Психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 10
1.1 Характеристика понятия готовности студенческой молодёжи к
супружеским отношениям 10
1.2 Факторы развития психологической готовности молодёжи к
супружеским отношениям 37
1.3 Принципы и инструменты развития психологической готовности
студенческой молодёжи к супружеским отношениям 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 51
2.1 Организация экспериментальной работы 51
2.2 Описание методик исследования 53
2.3 Обработка результатов констатирующего эксперимента 57
2.4 Анализ результатов внедрения программы по формированию
психологической готовности студентов к супружеским отношениям 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 10
1.1 Характеристика понятия готовности студенческой молодёжи к
супружеским отношениям 10
1.2 Факторы развития психологической готовности молодёжи к
супружеским отношениям 37
1.3 Принципы и инструменты развития психологической готовности
студенческой молодёжи к супружеским отношениям 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 51
2.1 Организация экспериментальной работы 51
2.2 Описание методик исследования 53
2.3 Обработка результатов констатирующего эксперимента 57
2.4 Анализ результатов внедрения программы по формированию
психологической готовности студентов к супружеским отношениям 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Социальные и экономические изменения, происходящие в обществе сегодня, оказывают существенное влияние на ценности и традиции, закладываемые в семьях, меняются функции и структура семьи. Со второй половины XX века в развитых странах наблюдается рост числа союзов в форме сожительства относительно числа официально зарегистрированных браков, число разводов приближается к числу заключаемых браков. В январе 2016 года в Красноярском крае было зарегистрировано 1043 брака, а расторгнуто 1023, что говорит о негативной тенденции относительно того же периода в 2015 году, когда браков было заключено на 18,3% больше, а разводов - на 1,5% меньше [81].
Вышеуказанные факты, являются признаками того, что сегодня институт семьи, в его традиционном понимании, переживает кризис. Американский психолог Карл Роджерс отмечал, что «современный молодой человек имеет недоверие к браку как к общественному институту. Он видит в нём слишком много недостатков. Он часто видел неудачу в собственном доме, в своей семье» [79]. Как результат, молодые люди «вслепую» занимаются поиском альтернативы браку, прибегают к отношениям, именуемым как «фактический брак», «пробный брак».
Опираясь на данные социологических и психологических исследований, можно отметить нарастающую необходимость подготовки молодёжи к будущей семейной жизни и, в частности, к супружеству. Одновременно с этим, не смотря на существующий запрос со стороны общества и, в том числе, молодёжи [82], на практике данный вопросу уделяется недостаточное внимание со стороны учебных заведений. Однако, при анализе теоретической литературы по проблеме исследования, нами был отмечен возрастающий интерес к развитию и формированию психологической готовности к семейным, брачным, супружеским отношениям молодёжи со стороны научного сообщества.
Современные векторы развития педагогики говорят о необходимости следования гуманистической парадигме в процессе образования, о необходимости признания человека в качестве творца собственной жизни. (B.C. Библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, E.H. Ильин, И.Б. Котова, В.А. Сухомлинский, E.H. Шиянов и др.). В связи с этим можно говорить о необходимости подготовки молодёжи к супружеству и семейной жизни основываясь на принципах гуманистического подхода в образовании, таких как принципы свободосообразности, амбивалентности, безоценочного отношения, взаимной открытости.
В связи с тем, что не в каждой семье может осуществляться всестороннее добрачное воспитание молодежи, и учитывая, что программами учебных заведений не предусмотрена такая подготовка, то возникает потребность в целенаправленной психолого-педагогической работе с молодёжью, целью которой является развитие психологической готовности к супружеству и семейной жизни. И.В. Дубровина, указывая на важность подготовки молодёжи к семейной жизни и супружеству, отмечает, что «формируя личность в целом, нельзя не учитывать специфику каждой области ее жизнедеятельности, в том числе и семейной жизни. Формирование готовности иметь семью, детей должна быть одной из главных задач воспитания подростков и юношей и находиться в центре психолого-педагогических исследований» [27].
В своих исследованиях A.M. Прихожан отмечает, что представления о супружеских отношениях стихийно формируется в самой семье. При этом это формирование происходит или через стремление к повторению, или через желание все в противоположность примеру родителей [75]. Нельзя отрицать важность опыта, полученного в родительских семьях, но этот «естественный» механизм получения знаний о семейных отношениях уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к браку и семейной жизни.
