Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1920-30е ГОДЫ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Работа №82536

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Источники исторической памяти русской эмиграции в Чехословакии в 1920-30е гг. и яркие образы, отраженные в ней
1.1. Историческая наука как основной источник исторической памяти русского народа 17
1.2. Искусство, литература, празднования как источники и средство
поддержания исторической памяти русской эмиграции 24
1.3. Историческая память через личный опыт, зафиксированный в мемуарных и автобиографических источниках 29
Глава II. Механизмы передачи исторической памяти представителей русской эмиграции в Чехословакии в 20-30е гг. XX века
2.1. Роль образовательных учреждений в сохранении и передаче исторической памяти русских эмигрантов в Чехословакии 38
2.2. Места памяти как механизм трансляции исторической памяти народа 44
Заключение 54
Список использованных источников и литературы

Историческая память чаще всего понимается как одно из измерений индивидуальной и коллективной памяти об историческом прошлом или, как символическая репрезентация прошлого. Историческая память - не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом.
Историческая память- это определенный образ, сфокусированный сознанием, который является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания.
Воссоздание исторической памяти как исследовательская проблема, предполагает рассмотрение нескольких взаимосвязанных элементов, в совокупности составляющих этот феномен: выделение основных
информационных каналов (источники и механизмы) формирования исторической памяти общества, реконструкция и интерпретация исторических образов .
В качестве источника, в этом случае выступают историческая наука, искусство и литература, народное творчество и личный опыт, сохраненный в мемуарах и воспоминаниях. Их основная задача связана с фиксированием и преобразованием исторической информации в образы (искусство, литература) и логические структуры (наука). Механизмами трансляции являются система образования, периодическая печать и места памяти . Исторический образ - это отражение научной и ненаучной исторической информации, обращенный к эмоциональной, образной и метафоричной стороне сознания, при этом функцией этого образа является объяснение прошлого и отражение универсальных ценностей.
Таким образом, под исторической памятью русского народа, находившегося в эмиграции, в данном исследовании понимается совокупность исторических образов, отраженных в искусстве, науке и обыденном сознании человека, а также стратегии сохранения и передачи основных исторических образов посредством образовательных процессов и создания мест памяти. Рассмотрение именно этих источников и механизмов позволяет зафиксировать основы исторической памяти, выявить наиболее яркие вехи для эмигрантской среды, составлявшие картину исторической Родины.
После произошедшей в 1917 году октябрьской революции и начавшейся гражданской войны Россию покинуло огромное количество людей, не имевших согласия с устанавливавшейся властью большевиков. Среди них были участники Белого Движения, научная интеллигенция и деятели культуры. Потоки эмигрантов направлялись в Германию, Турцию, Францию, Чехословакию, Югославию, Болгарию, Прибалтийские государства, Китай, Северную, Центральную, Южную Америку и Австралию. Несмотря на то, что многие их выехавших рассматривали переезд как временную меру, для большинства европейские и азиатские страны стали вторым домом, в котором им суждено было провести оставшуюся жизнь.
Чехословацкая республика стала одним из крупнейших восточно-европейских центров эмиграции русского населения, около 35 тысяч переселенцев нашли пристанище в этой стране. На волне активного изучения с начала 90-х годов темы русской эмиграции, оказавшейся в советский период в забвении, особенно важно рассмотреть судьбу народа. Русского народа, сохранившего самобытность императорской России, развивавшегося отдельно от большинства русских, оказавшихся под давлением марксистской идеологии и представляющего собой отдельную группу со своей исторической памятью. Под русской эмиграцией в данной работе понимаются все народы и граждане, приживавшие на территории Российской империи. Столица Чехословакии, Прага, носила звание «сосредоточия подлинной русской культуры», «Русского Оксфорда». Именно там были созданы эмигрантские объединения (Земгор, Объединение Русских Эмигрантских Организаций, Русский Народный Университет, Русский Заграничный Архив, Русский исторический музей, Русское историческое общество), целью которых было сохранить культуру и историю императорской России. Причем не только сохранить, но и переосмыслить их значение, как способа поддержания национальной самобытности народа, в условиях оторванности от непосредственного источника этой самобытности, как в пространстве, так и во времени.
Когда продолжительность нахождения за границей стала очевидно затягиваться, возник вопрос о том, как обеспечить развитие и передачу знаний об истории, культуре и национальной памяти русского народа. В связи с этим, возникло множество учреждений русской культуры и образования, в том числе поддерживаемых правительством Чехословацкой республики, в том числе небезызвестная «Русская акция», ставшая ярким примером создания мощного русского научно-образовательного комплекса за рубежом. Проблема сохранения научного исторического наследия и исторической памяти народа в условиях заграничного проживания, организованного самостоятельно и с помощью извне, составляет актуальность данного исследования.
