Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям

Работа №155412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 10
1.1 Характеристика понятия готовности студенческой молодёжи к
супружеским отношениям 10
1.2 Факторы развития психологической готовности молодёжи к
супружеским отношениям 37
1.3 Принципы и инструменты развития психологической готовности
студенческой молодёжи к супружеским отношениям 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 51
2.1 Организация экспериментальной работы 51
2.2 Описание методик исследования 53
2.3 Обработка результатов констатирующего эксперимента 57
2.4 Анализ результатов внедрения программы по формированию
психологической готовности студентов к супружеским отношениям 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность и постановка проблемы исследования.
Социальные и экономические изменения, происходящие в обществе сегодня, оказывают существенное влияние на ценности и традиции, закладываемые в семьях, меняются функции и структура семьи. Со второй половины XX века в развитых странах наблюдается рост числа союзов в форме сожительства относительно числа официально зарегистрированных браков, число разводов приближается к числу заключаемых браков. В январе 2016 года в Красноярском крае было зарегистрировано 1043 брака, а расторгнуто 1023, что говорит о негативной тенденции относительно того же периода в 2015 году, когда браков было заключено на 18,3% больше, а разводов - на 1,5% меньше [81].
Вышеуказанные факты, являются признаками того, что сегодня институт семьи, в его традиционном понимании, переживает кризис. Американский психолог Карл Роджерс отмечал, что «современный молодой человек имеет недоверие к браку как к общественному институту. Он видит в нём слишком много недостатков. Он часто видел неудачу в собственном доме, в своей семье» [79]. Как результат, молодые люди «вслепую» занимаются поиском альтернативы браку, прибегают к отношениям, именуемым как «фактический брак», «пробный брак».
Опираясь на данные социологических и психологических исследований, можно отметить нарастающую необходимость подготовки молодёжи к будущей семейной жизни и, в частности, к супружеству. Одновременно с этим, не смотря на существующий запрос со стороны общества и, в том числе, молодёжи [82], на практике данный вопросу уделяется недостаточное внимание со стороны учебных заведений. Однако, при анализе теоретической литературы по проблеме исследования, нами был отмечен возрастающий интерес к развитию и формированию психологической готовности к семейным, брачным, супружеским отношениям молодёжи со стороны научного сообщества.
Современные векторы развития педагогики говорят о необходимости следования гуманистической парадигме в процессе образования, о необходимости признания человека в качестве творца собственной жизни. (B.C. Библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, E.H. Ильин, И.Б. Котова, В.А. Сухомлинский, E.H. Шиянов и др.). В связи с этим можно говорить о необходимости подготовки молодёжи к супружеству и семейной жизни основываясь на принципах гуманистического подхода в образовании, таких как принципы свободосообразности, амбивалентности, безоценочного отношения, взаимной открытости.
В связи с тем, что не в каждой семье может осуществляться всестороннее добрачное воспитание молодежи, и учитывая, что программами учебных заведений не предусмотрена такая подготовка, то возникает потребность в целенаправленной психолого-педагогической работе с молодёжью, целью которой является развитие психологической готовности к супружеству и семейной жизни. И.В. Дубровина, указывая на важность подготовки молодёжи к семейной жизни и супружеству, отмечает, что «формируя личность в целом, нельзя не учитывать специфику каждой области ее жизнедеятельности, в том числе и семейной жизни. Формирование готовности иметь семью, детей должна быть одной из главных задач воспитания подростков и юношей и находиться в центре психолого-педагогических исследований» [27].
В своих исследованиях A.M. Прихожан отмечает, что представления о супружеских отношениях стихийно формируется в самой семье. При этом это формирование происходит или через стремление к повторению, или через желание все в противоположность примеру родителей [75]. Нельзя отрицать важность опыта, полученного в родительских семьях, но этот «естественный» механизм получения знаний о семейных отношениях уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к браку и семейной жизни.