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что не сформированные в детстве представления о собственных обязанностях по отношению к другим членам семьи мешает строить взаимоотношения молодых супругов, трудности в браке возникают из-за недостатка нравственной воспитанности. В.Э. Чудновский подчеркивает, что «подготовка к семейной жизни - это, прежде всего, воспитание направленности на другого человека» [103].
Многими исследователями (Т.В.Андреева, А.Я.Варга, Н.В.Малярова, Н.Н.Обозов, А.Г.Харчев,) отмечается первостепенная важность именно супружеских отношений в семье, супружеской подсистемы - основополагающего элемента, на котором основано развитие и функционирование всей системы семьи, выполнение семьёй её основных функций [14, 59, 67]. Говоря о супружестве, С.И. Голод даёт ему следующее определение: «Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Супружеству присущи две характерные черты: не институциональный характер связи; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов» [22].
А.Н. Волкова отмечает, что современным супружеским отношениям присущи равенство и партнёрство, а также сильная психическая зависимость друг от друга, высокая степень интимности и личностной значимости. [16].
По нашему мнению, говоря о развитии психологической готовности к супружеским отношениям, следует говорить не об актуальной, а о прогностической готовности к семейной жизни, об осознанном отношении и готовности вступить в брак. Это обосновано тем, что большинство молодых людей создают семью через несколько лет после окончания ВУЗа.
На основе изученной литературы, мы выбрали следующие факторы, благоприятно влияющие на развитие психологической готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- вступление в брак на основе любви и духовного единства.
В соответствии с перечисленными предпосылками, нами сформированы объект, предмет и цель исследования.
Проблема исследования — каковы условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Объект исследования - психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Предмет исследования - условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Цель - выявить условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1) систематизировать и обобщить современные знания о развитии психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
2) выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
3) выявить особенности психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям и результатов её развития;
4) определить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
5) разработать методические рекомендации по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана и внедрена программа развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать факторам развития психологической готовности к супружеским отношениям.
Методы исследования: общетеоретические (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа); математические и статистические методы (тест ранговой корреляции Спирмена, метод статистической проверки гипотез - t- критерий Стьюдента).
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о структуре и функциях семьи: А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.В. Мудрик, Н.Я. Соловьёв, В.В. Столин, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и др.;
- о феномене супружества отношений и его места в семейных отношениях: Т.В. Андреева, А.Я. Варга, С.И. Голод, Н.В. Малярова, Н.Н. Обозов, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, С.В. Петрушин, А.Г. Харчев и др.;
- о факторах развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям: Т.В. Андреева, Д.Я. Кутсар, А.В. Мудрик;
- о инструментах и принципах развития готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям: В.А. Баранова, Л.С. Выготский, A. С. Макаренко, А. Маслоу, В.А. Петровский, К. Роджерс, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э. Фромм).
Экспериментальной базой исследования явился Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. В выборочную совокупность вошёл 21 учащийся в возрасте от 18 до 21 года.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, как прогностической готовности к супружеству;
- обосновано развитие прогностической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
- подтверждено развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям в процессе изучения разработанного нами факультативного курса.
Теоретическая значимость:
- конкретизация понятия «психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям»;
- определены факторы развития готовности студенческой молодежи к супружеским отношениям;
- сформулированы принципы и инструменты развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Практическая значимость исследования:
- конкретизация принципов и инструментов развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
- разработана программа, позволяющая осуществить развитие прогностической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям в рамках факультативного курса в процессе обучения в ВУЗе;
- подобран и обоснован комплекс методик, позволяющий оценить готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям и её динамику;
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивается разнообразием источников информации, исследовательских процедур и приемов, использованием комплекса методик, адекватных предмету и задачам исследования.
На защиту выносится положение: развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана и внедрена программа развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать, благоприятно влияющим на развитие готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- восприятие супружества как отношений, основанных на любви и духовном единстве.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы входе проведения работы по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям в рамках учебного процесса в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, представлены на XVII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных и опубликованы:
1) Русских Е.И. Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи // Молодой учёный. 2016. (17)
2) Русских Е.И., Логунова Л.В. Молодёжь и наука XXI века:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Молодёжь и наука XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. 2016. C. 170-178.