Историческая память народа заключается не только в способах передачи той или иной исторической информации в научных трудах, формировании устойчивых алгоритмов трактовки и описания тех или иных фактов и событий истории отечества, но и в создании определенного образа, который отпечатывается в самом сознании населения. Именно этот аспект российской истории, и её восприятие сознанием русского эмигранта, конструкт восприятия наиболее значимых персоналий и исторических событий (в том числе и самой гражданской войны 1917-1922 гг.), и составляет научную новизну нашего исследования.
Научная новизна состоит в том, что мы постарались составить комплексную картину исторического образа России в сознании эмигрантов, их внутренние переживания и чувства, запечатленные в источниках, и влиявшие на формирование картины Родины для всей среды переселенцев, а также, составлявшей основу исторической памяти для последующих поколений.
Объектом данного исследования выступает русская эмиграция в Чехословакии в 1920-30е гг.
Предметом работы является Русская эмиграция в Чехословакии в 1920¬30е гг. в аспекте проблемы сохранения исторической памяти.
Цель исследования: проанализировать источники и механизмы сохранения исторической памяти русских эмигрантов в Чехословакии в 20-30е гг. XX века.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) Проанализировать исторические труды и публикации, выполненные русскими историками-эмигрантами, как основной источник исторической памяти.
2) Обозначить образы деятелей искусства и литературы, запечатленных в исторической памяти русских эмиграции.
3) Рассмотреть сохранение и восприятие исторического образа России в обыденном сознании русского эмигранта.
4) Выявить роль образовательных учреждений в передаче исторической памяти русской эмиграции.
5) Осветить суть, значение и специфику Мест Памяти по сохранению и передаче исторической памяти русских эмигрантов в Чехословакии.
Хронологический рамки исследования охватывают период с 1921 года, как начало проведения «Русской акции» в Чехословакии и формирования учреждений русской культуры и образования, до 1939 года, когда Чехословацкая республика была оккупирована немецкими войсками, окончательно свернута «Русская акция», а численность русских эмигрантов стала в разы уменьшаться.
Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Чехословацкой Республики в границах 1920 - 1939 годов.
Теоретическая и методическая база исследования. При написании работы были использованы культурологический и социологический подходы к изучению исторических явлений. Мы взялись за рассмотрение проблемы исторической памяти русской эмиграции в Чехословакии с точки зрения развития русской диаспоры и учреждений культуры и образования, формирование способов передачи образа России, её истории, а также с точки зрения эволюции науки, культуры общества.
На основе целого комплекса принципов построения научного исследования, в данной работе изложено стремление, во-первых, подчиняясь принципу историзма, осветить становление русских историко-культурных учреждений в Чехословацкой республике в 1920-30е гг., во-вторых, опираясь на исторические источники и сложившийся историографический пласт, описать явления и факты в ключе конкретности, объективности и истинности.
Работа основана на применении таких методов, как историко-генетический метод (ретроспективный) и историко-системный метод, позволяющие комплексно описать историю мер русской эмиграции по сохранению и передаче исторической памяти во временном развитии. Метод социально-психологического исследования, согласно которому был проведен анализ картины истории России, культуры оставленной Родины, известных исторических персоналий и их значение, сохранившихся в памяти представителей русской эмиграции в Чехословакии.
Кроме того, в работе нами использовались и общенаучные методы исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез и описание.
Характеристика источников.
Предмет исследования находится на стыке всеобщей истории и истории России. Это определяет перечень источников, используемых в работе, многие из которых были созданы и изданы на территории Чехословацкой Республики или же в других Европейских странах.
Основываясь на том, что организованные проявление аспекта сохранения культурной и исторической памяти соотносится с активной помощью правительства Чехословакии и созданием специализированных учреждений, в первую группу источников выделены труды историков-эмигрантов, работавших в Карловом университете в Праге, в Русском Народном Университете (в дальнейшем Русском Свободном Университете). При написании работы использовались следующие труды: русского (а в последующем, американского) историка Вернадского Г. В.: «Два подвига св. Александра Невского», «Русский народ и его место в истории», очерки, ставшие основой для труда, считающегося классикой - «История России». Слависта Флоровского Антония Васильевича: «Две политические доктрины («Наказ» и Дидро)», «К истории экономических идей в России в XVIII веке», «К характеристике императрицы Екатерины II-законодательницы», историка Евгения Францевича Шмурло «Введение в русскую историю», «Курс русской истории. Т. 1: Возникновение и образование русского государства (862-1462)».
Ко второйгруппе относятся мемуары, воспоминания и письма русских эмигрантов в Чехословакии, составляющие основу создания психолого-исторического восприятия личностью из эмигрантской среды истории России и ту часть событий, что они пережили сами. В ходе исследования были активно использованы воспоминания современников о Марине Цветаевой, проживавшей в Праге в 1922- 1924 годах, составивших богатую коллекцию деталей описания русской творческой интеллигенции в Чехословакии.
