Введение 3
Глава 1. Речевое воздействие и речевая манипуляция: соотношение понятий 6
1.1. Речевое воздействие и его виды 6
1.2. Медиатекст как объект исследования в аспекте речевого воздействия 100
1.3. Речевая манипуляция как способ коммуникации 133
Выводы 17
Глава 2 Речевая манипуляция в интернет-СМИ 19
2.1. Специфика манипулирования в интернет-СМИ 19
2.2. Стратегии речевых манипуляций и принципы их характеристики 222
2.3. Основные тактики и приемы реализации манипулятивных стратегий ..266
Выводы 300
Глава 3. Методическая разработка на тему «Речевая манипуляция в сети
интернет» 31
3.1. Классный час «Манипуляция и её виды» 311
3.2. Классный час «Способы противостояния речевым манипуляциям» 38
Заключение 477
Список используемой литературы 49
Приложение
В настоящее время на смену радио, телевидению и печатным газетам приходит интернет. Новостные агрегаторы и интернет-издания вытесняют прочие средства массовой информации, так как имеют по сравнению ними ряд преимуществ. Во-первых, человек может получить доступ к информации в любом месте и в любое время абсолютно бесплатно, не нужно заранее узнавать программу передач или покупать бумажную газету для того, чтобы узнать новости. Во-вторых, новости в интернете появляются гораздо оперативнее, чем в других средствах массовой информации, так как не тратится время на запись выпуска новостей или печать газеты, следовательно, читатель имеет доступ к самой свежей информации, которая обновляется в режиме реального времени. Как и все СМИ, новостные интернет-издания пользуются определенными приёмами воздействия на адресанта, чтобы привлечь его и сделать своим постоянным читателем. Но зачастую журналисты в своих статьях используют приёмы, которые способны повлиять на видение ситуации адресатом, изменить его мнение или навязать точку зрения, которая необходима в определенной ситуации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире активными пользователями интернета являются не только взрослые люди, но и дети и подростки. Возникает необходимость научить школьников определять, насколько получаемая ими информация достоверна, познакомить их с различными приёмами, которые используют средства массовой информации для формирования определенного мнения и отношения к различным ситуациям.
Цель исследования заключается в выявлении основных способов речевых манипуляций, которые используют российские интернет-СМИ и новостные порталы.
В соответствии с заявленной целью предполагается решение задач:
1. Проанализировать основные подходы к определению понятия «речевая манипуляция».
2. Рассмотреть подходы к классификации стратегий речевых манипуляций.
3. Выявить методы и приёмы, которые используются в границах различных стратегий речевого манипулирования.
4. На примере заголовков и новостных статей выявить основные стратегии, методы и приёмы речевых манипуляций, которые используют российские интернет-СМИ и новостные порталы.
5. Создать методическую разработку по материалам проведенного исследования.
Предметом исследования является феномен речевой манипуляции. Объект исследования - методы и приемы речевой манипуляции.
Материалом исследования послужили заголовки и фрагменты текстов статей новостных интернет-издательств, содержащих признаки манипулятивного воздействия.
Методологической основой данного исследования стали положения и идеи теории языкового / речевого воздействия, разрабатываемые на широком поле лингвистической прагматики и коммуникативной лингвистики.
В ходе работы эти положения и идеи были подтверждены и проверены в процессе использования методов сравнения, классификации, обобщения, метод сплошной выборки материала.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование и разработанная по итогам исследования методическая часть работы может быть использована для проведения элективных курсов для учащихся средних классов школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения. В первой главе даётся обзор понятия «речевая манипуляция», анализируются основные классификации стратегий, тактик, методов и приёмов речевых манипуляций. Во второй главе даётся анализ материалов российских интернет-СМИ и новостных порталов с целью выявления различных стратегий речевых манипуляций, В третьей главе представлена методическая разработка по заявленной теме, которая может быть использована на уроках русского языка в средних классах школы или при проведении элективных курсов по русскому языку. В приложении представлена памятка для учащихся и раздаточный материал в виде таблицы для проведения рефлексии на классном часе.
Проблема использования речевой манипуляции на сегодняшний день является одной из актуальных проблем лингвистики. Наиболее часто речевые манипуляции применяются в СМИ, так как СМИ являются наиболее влиятельным институтом современного общества [Макаревич, 2003, Карпухин, 2003]. Исследование показало, что манипуляция очень активно используется журналистами различных интернет-изданий для достижения собственной выгоды, увеличения аудитории и создания в глазах общества той картины мира, которая необходима конкретным изданиям или авторам. «Стремясь к достижению своей цели, автор подчиняет этому как предмет описания, тему (то, о чём идёт речь), так и целую серию приёмов, реализуемых средствами языка» [Дридзе, 1980]. Манипулятивный текст намеренно «прячет» свою основную цель на более глубинный уровень, оставляя на поверхности только информационное содержание, которое, не зная приёмов манипуляции, нельзя заподозрить в намерении воздействовать на адресата [Danuta, 2001].