Социальные и экономические изменения, происходящие в обществе сегодня, оказывают существенное влияние на ценности и традиции, закладываемые в семьях, меняются функции и структура семьи. Со второй половины XX века в развитых странах наблюдается рост числа союзов в форме сожительства относительно числа официально зарегистрированных браков, число разводов приближается к числу заключаемых браков. В январе 2016 года в Красноярском крае было зарегистрировано 1043 брака, а расторгнуто 1023, что говорит о негативной тенденции относительно того же периода в 2015 году, когда браков было заключено на 18,3% больше, а разводов - на 1,5% меньше [81].
Вышеуказанные факты, являются признаками того, что сегодня институт семьи, в его традиционном понимании, переживает кризис. Американский психолог Карл Роджерс отмечал, что «современный молодой человек имеет недоверие к браку как к общественному институту. Он видит в нём слишком много недостатков. Он часто видел неудачу в собственном доме, в своей семье» [79]. Как результат, молодые люди «вслепую» занимаются поиском альтернативы браку, прибегают к отношениям, именуемым как «фактический брак», «пробный брак».
Опираясь на данные социологических и психологических исследований, можно отметить нарастающую необходимость подготовки молодёжи к будущей семейной жизни и, в частности, к супружеству. Одновременно с этим, не смотря на существующий запрос со стороны общества и, в том числе, молодёжи [82], на практике данный вопросу уделяется недостаточное внимание со стороны учебных заведений. Однако, при анализе теоретической литературы по проблеме исследования, нами был отмечен возрастающий интерес к развитию и формированию психологической готовности к семейным, брачным, супружеским отношениям молодёжи со стороны научного сообщества.
Современные векторы развития педагогики говорят о необходимости следования гуманистической парадигме в процессе образования, о необходимости признания человека в качестве творца собственной жизни. (B.C. Библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, E.H. Ильин, И.Б. Котова, В.А. Сухомлинский, E.H. Шиянов и др.). В связи с этим можно говорить о необходимости подготовки молодёжи к супружеству и семейной жизни основываясь на принципах гуманистического подхода в образовании, таких как принципы свободосообразности, амбивалентности, безоценочного отношения, взаимной открытости.
В связи с тем, что не в каждой семье может осуществляться всестороннее добрачное воспитание молодежи, и учитывая, что программами учебных заведений не предусмотрена такая подготовка, то возникает потребность в целенаправленной психолого-педагогической работе с молодёжью, целью которой является развитие психологической готовности к супружеству и семейной жизни. И.В. Дубровина, указывая на важность подготовки молодёжи к семейной жизни и супружеству, отмечает, что «формируя личность в целом, нельзя не учитывать специфику каждой области ее жизнедеятельности, в том числе и семейной жизни. Формирование готовности иметь семью, детей должна быть одной из главных задач воспитания подростков и юношей и находиться в центре психолого-педагогических исследований» [27].
В своих исследованиях A.M. Прихожан отмечает, что представления о супружеских отношениях стихийно формируется в самой семье. При этом это формирование происходит или через стремление к повторению, или через желание все в противоположность примеру родителей [75]. Нельзя отрицать важность опыта, полученного в родительских семьях, но этот «естественный» механизм получения знаний о семейных отношениях уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к браку и семейной жизни.
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что не сформированные в детстве представления о собственных обязанностях по отношению к другим членам семьи мешает строить взаимоотношения молодых супругов, трудности в браке возникают из-за недостатка нравственной воспитанности. В.Э. Чудновский подчеркивает, что «подготовка к семейной жизни - это, прежде всего, воспитание направленности на другого человека» [103].
Многими исследователями (Т.В.Андреева, А.Я.Варга, Н.В.Малярова, Н.Н.Обозов, А.Г.Харчев,) отмечается первостепенная важность именно супружеских отношений в семье, супружеской подсистемы - основополагающего элемента, на котором основано развитие и функционирование всей системы семьи, выполнение семьёй её основных функций [14, 59, 67]. Говоря о супружестве, С.И. Голод даёт ему следующее определение: «Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Супружеству присущи две характерные черты: не институциональный характер связи; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов» [22].
А.Н. Волкова отмечает, что современным супружеским отношениям присущи равенство и партнёрство, а также сильная психическая зависимость друг от друга, высокая степень интимности и личностной значимости. [16].