Не менее ценным источником представляются мемуары Валентина Федоровича Булгакова, последнего секретаря Льва Толстого. Благодаря этому источнику можно вычленить факты из повседневной жизни русского эмигранта, проанализировать его отношение к Родине и ностальгию по ней, в записях представлены те связи в сознании человека с историей страны, которые и составляют в совокупности, историческую память поколения.
Особый интерес представляют также «Миражи и действительность. Записки эмигранта» активного деятеля эмигрантской среды Мейснера Дмитрия Ивановича, «Воспоминания историка 1905 - 1945» Пушкарева Сергея
Германовича, воспоминания представителя русского религиозной философии Лосского Н. О., а также воспоминания русского социолога и культуролога Питирима Сорокина, автобиография митрополита Евлогия открывают некоторые аспекты духовной жизни русской эмиграции в Чехословакии.
Не менее занимательным является путеводитель Марка Слонима «По золотой тропе: Чехословацкие впечатления», в котором сквозь, казалось бы, сплошную призму чехословацких пейзажей и городских описаний пробиваются и воспоминания о России.
Кроме того, в качестве эпистолярной составляющей были использованы письма историка Кизеветтера А. А. к Мякотину В.А. члену совета и ученой комиссии Русского Заграничного Исторического Архива (РЗИА), опубликованные в журнале «Отечественные архивы». А также переписка Сергея Порфирьевича Постникова, члена партии эсеров, одного из основателей Русского заграничного исторического архива (РЗИА) с Осипом Соломоновичем Минор, русским эмигрантом в Париже, и Екатериной Дмитриевной Кусковой, политическим деятелем, высланной из России в 1921 году.
Среди этого взрослого восприятия, есть и детские голоса. В 1925 году под редакцией Василия Васильевича Зеньковского вышел сборник статей «Дети эмиграции: Воспоминания», основанные на двух других источниках «Воспоминания детей-беженцев из России» и «Воспоминания 500 русских детей», созданных на основе школьных сочинений школьников-эмигрантов и получившие отклик в статьях кн. Петра Долгорукого, литературоведа Николая Александровича Цурикова и литературного критика А. Л. Бема. Среди хора голосов, повествующих об истории страдания и лишения в годы гражданской войны, несчастьях, выпавших на долю детей во время эмиграции, прослеживается отпечаток России, какой они её помнят и их отношение, не всегда единодушное, к ней.
Историографический обзор.
Прежде всего, стоит упомянуть об теоретических основах данной работы, базирующейся на концепции «исторической памяти». Данный научная парадигма рассматривалась как отдельный феномен с первой половины XX века. Одним из основоположников данного течения являлся философ и социолог Морис Хвальбакс, рассматривавший память во всем многообразии её проявлений (от индивидуальной до коллективной, от культурной до исторической). Одним из последователей Мориса Хвальбакса является Пьер Нора , французский историк, исследователь концепции «мест памяти». Продолжением изучения темы занимался член так называемой «Школы анналов» Жак Ле Гофф.
Отечественная наука, относительно еще только начинающая знакомство с концепцией исторической памяти, представлена такими исследователями, как Л. П. Репина и Л. Н. Мазур, И. М. Савельева и А. В. Полетаев, ставшие авторами многих работ и учебных пособий для высших учебных заведений.
Образ русской эмиграции многогранно передан во множестве исторических работ. Согласно периодизации, представленной в исследованиях В. А. Митрохина, А. А. Пронина, труды, относящиеся к истории эмиграции, можно поделить на три периода: 1920е годы, 1970-80е годы, с 1990-х до современности. Изучение русской эмиграции в отечественной историографии ставило целью решить задачи политической борьбы, рассматривало исторические процессы с точки зрения классового подхода.
С начала 1930-х годов историческая наука была направлена не на изучение эмиграции, а на полное уничтожение идеологических противников, эта ситуация в отечественной историографии продолжалась до 60-х годов. В этот период издание трудов, посвященных жизни эмигрантов, было практически невозможным.
В хрущевскую «оттепель», период ослабления идеологического контроля, начинается публикация воспоминаний вернувшихся на родину представителей эмиграции, в том числе уже указанного нами выше Д. И. Мейснера.
Однако некоторые историки считают, что тема эмиграции была снята с пыльной полки вовсе не в виду послабления со стороны партийного руководства, это было сделано из-за обострения международной политической обстановки (Берлинский и Карибский кризисы), так что мемуары и воспоминания должны были напомнить о крахе буржуазной системы общества.
Данное рассуждение выглядит вполне логично, так как в 70-80-е годы XX века, историки, взявшиеся за освещение темы эмиграции, во многом выступили преемниками уже сложившейся традиции обличения (именно) белой эмиграции. Это не могло не проявиться в самих формулировках названий работ: «Белая эмиграция: эволюция и крах», «Агония белой эмиграции» и т.д.
