Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Работа №155399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ 6
1.1. Понятие исторических фактов 6
1.2. Виды исторических фактов 10
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 17
2.1. Методологические проблемы изучения исторических фактов на уроках истории средних веков 17
2.2. Содержательные проблемы изучения исторических фактов на уроках истории средних веков 22
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙС-СТАДИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 33
3.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 33
3.2 Рекомендации по использованию технологии «кейс-стади» на уроках истории средних веков 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Библиографический список 44

Актуальность проблемы настоящей работы определяется тем, что федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к освоению школьниками учебных программ по историческим дисциплинам. Одними из самых труднодостижимых результатов, на наш взгляд, являются требования формирования у обучающихся объективных знаний в области истории и способности к осмыслению исторических фактов прошлого в контексте современности.
В этой связи чрезвычайно важной стороной организации процесса изучения школьниками исторических дисциплин является содержательная сторона учебного процесса, а именно - тот перечень исторических фактов, который предъявляется детям в учебном процессе. В особенности это касается исторических фактов тех периодов, сведения о которых, зачастую, носят фрагментарный и противоречивый характер. Речь, в частности, идёт об эпохе Средневековья.
Сейчас появляются всё новые и новые научные пособия, отличающиеся теоретическим и фактическим содержанием, отражающие различные методологические подходы. Особое разнообразие здесь наблюдается в учебниках, посвященных классической истории и, в особенности, по средним векам, однако не все они вошли в ныне действующий федеральный комплект.
Проблема выбора школьного учебника, позволяющего полноценно работать с историческими фактами на уроках истории средних веков на сегодняшний день остаётся нерешённой, в силу того, что школьным учителям, стоящим перед большим выбором, доступны лишь единичные рецензии на учебники и учебные пособия, которые вряд ли могут дать полное представление о том, насколько успешной будет работа с историческими фактами, содержащимися в них.
Наиболее часто используются в школьной практике пособия Агибаловой Е.В., Донского Г.М., Ведюшкина В.А., Девятайкиной Н.И., Бойцова М.А., Шукурова Р.М., однако ни одно из этих пособий не было подвергнуто тщательному рецензированию в том ракурсе, который заявлен темой настоящего исследования.
Авторами исследований по педагогике, обращающихся к данной проблеме, являются такие ученые РАО как Лернер И.Я., Зуев Д.Д. и Зверев И.Д, по мнению которых, нынешние школьные учебники должен быть многогранным, выверенным учебным пособием, то есть: 1) оно должно быть многоуровневым, чтобы учитывать способности учащихся с различными стадиями подготовки; 2) так же оно должно осуществлять формирование взглядов и мировоззрения; 3) еще оно должно содержать текстовую информацию, различные иллюстрации, задания, соотносящиеся с уровнем развития современной науки; 4) был бы отлично выполнен в полиграфическом плане для помощи учителю в построении структуры урока. Объектом работы является изучение исторических фактов в рамках образовательного процесса на уроках истории средних веков.
Предметом работы является использование учебных пособий по истории средних веков при изучении исторических фактов.
Целью настоящего исследования является выявление проблем в изучении исторических фактов на уроках истории средних веков.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) Рассмотреть понятие и разновидности исторических фактов;
2) Определить основные методологические проблемы изучения исторических фактов на уроках истории средних веков;
3) Выявить содержательные проблемы изучения исторических фактов на уроках истории средних веков;
4) Сформулировать предложения по использованию технологии «кейс-стади» при изучении исторических фактов на уроках истории средних веков
Основополагающим методом, используемым в процессе работы, стал контент- анализ учебных пособий по истории средних веков и использование инновационной технологии под названием «кейс-стади» в педагогической практике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, каждая из которых разделена на 2 параграфа, заключения и библиографического списка.
Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы может быть полезной для учителей, стоящих перед выбором оптимального для проведения уроков учебника. В данной работе был проведен контент-анализ учебников, проанализирована их содержательная база, позволяющая выбрать наиболее подходящий, сбалансированный фактологически учебник. А также для лучшего усвоения исторических фактов в настоящей работе я предлагаю использовать в педагогической деятельности технологию «кейс-стади», так как она способна выявить недостатки преподнесения фактов на уроках истории средних веков и вместе с тем она раскрывает способ наилучшего взаимодействия с учениками для закрепления информации посредством внедрения данной технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инновационные преобразования, происходящие уже много лет в российской системе образования в целом и школьном образовании, в частности, очень серьёзно затронули содержание исторического образования: резко уменьшено количество учебного времени на изучение истории средних веков. Различные авторы учебников в основном тремя способами пытались решить проблему отбора фактов. Так Е.В. Агибалова и Г.М. Донской, незначительно переработав текст, резко сократили количество параграфов учебника — до 49, хотя сам Г.М.Донской в одной из своих методических работ конца восьмидесятых отмечал, что главным методическим требованием при написании учебников должно быть четкое соответствие параграфа уроку (см. список литературы). В.А.Ведюшкин, используя, в основном, традиционные методы написания учебника, попытался вместить в уменьшенное количество параграфов прежнее, даже расширенное количество фактов, понятий, терминов и имен. В результате учебник получился сложным, тяжелым для чтения; выдающимся его качеством является совершенный методический аппарат, позволяющий учителю применять на уроках весь спектр приемов, а ученику - плодотворно осваивать занятия.
М.А. Бойцов и Р.М. Шукуров довольно своеобразно подошли к написанию учебника: используя огромное количество понятий и фактов, авторы, тем не менее, создали легко читаемый текст, он разбит на множество абзацев и в каждом содержится отдельный факт или понятие, к которым акцентируется внимание учащихся. Оригинальное расположение материала и названия параграфов (особенно) способствуют возбуждению интереса и более углубленному изучению истории.
Учебник Н.И. Девятайкиной и др. авторов соответствует новой учебной программе в плане фактического содержания, многие рецензенты основными достоинствами его считают предельно ясный и доступный язык изложения, новации в области методики (своеобразное преподнесение документальных материалов, дополнительных текстов и другое). Главным недостатком этого пособия (что другие авторы считают новацией и основным достоинством) следует считать необоснованное усложнение курса терминами и понятиями, недоступными пониманию учеников шестого класса.
Нельзя также оставить без внимания, использованную мной, технологию «кейс- стади». В ходе прохождения практики в школе я применял её на уроках при изучении новых тем и уроках-повторениях. Мой выбор пал на эту технологию неслучайно, так как она является инновационной, с её помощью обучающиеся вырабатывают умение самостоятельно получать знания, способны вникнуть в проблематику исторических фактов, а также учатся выстраивать их причинно-следственную связь, для более глубокого понимания и усваивания полученных знаний.
В заключение хотелось бы отметить, что при подготовке будущих учителей истории представляется целесообразным предусмотреть специальный курс соответствующего содержания «Современный школьный учебник по истории»; кроме того, предметы «Методика преподавания истории» и «Историография» полезно было бы начинать преподавать студентам не на последних курсах, а параллельно основным историческим курсам, чтобы наглядно продемонстрировать студентам те возможности учебников, которые ориентируют учителя на творческий подход к своей деятельности, стимулируют на выработку индивидуального стиля педагогической деятельности.


1. Алексашкина Л.Н., Боголюбова Н.К., Кораблева Л.Ю. Методы анализа отдельных элементов аппарата ориентировки в школьных учебниках истории // В кн.: Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977.
2. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: сб. науч. тр. - М., 2002. -186 с.
3. Бейлинсон В.Г., Зуев Д.Д. О функциональном подходе к оценке школьных учебников. В кн.: Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977.
4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - М.: Аркти, 2009. - 130 с.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Из опыта проверки учебника // В кн.: Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977.
6. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. М.- 2010. - №4.
7. Долгоруков А.М Сазе-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - 128 с
8. Донской Г.М. Принципы отбора и описания фактов в учебниках истории // В кн.: Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977.
9. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983.
10. История крестовых походов // Пер. с англ. Е. Дорман. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С.1­2.
11. История крестовых походов в материалах и документах // Пер. М. А. Заборова. М.: Высшая школа. 1977
12. Колотов А.Ф., Скуратов И.В. Методика преподавания права// уч.пособие, Оренбург, 2014 г. - 288 с.
13. Кошевска Б., Кубицель Э., Шимандерска В. К концепции исследований школьного учебника // В кн.: Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977.
14. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
15. Мишо Ж. Ф. История Крестовых походов / Пер. с франц. А. Левандовский. М: Вече, 2005.
... всего 29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