ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ ВОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие «воля» и «волевые качества» в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика волевых качеств у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Методы и приемы развития волевых качеств у детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Организация и методы исследования особенностей развития волевых
качеств у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Результаты изучения особенностей развития волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.3. Содержание педагогической работы по развитию волевых качеств
старшего дошкольного возраста 42
2.4. Определение эффективности педагогической работы по развитию волевых
качеств детей старшего дошкольного возраста 55
Выводы по ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Воля- это одно из важнейших качеств личности человека. С помощью волевого действия происходит самоопределение личности в ее отношениях к себе, к другим людям. Воля как процесс отражения действительности связана с развитием сознания ребенка в целом. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои поступки и действия и соответственно добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но этот же человек может благодаря воле удержаться от совершения каких-либо поступков или действий, остановить или замедлить их, если они начались, или направить совершенно по другому руслу. Это очень сложное и важное свойство личности.
С данными утверждениями согласны многие классики отечественной психологии. Например, Лев Семенович Выготский, разрабатывая теорию развивающего обучения, особое внимание уделял проблеме развития воли в дошкольном возрасте, как одному из условий успешной подготовке дошкольника к обучению в школе. Алексей Николаевич Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. А Лидия Ильинична Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования [7,10,34].
Актуальность. Проблема формирования волевых качеств старших дошкольников, и саморегуляции в том числе, является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку волевые качества играют большую роль в развитии личности ребёнка. Волевые качества важно развивать, для того чтобы ребенок, а далее взрослый человек, смог осуществлять деятельность и жизненные планы, раскрыть заложенные в себе способности. Ближайшей перспективой развития ребенка дошкольника является освоение учебной деятельности, которая требует волевых усилий и проявления волевых качеств.
Изменение социальной обстановки, ориентация человечества на потребительство и развлечения, расцвет цифровой информации и цифрового досуга приводит к тому, что возникают трудности в развитии именно волевых качеств детей. Тем не менее, современные образовательные стандарты делают упор именно на формирование волевых качеств современного человека: самостоятельности, инициативности [42]. Исходя из вышесказанного становится очевидным противоречие, которое сводится к пониманию значимости развития воли у детей и одновременно недостаточностью педагогических усилий для развития данной психической функции. Именно это противоречие подчеркивает актуальность темы исследования.
Цель исследования: Теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализуемых психолого-педагогических условий для развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: волевые качества личности.
Предмет исследования: влияние психолого-педагогических условий на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические основы проблемы развития волевых качеств у детей 5-6 лет;
2) Эмпирически изучить особенности развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3) Рассмотреть психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения развития волевых качеств у детей дошкольного возраста;
4) Разработать и реализовать комплекс мер по развитию волевых качеств у детей 5-6 лет.
5) Определить эффективность влияния реализованных психолого-педагогических условий на динамику развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Проблемой формирования волевых качеств личности, своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, А.Ц. Пуни, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик и другие авторы).
Гипотеза: развитию волевых качеств детей дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогических условия:
1) Повышение компетентности педагогов ДОО по вопросу формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
2) Разработка и реализация комплекса игр, направленных на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста;
3) Использование приемов развития волевых качеств повседневно в условиях организованного группового взаимодействия.
Методы исследования: Для решения поставленных задач применялись общенаучные теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение научно-методических источников), методы классификации, сравнения.
Эмпирические методы: В качестве конкретных диагностических методик в работе использовались:
1) Методика «Закрась фигуры» (Е.А. Ключникова);
2) Методика «Не подглядывай» (И. В. Дубровина).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ», г. Дивногорска.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Развитие волевых качеств реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: сознательного принятия цели ребенка;
регулирования его действий в соответствии с ней и преодоления препятствий в достижении желаемого результата. Динамика формирования волевых качеств и воли, на этапе дошкольного детства, определяется содержанием волевых действий детей в различных видах детской деятельности и проявляется в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационного и регулятивного структурных компонентов волевого поведения у детей пяти-шести лет.
Программа развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника сознательно регулировать свое поведение, прилагать волевые усилия, сталкиваясь с трудностями, достигать целей в различных видах предметной и практической деятельности.
В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования значимых для них целей; овладения средствами управления своим поведением. Эти навыки дают ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять границы возможностей для их преодоления.
В рамках выпускной квалификационной работы на основе анализа литературных источников были определены понятия «воля» и «волевые качества», рассмотрены теоретические основы особенностей формирования волевых качеств детей 5-6 лет, определены формы и методы работы педагога по развитию воли детей старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе исследования было проведено эмпирическое исследование для изучения уровня сформированности волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Закрась фигуры» Е.А. Ключниковой и методики «Не подглядывай» И.В. Дубровиной. По данным диагностики, такие волевые качества, как целеустремленность, упорство, выдержка и терпеливость присущи детям старшего дошкольного возраста в основном на низком и среднем уровне сформированности. Результаты исследования позволяют нам говорить о необходимости целенаправленной педагогической работы.