33. Нельзя не отметить, что это, по крайней мере, была попытка научно представить тему в исторической науке, хотя все еще и засматривающуюся в контексте борьбы с контрреволюционной и буржуазной идеологией.
Совсем по-иному означен этап, начавшийся в 90-х годах, когда демократизация общества вывела на поверхность многоголосье мнений. Это вылилось в значительное увеличение откликов историков на страницах периодических изданий (газеты, научные журналы), в сборниках, вышедших по итогам различных конференций, посвященных русской эмиграции. (А.В. Попов Русское зарубежье и архивы: история российской эмиграции в отечественных и зарубежных хранилищах //: Материалы истории русской политической эмиграции. Вып. IV; Н.Л. Пушкарева Возникновение и формирование русской диаспоры за рубежом.// Отечественная история. -1996. № 1; Евсеева Е.Н.. Русский культурно-исторический музей в Праге (1935-1948 гг.) Новый исторический вестник. - 2001. - № 4; Л.А. Коган Выслать за границу безжалостно // Вопросы философии. - 1993. - № 9; Березовая Л. Г. Культура русской эмиграции (1920-30-е гг.). Новый исторический вестник. 2001. № 5). В этих статьях отображена работа исследователей по систематизации знаний об эмиграции в условиях нового политического мышления непосредственно в Чехословацкой республике.
Также с начала 90-х по настоящее время крупным исследователем истории русского зарубежья является Елена Павловна Серапионова, работник института Славяноведения РАН, преподаватель МГИМО.
Результат её деятельности отражен в многочисленных монографиях, посвященных культурно-образовательному развитию эмигрантской среды, правовому положению русских эмиграции в Чехословакии и их объединениям 35. Кроме писания деятельности образовательных учреждений, в её работах нашла отражение и работа религиозных учреждений. Эта же тема отражена в исследовании Михаила Витальевича Шкаровского, доктора исторических наук, специалиста в области истории Русской Православной Церкви 36.
Также стоит отметить работы Михаила Владимировича Ковалева, кандидата исторических наук, доцента Саратовского Государственного Технического Университет им. Гагарина Ю. А. В 2012 году он был приглашенным лектором Высшей экономической школе в Праге, где прочел курс лекций «Историческая память и идентичность в России в ХХ веке». Его работы, издаваемые с конца первого десятилетия XX века по настоящее время, стали наиболее ценным подспорьем в данном исследовании, так как они затрагивают непосредственно тему нашей работы, освещая отдельные аспекты сохранения национальной памяти в рамках культурно-просветительской деятельности .
В этот же временной период (2000е - современность) происходит расцвет научной публицистики на страницах журналов «Славяноведение», «Московский журнал», «Новый исторический вестник», а также вестниках региональных университетов.
Среди них стоит выделить особо примечательные работы слависта, доктора исторических наук Льва Сергеевича Кишкина, посвятившего множество работ культурной жизни эмиграции в Праге, праздновании «Дня русской культуры», а также о печати и образовании, развитии гуманитарных наук русскими эмигрантами в Чехословакии.
Работы ряда крупных ученых-славистов по истории русской научной эмиграции также нашли отражение в сборнике статей «Русские ученые- гуманитарии в межвоенной Чехословакии», в том числе статья Вандалковской М. Г. по историкам-эмигрантам, описывающая деятельность А. А. Кизеветтера, Е. Ф. Шмурло, Н. П. Кондакова и Г. В. Вернадского.
Примером работы коллектива авторов, среди которых российские и пражские историки и журналисты, является сборник «Дом в изгнании. Очерки о русской эмиграции в Чехословакии», рассказывающий об основных организациях и выдающихся личностях эмигрантской среды.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что хотя история русской эмиграции в Чехословакии в современности освещается довольно активно, и историческая наука накопила большой пласт информации, некоторые аспекты жизни эмиграции остаются неосвещенными. В том числе и проблема сохранения исторической памяти на личностном и уровне культурно- просветительских учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа поможет расширить уже имеющиеся данные о работе эмигрантов по сохранению исторической памяти русского народа, рассмотреть деятельность культурно-образовательных организаций и углубиться в тему «человек в истории» и его обобщенно сформированную историческую память, что, безусловно, обогатит школьный курс истории России.
Цели и задачи исследования определили структуру работы: она состоит из введения, двух глав: первая глава раскрывает многообразие источников исторической памяти русской эмиграции в Чехословакии в 1920-30е годы, вторая глава посвящена механизмам реализации сохранения и передачи исторической памяти в среде русских эмигрантов. Завершает работу заключение, в котором подведен итог проделанного исследования, а также список источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«На православном кладбище в Праге, обходя кресты, памятники и плиты, можно прочесть ряд имен, когда-то широко известных в России ... от монархистов до анархистов, певцы, актеры и другие беженцы, часто сгоряча оставившие родину, да так не дождавшиеся свидания с ней», Дмитрий Иванович Мейснер.