В данной работе рассматривалась речевая манипуляция как способ психологического воздействия на психику человека, а так же тактики и приёмы манипулятивного воздействия, используемые российскими интернет- СМИ. Для того, чтобы проследить, какие способы манипулятивного воздействия используются новостными порталами, были проанализированы основные подходы к определению манипулятивного воздействия, рассмотрены основные классификации стратегий речевых манипуляций и выявлены основные способы и приёмы манипулирования сознанием и поведением людей.
На примере заголовков и новостных статей были выявлены основные тактики и приёмы речевых манипуляций, которые используют российские интернет-СМИ и новостные порталы
Итогом выпускной квалификационной работы стали конспекты двух классных часов, направленных на знакомство учащихся 8 класса школы с феноменом речевой манипуляции.
1. Берёзкин К. Дневник: К 190-летию К.А. Берёзкина / К.А. Берёзкин; ред. Г.Л. Шалагина. 2-е издание., доп. СПб.; Вологда: Киселев А.В., 2020. 290 с.
2. Быкова О. Н. Языковое манипулирование: Материалы к
энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестн. Российской риторической ассоциации. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.
3. Васильев А.Д. Игры в слова: манипулятивные операции в текстах СМИ. — СПб. : Златоуст, 2013. — 660 с.
4. Васильев А.Д. Некоторые манипулятивные приёмы в текстах телевизионных новостей / А.Д. Васильев // Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Е., 2006 . - С. 95 - 115.
5. Ворович К.М. Манипуляции сознанием в средствах массовой коммуникации: сущность и методы: курсовая работа. - М., 2012 - [Электронный ресурс]. - URL: http :// file - balakovo . at . ua / load /0-0¬0-37-20
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - Спб.: Речь, 2003. - 304 с.
7. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.: Высшая школа, 1980. - 224 с.
8. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия.
- Екатеринбург, 1995.
9. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т.
- М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
10. Иссерс О. С. Текст на упаковке продукта: когнитивно-прагматический анализ // Русский язык сегодня: Сборник статей / Отв. ред. Л. П. Крысин. М., 2003. Вып. 2.
11. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2005.
12. Ларионова Т. В. Принципы организации речевых манипулятивных практик общения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 5.
13. Макаревич Э., Карпухин О. Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 480.
14. Навасартян, Л. Г. Ссылка на мнение авторитета как один из приемов
манипуляции информацией в СМИ / Л. Г. Навасартян. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11482/(дата обращения:
05.06.2024).
15. Навасартян Л.Г. Языковые средства и речевые приёмы манипуляции информацией в СМИ (на материале российских газет): Саратов, 2017.
16. Николаева Т. М. Лингвистическая демагогия // Прагматика и проблемы интенсиональности: сб. ст. / под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Институт языкознания АН СССР, 1988.Катанева, 2010
17. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М., 2000. С. 55 - 75.
18. Петрова М.В. Обнажение приёма речевой манипуляции как способ противостояния ей / М.В. Петрова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. № 1. - С. 156 - 160.
19. Петрова М.В. Речевая контрманипуляция как объект лингвистического исследования: проблемные вопроссы / М.В. Петрова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. № 4. - С. 210 - 214.
20. Помырляну Н. А. Речевое воздействие: способы, типы и приемы / Н. А. Помырляну // Изв. Южного федер. Ун-та. Сер.: Филологические науки. -Ростов-на-Дону, 2013. - № 3. - С. 71-78.
21. Речевое воздействие: онтология и методология исследования:
монография / Е.В. Шелестюк. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 344 с.
22. Речевое воздействие: проблем прикладной психолингвистики: сб. ст. / отв. ред. А. А. Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1972. - 144 с.
23. Семенов, А.В. Этимологический словарь русского языка. - М.: Юнвес, 2003 - 2006. - С - 704.
24. Сергеева Е. В. К вопросу о некоторых манипулятивных приемах в текстах предвыборной агитации (на материале кампании 2011 г. ) // Политическая лингвистика. 2012. №2.
25. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор мишени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.: ил. - (Серия «Бизнес-психология»)
26. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. - Воронеж : Полиграф, 2001. - 252 с.
27. Тарасова И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания, № 5, 1993. - С. 70 - 81.
28. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи. // Жанры речи. Саратов, 1997. - С. 66 - 87
29. Фёдорова Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л. Л. Фёдорова // Вопросы языкознания. - 1991.
30. Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды. - Вопросы психологии. № 4. 1977.Берг, 2003
31. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Изд. «Питер», 1999. - 272 с.
32.Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. - М: Наука, 2006. - 136 с.
33. Шейнов В. П. Психология влияния: скрытое управление,
манипулирование и защита от них / В. П. Шейнов. М. : Ось-89, 2002.
34. Danuta R. The language of newspapers. - London; New York: Routledge, 2001. - 126 p.
35. van. Dijk T.A Discourse and Manipulation // Discourse Soc.2006/ Vol. 17, №2. - 383 p.