. 39-44.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. Заведений / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2008. - 192с.
4. Богданова, А.А. Великая российская революция в школьном преподавании // Историко-педагогические чтения. - 2017. - № 21. - с. 164-172
5. Бондаревская, Е.В. Личностно - ориентированный подход как технология модернизации образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Методист. - 2008. - № 2. - с. 2-6.
6. Волобуев, О.В., История России 10 класс [текст] / С.П. Карпачев, П.Н. Романов.
- М.: Дрофа, 2016 - 367 с.
7. Волобуев, П.В., Булдаков, В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопр. истории 1996. - №5-6. - с. 28-37
8. Горинов, М.М. История России 10 класс / А.А Данилов, М.Ю. Моруков, под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. -175 с.
9. Гузненко, З.И. Российская революция 1917 года как трудный вопрос отечественной истории.// Великая Российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания. XXI всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 2017. - с.180 -181
10. Данилов, А.А. История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для образоват. Учреждений / Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение,2016. - 383 с.
11. Загашев И. О., Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.—192 с.
12. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / С. И. Заир -Бек - СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
13. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011 г. - 223 с.
14. Историко-культурный стандарт. Федеральный портал «История России»
[Электронный ресурс]. - URL:http://school.historians.ru/wp-
соп1еп1/ир1оабз/2013/08/Историко-культурный-стандарт.рб1?
15. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.
16. Левандовский, А.А. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. - 4-е изд. - М.: Про-свещение, 2012. - 384 с.
17. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие/; (2-е изд.) - Санкт- Петербург: КАРО, 2009 - 144 с.
18. Никонов, В.А. История России 10 класс, 1914 г. — 1945 г. / С.В. Девятов, под ред. С.П. Карпова. - М.: Русское слово, 2019 - 240 с.
19. Огоновская, И.С. Школьный учебник истории СССР - России как инструмент и источник формирования исторической памяти (на примере революционных событий 1917 г.) //Вопросы всеобщей истории. Екатеринбург, 2016. - с.58-74
20. Октябрьская революция. Вопросы и ответы: методический сборник / сост. Ю.И Кораблёв. - М.: Политическая литература, 1987. - 480 с.
21. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования [Электронный ресурс]. -
URL:http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnayaobrazovatelnaya-programma- osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
22. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе учебн.пособие / Байбородова, Л.В. - М.:Гуманит. Изд-во центр ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
23. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
24. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Д.И.Фельдштейн. - М.: Академия, 2008.- 420с.
25. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Электронный ресурсф-URL: http://school57.tgl.ru/sp/pic/File/FGOS_/Fundament_yadro.pdf