Исследование проблемы сохранения исторической памяти, на наш взгляд, помогло ответить на вопрос, чем жила эмигрантская среда, каковы были её надежды, перспективное видение дальнейшего развития народа и страны. Это позволило выявить, тот материал, который они отобрали из всего многообразия истории русского народа для сохранения на «новой земле», что, по их мнению, было важнее всего передать. В своем временном изгнании и отчуждении они видели передышку для того, чтобы с новыми силами взяться за борьбу против большевиков и преобразить Россию.
Характеристика трудов историков-эмигрантов позволила выявить наиболее актуальные темы исследования. Мы выяснили, что особое значение в истории России, по мнению историков, отводилось монаршей семье, через призму жизни которых, они видели жизнь, становление и расцвет самой Российской Империи. В числе этих монархов особое место занимали Петр Великий, Екатерина II, Александр I, Александр II. Опираясь на предшествующий опыт которых, историки, во многом вовлеченные в политические образования эмигрантской среды, старались вывести проект и теоретические обоснования концепции «новой России». Реформаторская деятельность Екатерины Великой, Петра I, Александра II стала источником вдохновения для историков, ищущих новые пути по развитию Родины. Именно в прошлом они усматривали корни современных им событий, анализируя которые, они надеялись определить дальнейшие действия по возвращению любимой им Родины.
Характеристика места культуры и искусства в сохранении исторических корней народа, данная нами, позволила составить список основных исторических личностей, являвшихся, по мнению эмигрантов, сосредоточием русского национального духа и связующим звеном с прошлым страны. Этот список включает в себя таких выдающихся деятелей, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и т.д. Эти персоналии стали опорой русских эмигрантов в работе по реконструкции истории России в образах за рубежом, в том числе, в рамках празднования «Дней русской культуры», организации концертов, выставок и памятных вечеров.
Проанализировав мемуарные источники, стало возможным описать внутренние переживания представителей интеллигенции, а именно, насколько важно было для них сохранить связь с Родиной при помощи материальной культуры (бытовые мелочи, детали одежды и декора). Кроме того, интеллигенция эмигрантской среды оставила в своих мемуарах попытки найти глубинные причины столь великих потрясений, затронувших их жизнь, что свидетельствует о безусловной эмоциональной привязанности русских эмигрантов к историческому прошлому России. Опираясь на исследование личных источников, были проанализированы попытки сохранить образ Родины и её истории не только во взрослом сознании, но и отразить их в детском восприятии. Удалось проследить тесную взаимосвязь истории России и истории императорской семьи в сознании молодого поколения, всё еще питавшегося иллюзорной связью благополучия страны с наличием сильной монархической власти.
Структурировав и рассмотрев систему учреждений культуры и просвещения, нами были освещены направления деятельности, нацеленные на сохранение исторической памяти и поддержания самобытности русского народа. Так, среди наиболее значимых, мы отметили неоценимый вклад Русского Народного (Свободного) Университета, Русского Заграничного Исторического Архива, Русского Исторического Общества, Семинария имени Н. П. Кондакова. Образовательные учреждения позволили эмигрантам не только углубить познания в истории, продолжить исследования во многом носившие прикладной характер, но и наладить канал преемственности исторических знаний последующим поколениям.
Нам удалось описать основные виды деятельности эмигрантов по поддержанию исторической памяти русского народа за рубежом, основанные на создании так называемых Мест Памяти, среди которых наиболее значимыми являлись Русский Заграничный Историко-Культурный Музей, Русский Заграничный Исторический Архив, Славянская (Русская) Библиотека. Они стали фундаментом поддержания исторической памяти на массовой основе, позволявшим приобщить большое количество эмигрантов к русской материальной и духовной культуре через организацию чтений, экспозиций. Примечательно и то, насколько важно было наряду с тщательным изложением современных создателям событий, сохранить предметы и источники старины, подвергавшихся систематическому уничтожению большевиками. Это стало вопросом не только сохранения истории «для себя», но и сохранения исторического наследия вообще.
Не менее важным механизмом поддержания исторической памяти явилась Русская Православная Церковь, в том числе активность епископа Сергия (Ковалёва) по проведению молебен, литургий и укрепления позиций РПЦ в Чехословакии, что неоднократно отмечалось русскими эмигрантами в мемуарах как неотъемлемая часть по обеспечению духовной преемственности «старой» России и оставленных «за бортом» эмигрантов.
Результатом нашей работы явилось конкретное рассмотрение всех вышеперечисленных источников и механизмов сохранения и передачи исторической памяти русских эмигрантов в Чехословакии в 1920-30е гг.
