Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к природе
у младших школьников.
1.1. Понятие и классификация ценностей 5
1.2.Особенности формирования ценностного отношения у младших школьников 15
1.3.Пейзаж как средство формирования ценностного отношения к природе у млад
ших школьников 27
Вывод по 1 главе 37
Глава 2.Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по исследованию уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников.
2.1. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к природе у
младших школьников 40
2.2. Комплекс занятий и методические рекомендации по формированию ценностного отношения к природе у младших школьников через работу над
пейзажем 49
Вывод по 2 главе 72
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения 81
Формирование ценностного отношения к природе играет важную роль в благополучии окружающей среды и общества, поэтому воспитание понимания у школьников того, что от нас зависит будущее планеты, является актуальным.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время необходимо сохранить окружающий мир, беречь природу, а не разрушать ее.
Природа-это то, что нас окружает, все, что не сделано руками человека. Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Идея воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является духовное развитие, способствующее осознанию значения природы и готовности к его сохранению.
Любовь к природе родного края - это одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство создается из эмоционально отношения, интереса к природе и желание трудиться в природе, беречь и охранять ее. Любовь к природе, прежде всего, определяется бережным отношением к природе.
Как и в воспитании личности, так и в воспитании уважительного отношения к природе необходимо начинать с раннего детства. Важно отметить тот факт, что и школа влияет на формирование ценностного отношения к природе. Школа - это не только учебное заведение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться. Это своего рода мир, в котором ребенок находится большую часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает сложные для него решения, выражает свои эмоции, формирует свое мнение, отношение к чему-либо или кому- либо.
В период первого года обучения у школьника нужно начинать формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому. Воспитывая ценностное отношение к природе, учитель закладывает основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни.
Многие философы и социологи исследовали понятие «ценность» Г.Лотце, Г.Гегель, И.Кант, М. Вебер и др. Так же огромный вклад внесли педагоги в воспитание ценностного отношения к природе Сухомлинский В.А., Сокольникова Н.М., Кузина В.С., Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. и др. Разрабатывались специальные эстетические программы, например: программа «воспитание красотой». Таким образом, уроки изобразительного искусства играют важную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников.
Большой вклад в воспитательную работу может внести изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров - пейзажная живопись. При помощи пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются художественный вкус, формируется эстетическое и цeннoстнoe отношение к природе. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, движений, форм. С помощью этого ребенок познает, знакомится с новыми для него предметами и явлениями приобщается к прекрасному. В процессе работы над пейзажем возникает контакт ребенка с самой природой. Формируются эстетические ценности, познавательные потребности. Получается, что в ходе общения с природой ребёнок получает информацию, в которой он видит и чувствует прекрасное, начинает понимать, что нужно делать для природы не разрушая её красоту, и её богатство. В дальнейшем ребенок начинает, понимать, что он несет ответственность за состояние природы, и что именно от его действий и поступков зависит будущее нашей планеты. Природа - это то, что нас окружает, все, что не сделано руками человека.
Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Идея воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является духовное развитие, способствующее осознанию значения природы и готовности к его сохранению.
Объект исследования: формирование ценностного отношения к природе у младших школьников.
...
Итак, в данной работе мы изучили психолого-педагогическую, философскую литературу и провели констатирующий эксперимент. По ходу работы мы рассмотрели понятие «ценность», характерные признаки ценностей, возрастные особенности младших школьников, так же мы рассмотрели уровни морального развития по Колбергу Л.. В младшем школьном возрасте ведущей учебной деятельностью является учеба, происходит развитие мышления, внимания, воображения и других психических функций. В этом возрасте ребенок постепенно овладевает своим поведением, начиная уже более сдержанно проявлять свои эмоции - раздражение, зависть, недовольство. Овладевает способностью владеть своими эмоциями, появляются новые выражения эмоций - насмешка, ирония, сомнение. В этом возрасте развиваются высшие чувства: социальные и эстетические. Особую роль играет формирование моральных чувств: чувства ответственности, товарищества, сочувствие к горю, недовольство при несправедливости и т.д.Так же в ходе изучения данной темы, были поставлены задачи: обобщить результаты имеющихся научных исследований по формированию ценностного отношения к природе, изучить возрастные особенности младших школьников, изучить понятие пейзаж, выявить возможности пейзажа как средства формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.
Одним из важных условий успешного выполнения процесса целенаправленного формирования у младших школьников ценностного отношения к природе является четкое определение целей и задач его осуществления.
Среди задач, от решения которых зависит успех целенаправленного формирования у учащихся положительного, адекватного ценностного отношения к природе особо следует отметить следующие:
• воспитание интереса и способности к эмоциональному переживанию общения с природой с помощью пейзажа;
• воспитывать интерес к познанию и общению с природой;
• формирование системы представлений о ценности природы и составляющих ее элементов.
Понимание того что нужно решать эти задачи всеми, от кого зависит эффективность работы по формированию ценностного отношения к природе, является обязательным условием достижения поставленной цели.
Тем не менее, успех формирования ценностного отношения к природе зависит не только от того, как педагог понимает его цели и задачи, но и от создания необходимых условий для выполнения их в учебно-воспитательном процессе, таких как:
• учет психологических и возрастных особенностей восприятия и познания природы учащимися; установление тесной связи с жизнью и трудом; применение методов и форм осуществления учебной деятельности, обладающих высоким мотивационным потенциалом;
• использование примеров позитивного отношения к природе педагога, детей и взрослых;
• обеспечение наилучшего соотношения учебной и внеклассной работы и др.