Введение
Глава I. Теоретические предпосылки формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся
1.1. Формирование ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности подготовки учащихся - подростков в контексте формирования у них ценностных мотивов познавательной деятельности
1.3. Изучение и анализ педагогического опыта направленного на формирование ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся
Глава II. Организационно - педагогические условия формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории
2.1. Организация совместной познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории, побуждающей к активизации её мотивов
2.2. Создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, способствующей развитию интереса учащихся 5-6 классов к познавательной деятельности.
2.3. Организация разнообразных форм обучений на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к познавательной деятельности учащихся 5-6 классов
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность проблемы. В законе Российской Федерации «Об образовании» и Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в качестве ключевой задачи, выделяется создание системы непрерывного образования и оценки его механизмов и качества с учетом запросом потребителей образовательных услуг. В этой связи с этим, основательным образом изменяются требования к содержанию и организации процесса познавательной деятельности учащихся на основе компетентностного и результативного подходов, и усилий учителя, направленных на использование активных методов обучения, направленных на формирование и реализацию ценностных мотивов познавательных интересов и приёмов самостоятельного приобретения знаний в единстве идейно¬политического, трудового, нравственного воспитания, формирования у грядущих поколений активной жизненной позиции.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Деятельность учителя сегодня должна быть направлена на создание в школе таких условий, при которых ребёнок чувствовал бы себя комфортно, был индивидуально ориентирован на собственные возможности и был лично заинтересован в обучении.
При организации процесса познавательной деятельности учащихся на уроках истории современные учителя стали больше внимания уделять не детям вообще, но конкретному ребёнку, учету его интересов, подготовке к конкретным видам профессиональных компетенций выпускников основной школы: учебно-профессиональным, научно-исследовательским, образовательно-проектировочных, обучения по рабочим профессиям, которые возможны при условии сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности, характеризующихся наличием познавательных потребностей, интересов, положительного эмоционального отношения к самому процессу познания
Степень изученности темы. Вопросом мотивации познавательной деятельности учащихся занимались и продолжают заниматься ученые с позиции разных наук: философии, психологии, социологии и педагогики. В своих работах В.А.Сухомлинский, М.А.Данилов, А.С.Макаренко разрабатывали общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. На сегодняшний день существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности. Ценностная природа мотивов достаточно подробно исследована в трудах О.Г. Дробницкого, И.А. Зимней, В.Т. Лисовского. Изучение вопросов познавательной деятельности представлено в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.А. Беликова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна. В ряде работ рассмотрены подходы к формированию ценностных мотивов учащихся (Г.И. Чижакова, Е.А. Федюнина). Формированием ценностных мотивов как ценности личности занимался М.С Коган, значимостью рефлексии в процессе усвоения знаний по конкретным предметам - Н.С. Розов. Исследования проблемы психофизиологических особенностей детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского , В.С Мухиной , Д.И. Фельдштейна , Т.Н. Мальковской и др. Над вопросом мотивации активно работали зарубежные ученые - Б.Вайнер, Д.Брунер, Т.Новацкий, К.Томашевский, Х.Хекхаузен.
Бесспорным у всех деятелей остаётся утверждение, что в случае отсутствия мотивов деятельности субъект теряет продуктивность, снижается успеваемость, происходит деградация личности.
Обзор и анализ педагогический литературы обнаруживает, что формирование ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся требует научного обоснования и методического обеспечения в силу, недостаточной изученности и практической значимости, связанных с повышением требований к обоснованию организационно - педагогических условий процесса формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории
Исходя из вышесказанного, существуют противоречия, между:
- потребностью государства и общества в гражданах, способных осуществлять познание на протяжении всей жизни, руководствуясь индивидуальными ценностными мотивами познавательной деятельности и недостаточным вниманием практики образования к решению данной проблемы;
- наличием ценностного потенциала познания в содержании учебных дисциплин и его недостаточной востребованностью школьной практикой при реальном процессе формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках истории
- потребностью школьных учителей в реализации ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках истории, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий их формирования, отсутствием их описания в научно-методической литературе
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования и описания организационно - педагогические условия процесса формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволила сформулировать тему нашей дипломной работы «Формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории»
Цель данной работы: выявить, теоретически обосновать и описать организационно - педагогические условия формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории
Объект работы: процесс формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся
Предмет работы: организационно - педагогические условия формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории
Гипотеза исследования: формирование ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории будет успешным, если:
- выявлены теоретические предпосылки формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся и конкретизировано понятие «ценностный мотив познавательной деятельности»;
- выявлены особенности подготовки учащихся - подростков в контексте формирования у них ценностных мотивов познавательной деятельности;
- разработана структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся на основе изучения и обобщения педагогического опыта;
- определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся;
- выявлены и реализованы организационно - педагогические условия формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические предпосылки формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся и конкретизировать понятие «ценностный мотив познавательной деятельности».
