Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ЖАНР «СОВЕТ» В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Работа №155475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Речевой жанр как объект научного знания 6
1.1. Теория речевых жанров в современной лингвистике 6
1.2. Совет как речевой жанр поучающего дискурса 10
Выводы по главе 1 15
Глава II. Жанрообразующие признаки «сказочного» совета 16
2.1. Речевые и содержательные характеристики «сказочного» совета 16
2.1.1. Цели совета 16
2.1.2. Участники ситуации совета 20
2.1.3. «Прошлое» и «будущее» совета 22
2.1.4. Содержание совета 28
2.1.5. Структура совета 34
2.2. Языковые средства выражения «сказочного» совета 37
2.2.1. Образные средства выражения совета 37
2.2.2. Глагольные формы для выражения совета 40
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложение 1

Исследование речевого жанра совета в русских народных сказках определено как современное и востребованное, поскольку в его рамках можно выявить языковые и речевые особенности русской традиционной культуры, присутствующие в этих фольклорных повествованиях. Более конкретно нас интересует структура этого жанра и способы его реализации в русских народных сказках, то, как даются и принимаются советы, а также роли и функции персонажей, дающих советы. Все это формирует представление об общественной речевой норме, которая во многом заимствована и современными носителями русского языка.
В контексте русских народных сказок речевой жанр совета служит средством передачи мудрости, моральных ценностей и наставлений главным героям. Эти советы часто исходят от мудрых и опытных персонажей, таких как бабушки, дедушки, ведьмы или волшебные существа. Эти персонажи не только дают практические советы: в их содержании часто содержится мудрость и традиционные ценности, что делает их советы отражением отношения народа к морали и межличностным отношениям.
Кроме того, язык, используемый персонажами в ситуации советования в русских народных сказках - его формы, речевые обороты и выражения, - помогают понять характер коммуникации и социального взаимодействия в традиционном пространстве общения, об их эффективности и результатах.
Персонажи, дающие и получающие советы в русских народных сказках, воплощают различные архетипы и социальные роли. Изучая эти роли, атрибуты этих персонажей, их взаимодействие, мы изучаем и способы взаимодействия субъектов, соответствующие культурным идеалам и нормам.
В связи со сказанным актуальность выпускной квалификационной работы в целом обусловлена тем, что исследование речевого жанра совета в русских народных сказках помогает глубже понять взаимосвязи между языком, обществом, культурой и человеком так, как они описаны в русском фольклоре. А это, в свою очередь способствует пониманию русской культурной и языковой традиции иностранцами, то есть теми, кто воспринимает ее на фоне своего родного языка и своей культуры.
Объектом лингвистического анализа в данном случае является речевая ситуация обсуждения проблемы, которая имеется у одного из его участников и требует решения, а предметом анализа - речевой жанр совета.
Материалом исследования являются тексты русских народных сказок - волшебных, бытовых и сказок о зверях, которые были отобраны методом сплошной выборки [Афанасьев 2016], [Нечаев 1972], [Русские народные сказки... 1979], [Русские народные сказки... 2002], [Русские народные
сказки... 1989] Сначала автором ВКР были отобраны те сказки, герои которых сами дают или выслушивают советы (список сказок приведен в приложении 1), а затем методом сплошной выборки выбраны 60 объемных фрагментов, в которых реализуется жанр совета и описаны последствия его исполнения или неисполнения.
Цель данной работы - выявить жанрообразующие признаки совета в том виде, в котором они представлены в текстах русских народных сказок.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1) сформировать теоретическую базу исследования, опираясь на работы по теории речевых жанров;
2) сформировать текстовую базу исследования, отобрав фрагменты
фрагментов, в которых реализуется жанр совета и описаны
последствия его исполнения или неисполнения;
3) проанализировать содержательный и речевой контекст совета в русских сказках и выявить его характеристики
4) определить свойственные для сказочного совета языковые средства.
Новизна представленного к защите исследования определена применением современной методики пофакторного анализа речевого жанра к анализу традиционного объекта - совета в контексте сказочного сюжета, что позволяет выявить не только устройство самого высказывания, но и условия его реализации.
Теоретической базой исследования становится одно из современных направлений языкознания - речежанровая лингвистика, или лингвистика речевых жанров, в частности работы М. М. Бахтина, Т. В. Шмелевой, Г. Г. Почепцова, О. А. Шутовой, С. Ю. Данилова и других исследователей.
Соответственно главным методом анализа выбран метод пофакторного анализа речевого жанра; кроме того, автор использовал методы сплошной выборки, контекстного анализа, классификации и обобщения.
Практическая значимость работы определена тем, что ее материалы могут быть применены при обучении русскому языку как иностранному, например, при разработке заданий, ориентированных на знакомство с традиционной русской культурой и типичными ситуациями общения.
