ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования эстетического вкуса 7
1.1 Сущность понятия «эстетический вкус» 7
1.2 Условия и средства формирования эстетического вкуса 1 1
1.3 Критерии сформированности эстетического вкуса и методики их
диагностирования 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Формирование эстетического вкуса обучающихся в кружке «Шерстяная акварель» 2 1
2.1 Кружок как форма внеурочной деятельности 2 1
2.2 Особенности формирования эстетического вкуса во внеурочной
деятельности 23
2.3 Программа кружка «Шерстяная акварель» 2
2.4 Методика проведения занятий в кружке «Шерстяная акварель» 3 1
2.5 Экспериментальное исследование по формированию эстетического
вкуса в кружке «Шерстяная акварель» 34
Выводы по 2 главе 46
Глава 3 Проектирование наглядного пособия для кружка «Шерстяная акварель» 48
3.1 Эскизное проектирование картины 48
3.2 Технология изготовления картины «Калина красная» 52
3.3 Расчет себестоимости проекта 63
Выводы по 3 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Приложение А - авторский тест «Эстетический кругозор» 74
Приложение Б - Методика «ВАН ГОГ» Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова .... 78
Приложение В - Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» B.C. Аванесова 81
Современные социальные изменения обуславливают множество стоящих перед человеком проблем, влияющих на его нравственные устои, ценностные ориентации, эстетические предпочтения. Происходящие в обществе процессы затрагивают сферу культуры, образования, традиционные этические и эстетические категории наполняются новым содержанием и в реальной жизни нередко становится сложным отличать истинные ценности от мнимых.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования составлен портрет выпускника, - современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, наиболее важными личностными результатами является сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств школьников, их эмоциональная
отзывчивость - умение реагировать на эстетические образы посредством выражения эмоций.
Формирование эстетического вкуса обучающихся - непростая, но важная задача которую ставит перед учителями ФГОС.
Декоративно-прикладное творчество многогранно и разнообразно. Оно дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса, развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений.
Из предлагаемых программ внеурочной деятельности, пользуется спросом у обучающихся и их родителей кружки декоративно-прикладного творчества, одним из которых, в рамках внеурочной деятельности школы, может быть кружок «Шерстяная акварель».
Изготовление художественных изделий из шерстяных волокон является одним из доступнейших видов декоративно-прикладного творчества, не требующее больших временных и финансовых затрат.
Изготовление картин из шерстяных волокон - направление в современных техниках молодое и в работе с детьми во внеурочной деятельности широко не применяется. В педагогической практике сложилось множество методик направленных на формирование эстетического вкуса обучающихся во внеурочной деятельности. Но не каждая методика формирования эстетического вкуса может быть применима непосредственно в кружке «Шерстяная акварель». Следовательно, сложилась необходимость в разработке методических рекомендаций для проведения занятий в кружке «Шерстяная акварель», направленная на формирование эстетического вкуса обучающихся.
Цель исследования - разработать методику проведения занятий в кружке «Шерстяная акварель», способствующая формированию эстетического вкуса обучающихся.
Объект исследования - формирование эстетического вкуса обучающихся.
Предмет исследования - методика проведения занятий в кружке «Шерстяная акварель», способствующая формированию эстетического вкуса обучающихся.
Гипотеза исследования: эстетический вкус обучающихся в кружке «Шерстяная акварель» будет сформирован на более высоком уровне, если разработанная методика будет способствовать эффективному формированию эстетического вкуса у обучающихся в кружке «Шерстяная акварель».
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы формирования эстетического вкуса обучающихся;
2. Определить условия, способствующие формированию эстетического вкуса обучающихся в кружке «Шерстяная акварель»;
3. Разработать наглядное пособие и методические рекомендации, направленные на формирование эстетического вкуса обучающихся, для реализации программы кружка «Шерстяная акварель»;
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, экспериментальное исследование, наблюдение, тестирование, анкетирование, экскизирование, проектирование.
Практическая значимость: разработанная методика будет полезна педагогам реализующим программу внеурочной деятельности при проведении занятий в кружке «Шерстяная акварель».