На наш взгляд тема сохранения исторической памяти в эмигрантской среде приобретает новую актуальность в связи с последними событиями мировой истории, а значит, открывает возможности для всестороннего рассмотрения не только в рамках изучения русской, но и других наций.



1. Булгаков В. Ф. Как прожита жизнь. Воспоминания последнего секретаря Л. Н. Толстого / В. Ф. Булгаков. - М.: Кучково поле, 2012. - 880 с.
2. Вернадский Г.В. История России. Йельский
1929.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://gumilevica.kulichki.com/VGV/index.html,свободный. - Проверено 21.06.2016.
3. Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского. Евразийский временник. Кн. IV / Г. В. Вернадский. - Прага, 1925. - С. 318-337.
4. Вернадский Г. В. "Русский народ и его место в истории // Начертание русской истории. - Прага, Евразийское книгоиздательство 1927, Ч. 1. 264 с.
5. Воспоминания детей-беженцев из России / Под ред. С. Карцевского. — Прага, 1924.
6. Воспоминания 500 русских детей. — Прага, 1924.
7. Дети эмиграции: Воспоминания. Сборник статей / Под ред. проф. В.В. Зеньковского. По изданию Прага, 1925.— М.: Аграф, 2001. — 256 с.
8. Евлогий Георгиевский. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. 2-е изд., «Материалы по истории Церкви»/ Георгиевский Евлогий. - М.: Московский рабочий, 1994. - 624 с.
9. Еленев Н. А. Кем была Марина Цветаева? (1894 - 1957) / Н. А. Еленев // «Грани» 1958, № 39.
10. Лосский Н.О. Воспоминания: жизнь и философский путь / Н. О. Лосский. - М.: Русский путь, 2008. - 400 с.
11. Кизеветтер А.А. Спорные вопросы в истории декабристов/ А. А. Кизеветтер // Голос минувшего на чужой стороне. - 1926. 2/15. С. 103 - 112.
12. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти / Л. Н. Мазур // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2013. — № 3 (117). — С. 243-256.
13. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: годы
эмиграции. - М.: Аграф, 2002. - 336 с.
14. Мейснер Д. И. Миражи и действительность. Записки эмигранта / Д. И. Мейснер. - М.: Издательство Агентства печати Новости, 1966. — 298 с.
15. Переписка С. П. Постникова с О. С. Минор, Е. Д. Кусковой.
Проект Русский мир (1929 - 1938). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.airo-xxi.ru/projects new/russkij mir/3 1929¬
1938,свободный. - Проверено 21.06.2016.
16. Платонов С.Ф. Переписка с историками В 2 т. Том 1 / Бухерт В.Г. (сост.), Шмидт С.О. (предисловие). - М.: Наука, 2003. - 399 с.
17. Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940гг.:
Документы и материалы: Учебн. пособие. / под ред. А.Ф. Киселева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 776 с.
18. Православие и культура в религиозной мысли русского
зарубежья. - М.: Спутник+, 2003. - 150 с.
19. Пушкарев С.Г. Воспоминания историка 1905 - 1945/ С. Г.
Пушкарев. - М.: Посев, 1999. - 112 c.
20. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. - Нью- Йорк.: Издательство имени Чехова, 1953. - 509 с.
21. Русская военная эмиграция 20-х - 40-х годов: документы и материалы/ сост. И.И. Басик и др. - М. ТОО «Гея», 1998.
22. Слоним М. «По золотой тропе: Чехословацкие впечатления». - Париж, 1928.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.co/br/?b=40744,свободный. - Проверено 21.06.2016.
23. Сорокин П. А. Дальняя дорога / П. А. Сорокин. - М.: ТЕРРА, 1992. - 304 с.
24. Флоровский А.В. Две политические доктрины («Наказ» и Дидро) // Труды IV съезда Русских академических организаций за границей. Белград, 1929. Ч. 1. C.113-129.
25. Флоровский А.В. К истории экономических идей в России в XVIII веке // Научные труды Русского народного университета. Прага,
1928. Т. I. С. 81-93.
26. Флоровский А.В. К характеристике императрицы Екатерины II- законодательницы // Сборник Русского института в Праге. Прага,
1929. Т. 1. С. 261-278.
27. Шмурло Е.Ф. Введение в русскую историю / Е. Ф. Шмурло. - Прага.: Посев. 1924.
28. Шмурло Е. Ф. История России (IX -XX вв.) / Е. Ф. Шмурло. - М.: Наука, 1997. С. 44 - 48.
29. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Т. 1: Возникновение и образование русского государства (862-1462) / Е. Ф. Шмурло. - СПб., 2000.
30. Шмурло Е. Ф. Что такое День русской культуры? / Е. Ф. Шмурло // Зодчие русской культуры. Прага, 1926. С. 7 - 25.
Литература.