2. Охарактеризовать возрастные особенности подготовки учащихся - подростков в контексте формирования у них ценностных мотивов познавательной деятельности .
3. Разработать структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории и реализовать их с учетом изученного и обобщенного педагогического опыта;
4. Определить критерии и охарактеризовать уровни сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов.
5. Изучить состояние сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов.
6. Выявить и описать организационно - педагогические условия процесса эффективного формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории.
Методологическую основу составили: аксеологический подход в современных философии и общей педагогике определяющий совокупность воззрений на поиск ценностных мотивов и построение ценностных отношений в познавательной деятельности (М.В. Богуславский, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); деятельностный подход, в основу которого положена идея единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев); программно-целевом подходе к организации воспитательных систем (А.В. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Г. Буданов, С.П. Курдюмов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин).
Теоретическими основаниями исследования выступают философские идеи о природе и сущности ценностей (О.Г. Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, В. А Ядов); психологические труды о ценностной природе мотива (В.А. Петровский); теории целостного развития педагогического процесса (Ю.В. Васильев, В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова).
Методами исследования выступали: теоретические - анализ философской, научно-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовых актов и программных документов в области народного образования; сопоставление, синтез, обобщение и интерпретация педагогического опыта; эмпирические- педагогическое наблюдение, самооценка, анализ продуктов образовательной деятельности учащихся; статистические - количественная обработка и качественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных.
Научная новизна исследования:
- конкретизировать понятие «ценностный мотив познавательной деятельности учащихся»;
- охарактеризованы возрастные особенности подготовки учащихся - подростков в контексте формирования у них ценностных мотивов познавательной деятельности
- разработана структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории и реализовать их с учетом изученного и обобщенного педагогического опыта;
- определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов.
- выявлены, обоснованы и описаны организационно - педагогические условия процесса эффективного формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории: организация совместной познавательной деятельности учащихся на уроках истории, побуждающей к активизации её мотивов; создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, способствующей развитию интереса учащихся к познавательной деятельности; организация разнообразных форм обучений на уроках истории с целью формирования у учащихся ценностного отношения к познавательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты раскрывают ретроспективу развития системы патриотического воспитания подростков в среде молодежного военно-спортивном центре «Патриот» города Красноярска; дополняют современное педагогическое знание научными представлениями о системе патриотического воспитания подростков, включая целевые, содержательные, структурные, технологические и критериально-оценочные компоненты, а также социокультурные факторы ее функционирования и развития; способствуют дальнейшему развитию системы патриотического воспитания в современных внешкольных учреждениях России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформирована информационно-аналитическая база исследования теории и практики патриотического воспитания подростков в среде молодежного военно¬спортивном центре «Патриот» города Красноярска, включающая широкий спектр источников, материалы практической деятельности внешкольных учреждений, нормативные правовые акты; реализация результатов исследования позволяет построить процесс патриотического воспитания подростков в среде молодежных военно-спортивных центров, на более эффективных основаниях; материалы исследования могут быть использованы во внешкольных образовательных учреждениях, а также для студентов социально¬педагогических специальностей высших учебных заведений в рамках курса педагогики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ценностный мотив познавательной деятельности учащихся 5-6 классов являет собой сложное, обладающее субъективными характеристиками комплексное новообразование, достояние личности, некая её подсистема, основанная на внутреннем побуждении к осуществлению познания как личностно-значимого для дальнейшего самосовершенствования на протяжении всей жизни в соответствии общепринятыми, гуманистическими ценностями.
2. Возрастные особенности учащихся 5-6 классов обуславливаю специфику реализации процесса формирования у них ценностных мотивов познавательной деятельности;
3. Структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов с учетом опыта их обучения истории включает в себя следующие блоки:
- целевой, отражающий направленность учащихся 5-6 классов как ключевой установки познания истории на ценности мотивов самостоятельной познавательной деятельности;
- содержательный, объединяющий ценностную составляющую педагогических теорий, образовательных программ по истории, практик школьного образования;
- деятельностный, раскрывающий формы и методы реализации организационно - педагогических условий способствующих формированию ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории;
- оценочно-рефлексивный, предусматривающий осуществление учащимися 5-6 классов внешней и внутренней рефлексии по поводу собственной познавательной деятельности и своего эмоционального состояния от её результативности на уроках истории.
4. В качестве критериев сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов определены: когнетивный, заключающийся в осознании значимости познавательной деятельности как личностной ценности; эмоционально-аксеологический, характеризующийся положительным отношения учащихся к познавательной деятельности как личностной ценности; рефлексивный, включающий осуществление ценностной рефлексии.