Методологическую основу исследования составили научные труды по: нравственно-эстетическому воспитанию школьников К.В. Гавриловец; эстетической культуре и эстетическому воспитанию Г.С. Лабковской; формированию эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами регионального народного декоративно¬прикладного искусства Н.П. Боташевой, эстетическим потребностям и духовному развитию личности М.А. Верба; педагогике Б.Т. Лихачева; эстетике А.А. Беляева, В.В. Бычкова, С.Г. Плукина.
База исследования: МБОУ «Никольская» СОШ.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя: введение, 3 главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы.
Определено, что эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравиться - не нравиться») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и этическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора).
Установлено, что эстетический вкус формируется с самого рождения, на его формирование влияет вся окружающая действительность: природа, быт, среда общения, система отношений человека (к человеку, труду, искусству, учебе, природе и т.д.).
Рассмотрены критерии сформированности эстетического вкуса М.А. Верба, Н.П. Боташевой.
Изучены методики диагностирования критериев эстетического вкуса Е. М. Торшиловой и Т. В. Морозовой, Л.В. Школяра, Т.А. Барышевой.
Сформулировано понятие кружка как добровольного объединения обучающихся, которые имеют повышенный интерес к определенной области знаний и имеют желание заниматься практической деятельностью.
Установлено, что кружок это основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной деятельности, который дает большие возможности для развития положительных качеств личности;
Выявлено, что внеурочная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс;
Определены цели, задачи и предполагаемые результаты, методы и приемы работы, принципы, лежащие в основе кружка, а также формы контроля и критерии результативности реализации образовательной программы кружка «Шерстяная акварель»;
Разработан тематический план кружка «Шерстяная акварель». Занятия кружка рассчитаны на 35 часов, будут проводиться один раз в неделю, длительность занятия один академический час, кружок предназначен для учащихся 5-7 классов;
Определены критерии сформированности эстетического вкуса: эстетические знания, эстетико-творческая деятельность, эстетическая отзывчивость, эстетические потребности, эстетика поведения.
Разработана методика проведения занятий, направленная на формирование эстетического вкуса обучающихся в кружке «Шерстяная акварель»;
Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что разработанная методика проведения занятий в кружке «Шерстяная акварель» с применением наглядного пособия способствует эффективному формированию эстетического вкуса обучающихся.
Установлено, что национально-региональный компонент является необходимым условием образования школьников, раскрывающий историческое, культурное, национальное своеобразие народов России, в частности Алтайского края;
Определена и обоснована тема сюжета картины, посвященная памяти В.М. Шукшина. В соответствии с выбранной темой были разработаны собственные варианты сюжета картины. Разработана технологическая карта изготовления картины «Калина красная» из шерстяных волокон. Рассчитана себестоимость проекта, которая составила 26602,17 рублей.
1. Барышева, Т. А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник [Текст] / Под общ. Ред. Т. А. Барышевой. — СПб.: Изд- во.ВВМ, 2014.— 380 с.
2. Беляев, А. А. Словарь. Эстетика [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «StudFiles». - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2622624/page:6/ 19 марта 2018 12:46:37
3. Боташева, Н. П. Формирование эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами регионального народного декоративно-прикладного искусства [Текст]/ дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Боташева Наталья Пантелеевна. - Майкоп, 2013. - 250 с.
4. Бычков, В. В. Эстетика [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Электронная библиотека книг». - Режим доступа:
http://iknigi.net/avtor-viktor-bychkov/2051-estetika-viktor-bychkov/read/page-
15.html19 марта 2018 12:57:11
5. Вкус как эстетическая категория [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «KM.RU». - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/EFAB962D1F96488A8564ED09C7C214F7/ 20 марта 2018 14:23:56
6. Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «MyUnivercity.ru». - Режим доступа: http:YmyuniYei'city.i'u/I Пдагогика/Воспитаниеэстетического вкуса обучакич ихся_средствами/472296_3431576_страница3.Ыт1/ марта 2018 14:23:56
7. Выявление уровней сформированности эстетической культуры учатихся [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Федеральный образовательный портал - экономика, социолгия,
менеджмент».