Далее была проведена формирующая работа, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий, а также в разработке и проведении программы, направленной на развитие волевых качеств детей дошкольного возраста.
На контрольном этапе педагогического эксперимента была определена эффективность влияния реализованных психолого-педагогических условий на динамику развития волевых качеств детей 5-6 лет. Анализ исследования показал положительную динамику развития волевых качеств детей в экспериментальной группе:
-Целеустремленность и упорство: низкий уровень улучшился на 19%; средний уровень на 13%; высокий уровень на 6%.
-Выдержка и терпеливость: низкий уровень улучшился на 14 %; средний уровень на 12 %; высокий уровень на 26 %.
Стало заметно, что во время занятий и в свободной деятельности дети проявляют такие волевые качества, как целеустремленность, упорство, выдержку и терпеливость на более высоком уровне.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что создание специальных психолого-педагогических условий, а также применение специально подобранных средств, способствует осуществлению поставленных целей и задач. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, задачи решены.
Перспективой дальнейшей работы мы видим в разработке и проведении совместных мероприятий с родителями для формирования волевых качеств детей.
1. Алиева М.А., Ахмедов А.О., Мирзияев Б.И. Развитие у детей старшего дошкольного возраста волевых качеств посредством подвижных игр// Актуальные вопросы теории и практики физической культуры и спорта. 2021. С. 22-27.
2. Алимова Е.Р., Петров Е.В., Филимонова Е.А. Влияние саморегуляции на развитие когнитивного и волевого потенциала линости: Монография. Тамбов. "Консалтинговая компания Юком». 2020. 88 с.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды/ под ред. А. А. Бодалева и др. М. Педагогика. 1980. Т. 2. 288 с.
4. Андерсон М.Н. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в рамках приоритетных задач ФГОС дошкольного образования// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 2. С. 204-210.
5. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 104-109.
6. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: детская психология. М. МОДЭК. 2010. 416 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. Питер. 2008. 215 с.
8. Веракса Н.Е. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований// Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 132-142.
9. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Дорофеева Э.М. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М. Мозаика-Синтез. 2019. с.336
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. Педагогика-Пресс. 2000. 542 с.
11. Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. Воронеж. Феникс. 2009. 192 с.
12. Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс. М. Учитель. 2017. 124 c.
13. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб. Питер. 2001. 448 с.
14. Дворак В.Н. Развитие представлений об эмоциональном интеллекте в XX - XXI веке // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2020. № 2. С. 10-13.
15. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анкеты, опросники. Тесты, методики. Карты наблюдения. ФГОС ДО. Москва. Наука. 2017. 296 с.
16. Довгая Н. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. 2016. № 3. С. 15-20.
17. Довольнова И. Психологические условия становления и развития волевой сферы // Дошкольное воспитание. 2019. № 12. С. 82-90.
18. Дубровина И. В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. М. Просвящение. 2009. 148 с
19. Дюсенова З.М. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника//Стратегии и тренды развития науки в современных условиях.2016. С. 38-41
20. Жиличкина М. Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 96-103.
21. Жуйкова Т.П. Условия реализации социо-игровых подходов в формировании эмоционально-волевых усилий у детей старшего дошкольного возраста// Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 16. С. 221-226.
22. Захарова И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М. Теревинф. 2014. 307 c.
23. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург. Наука. 2009. 315 с.
24. Иванников В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб. «Питер». 2006. 180 с.
25. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб. Питер. 2009. 368 с.
26. Кайль Д. Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6¬7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия. М. Учитель. 2014. 132 c.
27. Калин В.К. Психология воли: сборник научных трудов памяти В. К. Калина. Симферополь2011. 208 с.
28. Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста. Методист: науч.-метод. журн. М. Просвещение. 2004. № 5. С. 57-61.
29. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
30. Корниенко П.А. Понятие и сущность эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе// Наука в современном мире: вопросы теории и практики: материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. Нефтекамск. Мир науки. 2020. С. 283-289.
31. Крылова Т. А. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. М. Сфера; СПб. Речь. 2011. С. 30-32.
32. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: уч. пособие. М. Педагогика. 2008. 301 с.
33. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 275-278.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат. 1975. 304 с.
35. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М. Просвещение. 2009. 125 с.
36. Мельниикова Л.В. Мир чувств ребенка. Развитие эмоционально-волевой сферы. М. Учитель. 2014. 610 c.
37. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов// 4-е изд. М. Издательский центр «Академия». 1999. 456 с.
38. Нейропсихологическая диагностика. Часть 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы / Под редакцией Е.Д. Хомской. - М. Институт общегуманитарных исследований. 2015. 276 c.
39. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. М. Национальный книжный центр. 2013. 417 с.
40. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2006. 366с.
41. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие. М. Юнити-Дана. 2004. 423 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155. pdf
43. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. М. Учитель. 2015. 122 c.
44. Филиппова Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10 (2). С. 256-262.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М. Гумант. центр ВЛАДОС. 1999. 360 с.