Структура работы включает введение, в котором описаны основные содержательные и методологические посылы исследования; главу 1, теоретическую по целеполаганию, объясняющую лингвистическую основу анализа; главу 2 - исследовательскую, которая представляет результаты собственного анализа автора выпускной квалификационной работы; заключение, демонстрирующее основные результаты работы, список научных источников и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведанное исследование привело автора данной квалификационной работы к следующим результатам:
1. Сформирована теоретическая база исследования, благодаря которой было выяснено, что речевой жанр совет - это суггестивный речевой жанр, состоящий из 7 конструктивных жанрообразующих признаков (коммуникативная цель, фактор адреса, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, диктумное содержание, языковое воплощение).
Кроме этого, речевой жанра совета - это жанр, который имеет ложную структуру и включает 1) запрос совета, 2) объяснение затруднений / рассказ об опыте их преодоления, 3) собственно совет / аргументацию совета (обсуждение эффективности и выполнимости), 4) благодарность за совет / помощь, участие, понимание и т. п.».
При этом выяснено, что данные структурные элементы не всегда реализуются в сказках в полном наборе. Какой-то из описанных этапов может отсутствовать вследствие специфических «сказочных» обстоятельств. Имеются в виду мистические способности одного из персонажей, вовлечение одного из героев в «гущу событий», стремление «случайного» благожелателя помочь нуждающемуся, негативные последствия от исполнения совета, расставание персонажей, отсутствие возможности удостовериться в пользе совета «здесь и сейчас».
2. Проанализированы 37 текстов русских народных сказок, в которых были выявлены 60 объемных фрагментов, где реализуется жанр совета и описаны последствия его исполнения или неисполнения. Замечено, что совет в некоторых сказках может встречаться несколько раз, проходя через все произведение.
3. Определено, что содержательный и речевой контекст совета в русских сказках обладает следующими характеристиками:
A.
Так, цель совета - высказать мнение, дать ценное указание или информацию, которые могут помочь тому, кто попал в сложную ситуацию. В этом случае совет дается бескорыстно и не приносит пользу советующему. Иногда в волшебных сказках может быть дан совет, который выгоден обоим участникам разговора, а в некоторых случаях встречается анти-совет. В таких случаях высказанный совет небескорыстен - советчик получает выгоду от действий, которые предлагает совершить адресату. Герой-адресат же оказывается ни с чем или получает ущерб: лишается чего-то ценного или даже погибает.
Б.
Для речевого жанра совета характерен типичный набор участников ситуации - это адресант и адресат совета - советчик и герой сказки. Адресантом совета, нацеленным на получение какой-либо выгоды, в русских сказках часто всего выступает лиса. Случайным советчиком обычно является герой-человек, а сказочное существо чаще всех других не только дает советы главному герою на протяжении всего произведения, но становится его помощником, помогающим преодолеть трудности. Зверями, дающими бескорыстные советы, которые в основном приносят положительные результаты, выступают волк, кот или мышка. Хитрыми зверями, стремящимся выйти из затруднительного положения за счет данного герою- антагонисту совета, вступают пес или козлик.
B.
Образ прошлого и образ будущего в сказках оформляются по-разному: так, у совета может не быть коммуникативного прошлого, когда совет используется как инициативное высказывание. В этом случае описывается событийное прошлое, произошедшее до встречи героя и советчика и поставившее героя в трудное положение. Будущее совета не всегда реализуется: советующий может и не получить благодарность от героя из-за невозможности сразу понять пользу данного совета и расставания навсегда.
Г. Речевой жанр совета содержательно делится на две большие группы в зависимости от типа сказки. Содержание советов в волшебных и бытовых сказках, как правило, включает описание 1) причин и целей совета: они подразумевают выгоду или счастье положительного героя, 2) действий, которые должен совершить герой для своей пользы, 3) призыв отложить решение проблемы - до утра (Утро вечера мудренее).
В сказках о животных содержание совета часто включает описание 1) действий, которые должен совершить герой в пользу «лицемерного» советчика и себе во вред; 2) действий, которые должен совершить отрицательный герой в пользу положительного героя.
Д.
Языковые средства, свойственные сказочному совету, разнообразны. Так, в качестве запоминающейся формы совета в сказках фигурируют пословицы или поговорки, которые сами представляют форму совета. Еще одним общеизвестным языковым средством, которое используется в сказочных советах, являются фразеологизмы, которые имеют ту же функцию, что пословицы и поговорки - они «работают» на запоминание.
В общем контексте ситуации советования встречается большое число повторов, что в целом характерно для фольклорных текстов.
Наконец, яркой и запоминающейся ситуацию советования делают эпитеты, которые используются в диалоге 1) на этапе собственно совета при описании его содержания (сонные капли; невода шелковые; щука златокрылая), 2) на этапе запроса о затруднениях героя (дума крепкая) и 3) при обозначении участников ситуации (крестьянский сын; человек старый). Использование глагольных форм зависит от того этапа совета, в который эта глагольная форма помещается.