5. Организационно - педагогические условия процесса формирования ценностных мотивов познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках истории реализуются в единстве и взаимосвязи:
- организации совместной познавательной деятельности учащихся на уроках истории, ориентированной на развитие критического мышления на основе знания о ценности познавательно деятельности, осознание их значимости, актуализация этих знаний в процессе познания;
- создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, с целью развития интереса учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории;
организация разнообразных форм обучений на уроках истории с целью формирования у учащихся ценностного отношения к познавательной деятельности.
Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, содержащих шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений
Учение занимает у человека значимую часть его жизни и именно на этот период приходится процесс становления личности - с детского сада и заканчивая обучением в высших учебных заведениях. Такой важный институт современного общества, как школа призвана решить целый комплекс важнейших задач и главенствующее место среди всех занимает задача формирования положительной мотивации учащихся. Получение образования сегодня является обязательным требованием к любой личности, поэтому в педагогике и педагогической психологии на особое место выходит проблема мотивации.
На сегодняшний день данной проблеме уделено много работ, статей, монографий. Обобщая все труды, под мотивами мы можем считать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), которые нацелены удовлетворить определенные потребности индивида. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы и степень активности деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Учебная мотивация складывается из таких, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом, сторон, как содержательная и динамическая. Первая определяет избирательность процессов, включает в себя наличие личностного смысла учения для ученика, действенность мотива, место мотива в иерархии. Динамическая сторона обуславливает длительность и интенсивность процесса, готовность к определенному уровню его функциональной напряженности (устойчивость, модальность, сила мотива). Поэтому развитие мотивации не есть простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а есть стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Одной из главных задач учителя сегодня является развитие положительной мотивации учения у детей, начиная с младшего школьного возраста. Учебные мотивы направляют субъект на достижение конкретной цели. Происходит выбор и осуществление личностью определенной линии поведения, поскольку ученик всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Учебные мотивы также являются своего рода побудителем к действию, насколько ученик будет активен в своих действиях и поведении зависит как раз от мотивации. Регулирующий аспект данного понятия состоит в том, что человек выбирает наиболее значимые мотивы, что в наибольшей мере и обусловливает его поведение.
Подводя итог, также хочется отметить такой компонент учебной мотивации, как формирование интереса к обучению, ведь именно он занимает одну из главенствующих мест в системе задач педагога. Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) отмечалась многими исследователями всегда.
Но помимо создания интереса к учению, учитель должен понимать причины поведения ребёнка, его возрастные особенности. Ведь развитие мотивации учения немыслимо вне возраста ученика и его специфических психологических характеристик. Начиная работу с новым классом, учитель должен в первую очередь задаться вопросом развития мотивации именно в данной возрастной группе. Процесс развития положительной мотивации учения у школьников отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств индивидуальности. Поэтому увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством включения творческих заданий, а также организации индивидуальной и дифференцированной работы, включающей систему стимулирующих методов, форм и приемов работы.
В процессе преподавания также было замечено, что развитие положительной мотивации учения у школьников на отдельных этапах урока происходит по-разному. На начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, постараться вызвать у детей интерес и любопытство. На следующем этапе нужно усилить возникшую мотивацию, используя разные формы деятельности (игры, беседы, вопросы на обсуждение, просмотр фильмов, работа с картами и др.). На последнем этапе завершения урока главным является усиление оценочной деятельности учащихся.
По окончании педагогической практики в Лицее № 9 «Лидер», я пришла к выводам о том, что начиная от общей атмосферы в школе и класса, уровня и статуса школы, технического обеспечения классов, и заканчивая отношением между учителем-предметником и учениками, занимательностью материала и использованием учителем разнообразных методик, игр, дискуссий влияют на формирование положительной мотивации к обучению. При этом, была обнаружена важность самостоятельного выполнения учениками учебных действий и смена деятельности детьми. На первом уроке истории дети в основном слушали лекционный материал по теме, иногда лишь обращая внимание на карту, была замечена низкая заинтересованность в предмете. На втором уроке после ряда заданий на самостоятельную работу, дискуссии, просмотра кадров из мультфильма, а в конце прочтения исторического источника, активность детей в разы увеличилась, появились вопросы по материалу, чего не было на первом уроке.
1. Мотивации и мотивы / Е.П. Ильин // Монография - СПб. - 2002.- 512 с.
2. Мотивации в обучении истории и обществознанию / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2009. - №6.
3. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова // Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
4. Педагогические сочинения в 6 томах / К.Д. Ушинский //- М.: Педагогика, 1990. - т. 5
5. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый // Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
6. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн // М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 151 с.
7. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова // Пособие для учителей и студентов педагогических вузов - М., 2005. - 112 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : AcademiA, 1999. - 320 с.
9. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев, А.А. Бодалев. - Москва : Наука, 1988. - 192 с.
10. Психология мышления: Учебное пособие. / О. К. Тихомиров // М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.
11. Методика для изучения
мотивационных особенностей школьников / И.М. Кондаков // Журнал прикладной психологии, 1998. - №4.
12. Беспомощное обучение и обученная беспомощность / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко // Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. - С.117 - 126.