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/10/28/1214792143/38-41.pdf 20 марта 2018 14:23:56
8. Гавриловец, К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: кн. для учителя [Текст] / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. - 2-е изд. доп. и перераб. - Минск : Нар. асвета, 1988. - 126 с.
9. Диагностика художественно-творческих способностей
[Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Социальная сеть работников образования». - Режим доступа:
https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/02/11/diagnostika- khudozhestvenno-tvorcheskikh 20 марта 2018 14:23:56
10. Диагностика эстетической воспитанности [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Studsell». - Режим доступа: https://www.studsell.com/view/39447/70000/ 2018 14:23:56
11. Диагностика эстетической воспитанности учащихся
[Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «ИНФОУРОК». - Режим доступа:
https://infourok.ru/diagnostika_esteticheskoy_vospitannosti_uchaschihsya.- 336592.htm/ 2018 14:23:56
12. Индивидуальный эстетический вкус [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Лекция». - Режим доступа: https://lektsia.com/7x57e0.html 20 марта 2018 16:23:03
13. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя [Текст] / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
14. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК./ Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 — 647 с.
15. Любимова, Ю. С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.
16. Методика обучения декоративно-прикладному искусству
[Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «REFLEADER.RU». -
Режим доступа: http://refleader.ru/jgeotratyrnaotr.html/ 2018 14:23:56
17. Методики диагностирования эстетической воспитанности [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «FirstEducation». -
Режим доступа: http://www.firsteducation.ru/neopols-725-2.html/ 2018 14:23:56
18. Методы педагогической диагностики школьников [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «ИНФОУРОК». - Режим доступа:
https://infourok.ru/material.html?mid=115066/ марта 2018 14:23:56
19. Организация внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2632/31964/ 2018 14:23:56
20. Петрова, Г. А. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов [Текст] / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета - 1991 - 184 с.
21. Плукин, С. Г. Эстетический вкус [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «sercelia.com». - Режим доступа:
http://sercelia.com/drugoe/23477-psixolog-plukin-sergej-georgievich-blog-archive- esteticheskij-vkus.html 19 марта 2018 12:57:11
22. Развитие эстетического вкуса школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт
«kopilkaurokov.ru». - Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/razvitiie-
estietichieskogho-vkusa-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti/ 2018 14:23:56
23. Развитие эстетической культуры личности [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Янеуч!». - Режим доступа: http://yaneuch.ru/cat_04/razvitie-jesteticheskoj-kultury-lichnosti-
sredstvom/594020.3519844.page4.html/ марта 2018 14:23:56
24. Столович, Л. Н. Природа эстетической ценности [Текст] / Л.Н. Столович; ред. Р.К. Медведева. - М.: Политиздат, 1972. - 271 с.
25. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х тт. Т. 1[Текст] / В. А. Сухомлинский ; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
26. Условия и средства эстетического воспитания [Электронный
ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Социальная сеть работников образования». - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2014/03/03/usloviya-i-sredstva-esteticheskogo-vospitaniya- doshkolnikov/ 20 марта 2018 14:23:56
27. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. -
Сайт «stupeni15.edusite.ru». - Режим доступа:
http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf 20 марта 2018 14:23:56
28. Формирование основ эстетического вкуса [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «StudFiles». - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1868190/page:3/ марта 2018 14:23:56
29. Формирование эстетического вкуса школьников [Электронный
ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Социальная сеть работников образования». - Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2018/01/09/formirovanie- esteticheskogo-vkusa-shkolnikov-na-urokah 20 марта 2018 14:23:56
30. Фролов, И. Т. Философский словарь [Текст] / И.Т. Фролов - М.: «Политиздат», 1981. - 445 с.
31. Эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «RONL.RU». - Режим доступа: https://www.ronl.ru/shpargalki/pedagogika/171245/ 20 марта 2018 14:23:56
32. Эстетическое воспитание школьников [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Социальная сеть работников образования». -
Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2016/11/01/esteticheskoe-vospitanie-mladshego-shkolnika 20 марта 2018 14:23:56
33. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учебное пособие [Текст] / Е. Г. Яковлев. - М.: Гардарики, 2000. — 464 с.