1. Беляев С.А.. Семинарий имени академика Н.П. Кондакова - неотъемлемая часть русской национальной культуры. Прага. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.airo -xxi .ru/proj ects new/rus skij mir/3 1929-
1938/#Toc242166175,свободный. - Проверено 21.06.2016.
2. Березовая Л. Г. Культура русской эмиграции (1920-30-е гг.) / Л. Г. Березовая // Новый исторический вестник. - 2001. - № 5. - С. 16 - 49.
3. В поисках лучшей доли. Российская эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (вторая половина XIX-XX в.) / под ред. Т. И. Покивайлова - М.: Индрик, 2009. - 248 с.
4. Вандалковская М.В. Российские историки-эмигранты в межвоенной Чехословакии / М.В. Вандалковская // Российские ученые-гуманитарии в межвоенной Чехословакии. Сборник статей. - М.: Институт славяноведения РАН. - 2008. - С. 7 - 26.
5. Вандалковская М. В. Русская эмиграция в XX веке. Московский
журнал.2004.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ruskline.ru/monitoring smi/2004/03/01/russkaya migraciya v hh
veke/,свободный. - Проверено 21.06.2016.
6. Деменок Е. Колодец, из которого пила эмиграция. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.ruvek.ru/?module=articlesp&action=view&id=7212? ,
свободный. - Проверено 21.06.2016.
7. Демина Л.И., Евсеева Е.Н. русские историки-эмигранты в Праге: к изучению их жизни и научного творчества / Л. И. Демина, Е. Н. Евсеева // Новый исторический вестник. - 2013. - № 37. - С. 32 - 52.
8. Досталь М.Ю. Историк-эмигрант А.В. Флоровский в
Чехословакии: страницы научного творчества / М. Ю. Досталь // Новый исторический вестник. - 2011. - № 28. - С. 80 - 87.
9. Дом в изгнании. Очерки о русской эмиграции в Чехословакии 1918-1945 / под ред. М. Добушевой, В. Крымовой. Прага: RT+RS SERVIS, 2008. - 511 с.
10. Евсеева Е.Н. Русский культурно-исторический музей в Праге (1935-1948 гг.) / Н. Е. Евсеева // Новый исторический вестник. - 2001. - № 4. - C. 34 - 38.
11. Жигалов А.Ю. Изучение древнерусской литературы в
Чехословакии 1920 - 1930 гг. русскими исследователями-
эмигрантами / А.Ю. Жигалов // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. - 2013. - № 3. - С. 132 - 145.
12. Жигалов А.Ю. Изучение «Повести временных лет» в Чехословакии 1920-1930 гг. / А.Ю. Жигалов // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. - 2013. - №
6. - C. 106 - 109.
13. Кишкин JI.C. Русская эмиграция в Праге: культурная жизнь (1920¬20-е годы) / Л. С. Кишкин //Славяноведение. - 1995. - № 4. - С. 17¬26.
14. Кишкин Л. С. Русская эмиграция в Праге: Печать, образование, гуманитарные науки (1920-1930-е годы) / Л. С. Кишкин //Славяноведение. - 1996. - № 4. - С. 3-10.
15. Кишкин Л. С. Русская эмиграция: культурная жизнь (1920-1930е годы) / Л. С. Кишкин // Славяноведение. - 1995. - № 4. - С. 17 - 27.
16. Кишкин Л. С. Русская эмиграция в Праге: празднование «Дня русской культуры» / Л. С. Кишкин // Славяноведение. - 2000. - № 4. - С. 33 - 38.
17. Ковалев М. В. Имперская идея в учебных нарративах русской эмиграции 1920—1930-х гг. / М. В. Ковалев // Электронный научно- образовательный журнал «История». - 2014. - Вып. 4. - С. 27 - 53.
18. Ковалев М. В. Исторические праздники русской эмиграции как способ сохранения коллективной культурной памяти / М. В. Ковалев // Кризисы переломных эпох в исторической памяти. М. - 2012. - С. 268-287.
19. Ковалев М.В. Между политикой и идеологией: метаморфозы исторической памяти русской эмиграции 1920-1940-х годов / М. В. Ковалев // Россия XXI. - 2012. - № 3. С. 120 - 150.
20. Ковалев М.В. Петр Великий в исторической памяти русской
эмиграции / М. В. Ковалев // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории: Материалы
международной научной конференции (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.). - Ставрополь - Пятигорск - М.: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2008. - С. 334-342.
21. Ковалев М.В. Повседневная жизнь российской эмиграции в Праге в 1920 - 1930-е годы: исторические очерки / М. В. Ковалев. - Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, 2014. — 154 с.
22. Коган Л.А. Выслать за границу безжалостно / Л. А. Коган // Вопросы философии. - 1993. - № 9. - С. 34 - 37.
23. Ле Гофф Жак. История и память / Жак Ле Гофф ; [пер. с франц. К.