Так, на этапе запроса совета используются глагольные формы повелительного наклонения, которые нацелены на достижение главной коммуникативной задачи - получение совета (научи). На этапе объяснения затруднений используются глаголы прошедшего времени, что объясняется ретроспективным характером сообщения. На этапе благодарности используются разные лексические единицы. Если признательность за совет выражает сам персонаж, то благодарность выражается этикетным словом Спасибо. Если этап благодарности описывает автора-повествователь, то используется форма глагола прошедшего времени поблагодарил .
Знание традиционной русской культуры, частью которой является речевой жанр «сказочного» совета, помогает более глубоко понять основы современной культуры российского общества.



1. Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.
2. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки / А.Н. Афанасьев. - СПб., 2016. - 128 с.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
4. Бахтин М.М. Собр. соч. в 5 т. М., 1996. - Т. 5. Работы1940-х - начала 1960¬х годов.
5. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения // Жанрыречи.Саратов,1999.По 2.
6. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов. 1997. Вып.1
7. Данилов С. Ю. Речевой жанр «совет» в аксиологическом аспекте // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: Тез. докл. междунар. науч. конф. (УрФУ, 15-17 октября 2019 г.) / Отв. ред. Н. А. Купина. - Екатеринбург: Издат. дом «Ажур», 2019. - С. 240-241.
8. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М., 2010.
9. Дементьев В.В. О месте понятия «жанр» в языковой компетенции: на метериале выражения «в жанре...» в НКРЯ // Жанры речи. - 2017. - № 2 (16). - С. 193-202.
10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. - М.: Наука, 1994. - 378 с.
11. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов [Текст] : учеб. пособие / О. А. Корнилов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
12. Красноперова Ю.В. О понятии «речевой жанр» в современной лингвистике // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.
13. Любимов А. О. Высказывания-советы и их прагматические и семантические свойства // Семантические проблемы речевой деятельности: сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т языкознания; Моск. гос. ун-т междунар. отн. МИД СССР; отв. ред. Г. С. Романова. - М., 1984. - С. 139-144.
14. Малыса О. К вопросу о жанре совета // Русский язык: система и функционирование (к 80-летию профессора П. П. Шубы) : материалы III Междунар. науч. конф., Минск, 6-7 апр. 2006 г. : в 2 ч. / редкол. : И. С. Ровдо (отв. ред.) [и др.]. - Минск : РИВШ, 2006. - Ч. 2. - С. 149-152.
15. Матвеева Т.В. Коммуникативная стратегия влияния на собеседника в аспекте культуры речи // Вопросы культуры речи / отв. ред. А.Д. Шмелев. Вып. 9. - М., 2007. - С. 110-127.
16. Нечаев А. Н. Русские народные сказки / А.Н. Нечаев. - М.: Малыш, 1972. - 67 с.
17. Почепцов Г. Г. О коммуникативной типологии адресата // Речевые акты в лингвистике и методике. - Пятигорск, 1986. - С. 10-17.
18. Русские народные сказки. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство. - 1979. - 65 с.
19. Русские народные сказки / под ред. О. Ф. Трифоновой. - М.: АСТ- АСТРЕЛЬ, 2002. - 254 с.
20. Русские народные сказки. - Томск: Томское книжное издательство. - 1989. - 84 с.
21. Соловьева А. А. Образ адресанта и образ адресата как важнейшие признаки коммуникативной ситуации (на примере речевого жанра «совет» в современном английском языке / Соловьева А.А. // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 3 (70). - С. 171-174.
22. Соловьева А. А. Речевой жанр «совет» в разных типах дискурса (на материале современного английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.А. Соловьева. - Волгоград, 2007. - 16 с.
23. Прохорова О.А. Типологизация директивных текстов // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. / КГПУ. - Красноярск:, 1999. - Вып. 2. - С. 145-157.
24. Романов А.А., Черепанова И.Ю. Суггестивный дискурс в библиотерапии.
- М.: Лилия ЛТД, 1999.
25. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН; Институт русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Издат. центр «Азбукововник», 2007. - 1175 с.
26. Федосюк М.Ю. Семантика существительных речевой деятельности и теория жанров речи // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. - Екатеринбург, 1997. - 225 с.
27. Шеловских Т. И. Речевой акт совета: функционально-прагматический анализ (на материале французского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.И. Шеловских. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1995. - 217 с.
28. Шмелева Т В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. - 1990. - № 2.
29. Шмелева Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. - М., 1992.
30. Шутова О. А. Дидактический и поучающий дискурсы: к проблеме терминологии // Восточно-славянская филология: сб. науч. тр. - Горловка, 2008. - Вып. 13. - С. 191-197.
31. Шутова О. А. Совет как суггестивный речевой жанр поучающего дискурса / О. А. Шутова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 5 (138). - С. 129-134.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