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что не сформированные в детстве представления о собственных обязанностях по отношению к другим членам семьи мешает строить взаимоотношения молодых супругов, трудности в браке возникают из-за недостатка нравственной воспитанности. В.Э. Чудновский подчеркивает, что «подготовка к семейной жизни - это, прежде всего, воспитание направленности на другого человека» [103].
Многими исследователями (Т.В.Андреева, А.Я.Варга, Н.В.Малярова, Н.Н.Обозов, А.Г.Харчев,) отмечается первостепенная важность именно супружеских отношений в семье, супружеской подсистемы - основополагающего элемента, на котором основано развитие и функционирование всей системы семьи, выполнение семьёй её основных функций [14, 59, 67]. Говоря о супружестве, С.И. Голод даёт ему следующее определение: «Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Супружеству присущи две характерные черты: не институциональный характер связи; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов» [22].
А.Н. Волкова отмечает, что современным супружеским отношениям присущи равенство и партнёрство, а также сильная психическая зависимость друг от друга, высокая степень интимности и личностной значимости. [16].
По нашему мнению, говоря о развитии психологической готовности к супружеским отношениям, следует говорить не об актуальной, а о прогностической готовности к семейной жизни, об осознанном отношении и готовности вступить в брак. Это обосновано тем, что большинство молодых людей создают семью через несколько лет после окончания ВУЗа.
На основе изученной литературы, мы выбрали следующие факторы, благоприятно влияющие на развитие психологической готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- вступление в брак на основе любви и духовного единства.
В соответствии с перечисленными предпосылками, нами сформированы объект, предмет и цель исследования.
Проблема исследования — каковы условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Объект исследования - психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Предмет исследования - условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Цель - выявить условия развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1) систематизировать и обобщить современные знания о развитии психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
2) выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
3) выявить особенности психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям и результатов её развития;
4) определить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
5) разработать методические рекомендации по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана и внедрена программа развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать факторам развития психологической готовности к супружеским отношениям.
Методы исследования: общетеоретические (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа); математические и статистические методы (тест ранговой корреляции Спирмена, метод статистической проверки гипотез - t- критерий Стьюдента).
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о структуре и функциях семьи: А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.В. Мудрик, Н.Я. Соловьёв, В.В. Столин, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и др.;
- о феномене супружества отношений и его места в семейных отношениях: Т.В. Андреева, А.Я. Варга, С.И. Голод, Н.В. Малярова, Н.Н. Обозов, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, С.В. Петрушин, А.Г. Харчев и др.;
- о факторах развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям: Т.В. Андреева, Д.Я. Кутсар, А.В. Мудрик;
- о инструментах и принципах развития готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям: В.А. Баранова, Л.С. Выготский, A. С. Макаренко, А. Маслоу, В.А. Петровский, К. Роджерс, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э. Фромм).
Экспериментальной базой исследования явился Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. В выборочную совокупность вошёл 21 учащийся в возрасте от 18 до 21 года.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, как прогностической готовности к супружеству;
- обосновано развитие прогностической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
- подтверждено развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям в процессе изучения разработанного нами факультативного курса.
Теоретическая значимость:
- конкретизация понятия «психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям»;
- определены факторы развития готовности студенческой молодежи к супружеским отношениям;
- сформулированы принципы и инструменты развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям.
Практическая значимость исследования:
- конкретизация принципов и инструментов развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям;
- разработана программа, позволяющая осуществить развитие прогностической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям в рамках факультативного курса в процессе обучения в ВУЗе;
- подобран и обоснован комплекс методик, позволяющий оценить готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям и её динамику;
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивается разнообразием источников информации, исследовательских процедур и приемов, использованием комплекса методик, адекватных предмету и задачам исследования.