По нашему мнению, говоря о развитии психологической готовности к супружеским отношениям, следует говорить не об актуальной, а о прогностической готовности к семейной жизни, об осознанном отношении и готовности вступить в брак. Это обосновано тем, что большинство молодых людей создают семью через несколько лет после окончания ВУЗа.
На основе изученной литературы, мы выбрали следующие факторы, благоприятно влияющие на развитие психологической готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- вступление в брак на основе любви и духовного единства.
В соответствии с перечисленными предпосылками, нами сформированы объект, предмет и цель исследования.
Проблема исследования — каковы условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Объект исследования - психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Предмет исследования - условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Цель - выявить условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1) систематизировать и обобщить современные знания о развитии психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
2) выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
3) выявить особенности психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям и результатов её развития;
4) определить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
5) разработать методические рекомендации по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана и внедрена программа развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать факторам развития психологической готовности к супружеским отношениям.
Методы исследования: общетеоретические (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа); математические и статистические методы (тест ранговой корреляции Спирмена, метод статистической проверки гипотез - t- критерий Стьюдента).
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о структуре и функциях семьи: А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.В. Мудрик, Н.Я. Соловьёв, В.В. Столин, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и др.;
- о феномене супружества отношений и его места в семейных отношениях: Т.В. Андреева, А.Я. Варга, С.И. Голод, Н.В. Малярова, Н.Н. Обозов, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, С.В. Петрушин, А.Г. Харчев и др.;
- о факторах развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям: Т.В. Андреева, Д.Я. Кутсар, А.В. Мудрик;
- о инструментах и принципах развития готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям: В.А. Баранова, Л.С. Выготский, A. С. Макаренко, А. Маслоу, В.А. Петровский, К. Роджерс, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э. Фромм).
Экспериментальной базой исследования явился Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. В выборочную совокупность вошёл 21 учащийся в возрасте от 18 до 21 года.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, как прогностической готовности к супружеству;
- обосновано развитие прогностической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
- подтверждено развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям в процессе изучения разработанного нами факультативного курса.
Теоретическая значимость:
- конкретизация понятия «психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям»;
- определены факторы развития готовности студенческой молодежи к супружеским отношениям;
- сформулированы принципы и инструменты развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Практическая значимость исследования:
- конкретизация принципов и инструментов развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
- разработана программа, позволяющая осуществить развитие прогностической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям в рамках факультативного курса в процессе обучения в ВУЗе;
- подобран и обоснован комплекс методик, позволяющий оценить готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям и её динамику;
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивается разнообразием источников информации, исследовательских процедур и приемов, использованием комплекса методик, адекватных предмету и задачам исследования.
На защиту выносится положение: развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана и внедрена программа развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать, благоприятно влияющим на развитие готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- восприятие супружества как отношений, основанных на любви и духовном единстве.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы входе проведения работы по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям в рамках учебного процесса в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, представлены на XVII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных и опубликованы:
1) Русских Е.И. Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи // Молодой учёный. 2016. (17)
2) Русских Е.И., Логунова Л.В. Молодёжь и наука XXI века:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Молодёжь и наука XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. 2016. C. 170-178.
Обобщение и систематизация результатов проведённого нами теоретического и экспериментального исследования развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям приводит к следующим выводам.
В ходе работы, нами были систематизированы и обобщены современные знания о развитии психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям. Мы пришли к выводу, что психологическая готовность молодых людей к браку является главнейшим фактором создания будущей успешной семьи, которая определяется как общая характеристика, включающая в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, коммуникативный и деятельностный компоненты. В нашей работе мы сформулировали определение прогностической готовности студенческой молодежи к семейной жизни, так как большинство молодых людей создают семьи после окончания высшего учебного заведения.
Нами были выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, основанные на гуманистической и личностно ориентированной методологической основе. В частности, на принципе свободосообразности образования, используемый нами в развитии личностной готовности студенческой молодежи к супружеству и семье, включающий в себя представления о необходимости образования в «условиях свободы, свободой и для свободы»; принципе амбивалентности в обучении и воспитании; принципе взаимной открытости педагога и обучающегося связаным с принципом глубинного общения в образовательном процессе; принципе безоценочного отношения.