3. Акопяна]. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2013.-303с.
24. Митрохин В. А. Отечественная историография российской эмиграции «первой волны» (1920-е - середина 1980-х гг.) / В. А. Митрохин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 10. 2008. - №4. C. 1235 - 1242.
25. Нора Пьер. Всемирное торжество памяти / Пьер Нора // Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2-3. - С. 40-41.
26. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе / В. Т. Пашуто.
- М.: Наука, 1991. - 400 с.
27. Петрушева Л.И.. «Есть на карте место.». Об истории русской
эмиграции в Чехословакии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ricolor.org/europe/zchehia/je/1/ , свободный. - Проверено
21.06.2016.
28. Петрушева Л.И. Русский заграничный исторический архив и ученые-эмигранты в Чехословакии / Л. И. Петрушева // Российские ученые-гуманитарии в межвоенной Чехословакии. Сборник статей.
- М.: Институт славяноведения РАН, 2008. С. 131 - 140.
29. Пономарев Е.Р. Лев Толстой в литературном сознании русской эмиграции 1920-1930-х годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.airo-xxi.ru/projects_new/russkij _mir/3_1929-1938/#Toc242166185 ,свободный. - Проверено 21.06.2016.
30. Попов А.В. Русское зарубежье и архивы: история российской эмиграции в отечественных и зарубежных хранилищах / А. В. попов // Материалы истории русской политической эмиграции. Вып. IV. - М.: ИАИ РГГУ, 1998. - 392 с.
31. Протасова Е. Ю. «Акция помощи» русским эмигрантам в
Чехословакии в 1920 - 1930х годов в современной
историографии//Вестник ВГУ. Сер. История. Политология. Социология. - 2012. - № 1. - С. 133 - 135.
32. Пронин А.А. Российская эмиграция как объект исследования: монография / А. А. Пронин . - Saarbrucken, Deutschland: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 614 с.
33. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование русской
диаспоры за рубежом / Л. Н. Пушкарева // Отечественная история. -1996. № 1. - С. 53-65
34. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции/ М. Раев. - М.: 1994. - 296 с.
35. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки) / Л. П. Репина. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 44 с.
36. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: Теория и история. В 2-х т./ И. М. Савельева, А. В. Полетаев - СПб.: Наука. - 2006. - 751 с.
37. Савельева И. М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом (учебное пособие для вузов)/ И. М. Савельева, А. В. Полетаев. - М.: ГУ-ВШЭ. - 2005. - 344 с.
38. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов)/ И. М. Савельева, А. В. Полетаев. -М.: ГУ-ВШЭ. - 2008. - 523 с.
39. Серапионова Е. П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике / Е. П. Серапионова. - М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1995. - 197 с.
40. Серапионова Е. П. Отношения Пражского и Парижского Земско- городских комитетов // Cahiers du Monde Russe . Russie. Empire russe. Union sovietique. Etats independants. E invention d une politique humanitaire. Les refugies russes et le Zemgor (1921-1930) / Е. П. Серапионова // Paris. - 2005. - № 46/4.
41. Серапионова Е. П. Русские в Чехословакии в 1920-1930-е гг. (Проблема сохранения национальной идентичности) / Е. П. Серапионова // В поисках лучшей доли. Российская эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (вторая половина XIX - первая половина ХХ в.). М. - 2009. С. 188 - 207.
42. Серапионова Е. П. Русское историческое общество в Праге / Е. П.
Серапионова // Российские ученые-гуманитарии в межвоенной
Чехословакии. М. - 2008. С. 119 - 131.
43. Струве Г.П. Русская литература в изгнании / Глеб Струве. — 3-е изд. / Р.И. Вильданова, В.Б. Кудрявцев, К.Ю. Лаппо-Данилевский. Вступ. ст. К. Ю.Лаппо-Данилевского. — Париж: YMCA-Press; M.: Русский путь, 1996. - 448 с.
44. Хальбвакс Морис. Коллективная и историческая память / Морис Хвальбакс //Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2-3 (40-41).
45. Цепилова В.И., Ковалев М. В. «Пишу всякую всячину только для заработка»: письма А.А. Кизеветтера к В.А. Мякотину и К.Н. Гулькевичу. 1923 - 1932 гг. / В. И. Цепилова, М. В. Ковалев // Отечественные архивы. 2009. - № 5. - С. 87-98.
46. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции / Л. К. Шкаренков. — М.: Мысль, 1987.
47. Шкаровский М. В. Русская церковная эмиграция в Чехии / М. В. Шкаровский // Богослов. ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/302753.htmlсвободный. - Проверено 21.06.2016.
48. Шпаковская М. А. Одиннадцать лет в эмиграции (из жизни проф. Кизиветтера в Праге) / М. А. Шпаковская // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». - 2001. - №1. - C. 23 - 54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