На защиту выносится положение: развитие психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана и внедрена программа развития психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать, благоприятно влияющим на развитие готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- восприятие супружества как отношений, основанных на любви и духовном единстве.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы входе проведения работы по развитию психологической готовности студенческой молодёжи к супружеским отношениям в рамках учебного процесса в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, представлены на XVII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных и опубликованы:
1) Русских Е.И. Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи // Молодой учёный. 2016. (17)
2) Русских Е.И., Логунова Л.В. Молодёжь и наука XXI века:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Молодёжь и наука XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. 2016. C. 170-178.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение и систематизация результатов проведённого нами теоретического и экспериментального исследования развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям приводит к следующим выводам.
В ходе работы, нами были систематизированы и обобщены современные знания о развитии психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям. Мы пришли к выводу, что психологическая готовность молодых людей к браку является главнейшим фактором создания будущей успешной семьи, которая определяется как общая характеристика, включающая в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, коммуникативный и деятельностный компоненты. В нашей работе мы сформулировали определение прогностической готовности студенческой молодежи к семейной жизни, так как большинство молодых людей создают семьи после окончания высшего учебного заведения.
Нами были выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, основанные на гуманистической и личностно ориентированной методологической основе. В частности, на принципе свободосообразности образования, используемый нами в развитии личностной готовности студенческой молодежи к супружеству и семье, включающий в себя представления о необходимости образования в «условиях свободы, свободой и для свободы»; принципе амбивалентности в обучении и воспитании; принципе взаимной открытости педагога и обучающегося связаным с принципом глубинного общения в образовательном процессе; принципе безоценочного отношения.
Нами отмечены следующие особенности развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям:
- семейные ценности выделяются молодёжью как приоритетные;
- большинство испытуемых (83,1%) указали зарегистрированный брак как предпочтительную форму отношений;
- значительная часть молодых людей (67,7%) указывают на то, что не готовы считать образ отношений в родительской семье подходящим для их собственной семьи
- со стороны молодёжи имеется заинтересованность в посещении мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений (более 80% опрошенных), при этом самым предпочтительным форматом занятий является дискуссия в группе до 10 человек.
Результативность опытно-экспериментальной работы по развитию психологической готовности студентов к супружеским отношениям определена в ходе эксперимента в вузе, была проведен образовательный курс, направленный на развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям. В том числе нами отмечены следующие результаты:
1) повышение активной заинтересованности в развитии и благополучии других людей;
2) формирование понимания любви, как деятельной озабоченности, заинтересованности в жизни и счастье другого человека;
3) обнаружена тенденция по увеличению студентов, выбравших мотивы выбора брачного партнёра высокого уровня и снижение среднего и низкого;
4) возросла готовность проявлять собственную активность по оказанию эмоционально-психотерапевтической поддержки партнёру, а также наблюдается увеличение значений показателей по утверждениям, касающимся личностной идентификации с супругом.
Разработанные методические рекомендации апробированы входе проведения работы по развитию психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям в рамках учебного процесса в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, представлены на XVII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что развитие психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, будет эффективным, когда будет разработана программа развития психологической готовности молодёжи к супружеским отношениям, содержание которой будет соответствовать факторам, благоприятно влияющим на развитие готовности к супружеским отношениям:
- осознание важности сходства взглядов в жизненно важных вопросах, наличия разделяемых интересов и видов активности;
- способность к реалистической оценке себя, друг друга и других людей;
- умение партнёров принимать и создавать душевную близость;
- вступление в брак на основе любви и духовного единства.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение



1. Алешина Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: дис. ... канд. психол.. наук. М., 1985.
2. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева, 3-е изд., СПб: Питер, 2014.
3. Анисютина С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2011.
4. Антонов А.И., Медков В.. Социология семьи / А.И. Антонов, В.. Медков, Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 66 c.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребёнок / А.И. Антонов, В.М. Медков, М.: Мысль, 1987.
6. Анциферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности / Л.И. Анциферова, М.: Наука, 1981. 265 c.