Нами отмечены следующие особенности развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям:
- семейные ценности выделяются молодёжью как приоритетные;
- большинство испытуемых (83,1%) указали зарегистрированный брак как предпочтительную форму отношений;
- значительная часть молодых людей (67,7%) указывают на то, что не готовы считать образ отношений в родительской семье подходящим для их собственной семьи
- со стороны молодёжи имеется заинтересованность в посещении мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений (более 80% опрошенных), при этом самым предпочтительным форматом занятий является дискуссия в группе до 10 человек.
Результативность опытно-экспериментальной работы по развитию психологической готовности студентов к супружеским отношениям определена в ходе эксперимента в вузе, была проведен образовательный курс, направленный на развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям. В том числе нами отмечены следующие результаты:
1) повышение активной заинтересованности в развитии и благополучии других людей;
2) формирование понимания любви, как деятельной озабоченности, заинтересованности в жизни и счастье другого человека;
3) обнаружена тенденция по увеличению студентов, выбравших мотивы выбора брачного партнёра высокого уровня и снижение среднего и низкого;
4) возросла готовность проявлять собственную активность по оказанию эмоционально-психотерапевтической поддержки партнёру, а также наблюдается увеличение значений показателей по утверждениям, касающимся личностной идентификации с супругом.
Разработанные методические рекомендации апробированы входе проведения работы по развитию психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям в рамках учебного процесса в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, представлены на XVII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана программа развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать факторам, благоприятно влияющим на развитие готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- вступление в брак на основе любви и духовного единства.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение
В ходе работы, нами были систематизированы и обобщены современные знания о развитии психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям. Мы пришли к выводу, что психологическая готовность молодых людей к браку является главнейшим фактором создания будущей успешной семьи, которая определяется как общая характеристика, включающая в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, коммуникативный и деятельностный компоненты. В нашей работе мы сформулировали определение прогностической готовности студенческой молодежи к семейной жизни, так как большинство молодых людей создают семьи после окончания высшего учебного заведения.
Нами были выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, основанные на гуманистической и личностно ориентированной методологической основе. В частности, на принципе свободосообразности образования, используемый нами в развитии личностной готовности студенческой молодежи к супружеству и семье, включающий в себя представления о необходимости образования в «условиях свободы, свободой и для свободы»; принципе амбивалентности в обучении и воспитании; принципе взаимной открытости педагога и обучающегося связаным с принципом глубинного общения в образовательном процессе; принципе безоценочного отношения.
Нами отмечены следующие особенности развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям:
- семейные ценности выделяются молодёжью как приоритетные;
- большинство испытуемых (83,1%) указали зарегистрированный брак как предпочтительную форму отношений;
- значительная часть молодых людей (67,7%) указывают на то, что не готовы считать образ отношений в родительской семье подходящим для их собственной семьи
- со стороны молодёжи имеется заинтересованность в посещении мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений (более 80% опрошенных), при этом самым предпочтительным форматом занятий является дискуссия в группе до 10 человек.
Результативность опытно-экспериментальной работы по развитию психологической готовности студентов к супружеским отношениям определена в ходе эксперимента в вузе, была проведен образовательный курс, направленный на развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям. В том числе нами отмечены следующие результаты:
1) повышение активной заинтересованности в развитии и благополучии других людей;
2) формирование понимания любви, как деятельной озабоченности, заинтересованности в жизни и счастье другого человека;
3) обнаружена тенденция по увеличению студентов, выбравших мотивы выбора брачного партнёра высокого уровня и снижение среднего и низкого;
4) возросла готовность проявлять собственную активность по оказанию эмоционально-психотерапевтической поддержки партнёру, а также наблюдается увеличение значений показателей по утверждениям, касающимся личностной идентификации с супругом.
Разработанные методические рекомендации апробированы входе проведения работы по развитию психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям в рамках учебного процесса в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, представлены на XVII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана программа развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать факторам, благоприятно влияющим на развитие готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- вступление в брак на основе любви и духовного единства.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение
Подобные работы
- Психологическая готовность к браку у молодежи (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности готовности личности к браку в период ранней взрослости
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2025 - Психологическое консультирование по вопросам готовности к браку (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - СЕМЕЙНО - БРАЧНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Психологические условия принятия решения о регистрации брака пар, проживающих в незарегистрированном браке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017