7. Баранова В.А. Развитие социальной инициативности детей и молодежи: Монография / В.А. Баранова, под ред. Т.С. Борисовой, М.: ИСП РАО, 2008.
8. Блонский П.. Очерки детской сексуальности / П.. Блонский, Л.:, 1935.
9. Бодалев A.A. О формировании отношений в семье // Советская педагогика. 1991. № 8. C. 39-44.
10. Бодалев A.A., Обозов H.H., Столин В.В. О службе семьи // Психологические проблемы семьи. - Психологический журнал. 1981. № 4 (2).
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, под ред. Д.И.Фельдштейна, Воронеж:, 1995. 352 с.
12. Бойко В.В. Рождаемость: социально психологические аспекты / В.В. Бойко, М.: Мысль, 1985.
13. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. C. 3-19.
14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга, СПб.: Речь, 2001. 144 c.
15. Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе / А.С. Власенко, М.:, 1987. 54 c.
16. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности / А.Н. Волкова, Самара: издат. дом «Бахрар-Х», 2002. 513-520 с.
17. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова, Самара: Бахрах-М, 2002.
18. Выготский Л.О Педагогическая психология / Л.О Выготский, под ред. В.В. Давыдова, М.:, 1996. 479 c.
19. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/3.htm(дата обращения: 10.07.2016).
20. Гноевая О.Н. Становление готовности старших учащихся к се-мейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделе-ния реабилитационного центра: дисс. канд. пед. наук. Петропавловск- Камчатский, 2006.
21. Голод С.И. Стабильность семьи / С.И. Голод, Л.:, 1989.
22. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты / С.И.И. Голод, Л.: Наука, 1984. 136 c.
23. Горбунова Е.В. Формирование ценности семьи у студенческой молодёжи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2011.
24. Гребенников И.В. Семейное воспитание. Словарь / И.В. Гребенников, М.: Изд. Политической литературы, 1990. 319 c.
25. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. 1999. № 1.
26. Деменьтева И.Ф. Первые годы брака: проблемы молодой семьи / И.Ф. Деменьтева, СПб.:, 1991.
27. Дубровина И.. Проблема психологической подготовки к семейной жизни // Вопросы психологии. 1981. № 4. C. 146-151.
28. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначения / Э. Дюркгейм, М.: Канон, 1995.
29. Зайцев Г.К. Сексовалеология взросления // Педагогика. 2005. (5).
30. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.) / Р. Зидер, М.:, 1997.
31. Зимина А.И. Теория нравственной подготовки старших школь-ников к созданию семьи в отечественной педагогике 60 - 80-х: годов XX века: дисс. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2005.
32. Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2000.
33. Зудилина И.Ю. Формирования психологической готовности студентов к брачным отношениямe. Самара, 2008.
34. И.С. Кон. Психология ранней юности: Кн. для учителя / Кон. И.С., М.:, 1989. 255 с.
35. Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи (Заметки о ее быте и настроениях) // Вехи. 1909. C. 145.
36. Изгорев С.А. Подготовка юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитанию: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.
37. Иконникова С.Н. Сочетание структурно-функционального и генетического анализов при изучении личности студентов // Студент в учебном процессе. 1972.
38. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский, М.: Голос, 2001. 75 c.
39. Кант И. Сочинения. В 6 томах. / И. Кант, М.: Мысль, 1965.
40. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы се-мейного консультирования : учеб. пос / О.А. Карабанова, М.: Гардарики, 2006. 320 с.
41. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи / О.Г. Кирьянова, 2-е изд., Москва: Педагогика, 1987.
42. Ковалев С.. Психология семейных отношений / С.. Ковалев, М.: Педагогика, 1987. 124 c.
43. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев, М.: Просвещение, 1991. 141 с.
44. Колесниченко Ю.. Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2004.
45. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е издание.
Т. 16.
46. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон, М.:, 1987. 367 c.
47. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон, М.: Медицина, 1990.
48. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности / Д.Л. Константиновский, М.: Мысль, 2000.
49. Краснокутская С.Н. Семейное поведение студенческой молодежи // Социально-демографический портрет студента. 1986. C. 94.
50. Крупская Н.. Воспитание / Н.. Крупская, М.:,.
51. Крэйг Г. Психология индивидуальности / Г. Крэйг, М.:, 1991. 386 c.
52. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова, Хабаровск:, 1997. 315 c.
53. Кутсар Д.Я., Тит Э.А. Некоторые закономерности формирования семьи Тарту, 1985.
54. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.
55. Леонтьев А.. Деятельность. Сознание. Личность / А.. Леонтьев, 2-е изд., М.:, 1977. 210-225 с.
56. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки / В.Т. Лисовский, М.: Высшая школа, 1990.
57. Луначарский А.В. Социологические предпосылки советской пе-дагогики // О воспитании и образовании. 1976.
58. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процес-са /
А.С. Макаренко, М.: Педагогика, 1983.
59. Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологиче- ского исследования: теоретические и методические проблемы: Диссерт. ...канд. философ, наук. М., 1984.
60. Маслов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. C. 102-110.
61. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мацковский, М.:, 1989.
62. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А. Миславский, М.:, 1991. 152 с.
63. Мудрик А.В. Вызовы глобального кризиса и новые проблемы социализации подростков // Библиотека и чтение в структуре современного образования: материалы межрегиональной научной конференции. 2009. C. 128-133.
64. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик, М.:, 1986. 160 с.
65. Нарицын Н.Н. Свадьба - развод и наоборот / Н.Н. Нарицын, М.: Machaon, 2002.
66. Обозов Н.. Психология межличностных отношений / Н.. Обозов, Киев: Лыбедь, 1990. 191 с.
67. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов, Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1979. 152 с.
68. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова, М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 151 с.
69. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. C. 5-19.
70. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс, М.:, 1998.
71. Парсонс Т. О структуре социального действия 2002.
72. Петровский А.В. Личность. Деятельность, Коллектив / А.В. Петровский, М.:, 1982. 253 с.
73. Платонова А.А. Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье: дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
74. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый, М.:, 1996. 432 c.
75. Прихожан A.M. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни. - В сборнике: Психолого¬педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни / A.M. Прихожан, под ред. И.В. Дубровиной, М.: АПН, 1980. 79-92 с.
76. Реан A.A. Социализация личности. Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов / A.A. Реан, СПб., 2000. 360-364 с.
77. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем / X. Ремшмидт, М.:, 1994. 320 c.
78. Ричардсон Р. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье / Р. Ричардсон, СПб.: Акцидент, 1994.
79. Роджерс К.Р. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / К.Р. Роджерс, Москва: Этерна, 2000. 38 c.
80. Румянцев В.А. К вопросу о ценностях и ценностных ориентациях молодежи // СОТИС - социальные технологии исследования. 2009. №3. C. 31-41.
81. Русских Е.И. Предпосылки и рекомендации к форированию семейных ценностей у студенческой молодёжи // Молодой учёный. 2016. (17). C. 308-310.
82. Русских Е.И., Логунова Л.В. Молодёжь и наука XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Молодёжь и наука XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. C. 170-178.
83. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система
образования, молодежь / М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, М.: Политиздат, 1988.
84. Санников А.Л. Вопросы полового просвещения подростков в деятельности социального работника и психолога учебных заведений // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №4. C. 51-61.
85. Сатаева Г.А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2004.
86. Семина М.В. Психология семейных отношений: Учебно¬
методическое пособие / М.В. Семина, Чита:, 2000. 82 с.
87. Сёмина М.В. Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодёжи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе ВУЗа: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07. Чита, 2002.
88. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале 21 века: Монография / Г.Г. Силласте, под ред. Ю.В. Борисов, М.: Центр образовательной литературы, 2003.
89. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