Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1. Сущность, виды, методы и этапы бизнес - планирования 7
1.2. Бизнес - планирование в туризме 21
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ В
ТУРФИРМЕ ООО «СОЛНЕЧНЫЙ БЕРЕГ» 29
2.1. Анализ направлений деятельности турфирмы ООО «Солнечный
берег» 29
2.2. Бизнес - план турфирмы ООО «Солнечный берег» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Сценарий интервью с директором турфирмы «Солнечный берег» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Транскрипт разведывательного интервью с директором турфирмы ООО «Солнечный берег» 60
Актуальность темы исследования. В последнее время в деятельности туристского предприятия все большее значение приобретают такие факторы как высокая конкуренция, изучение спроса и предложения, динамика цен, неопределенность рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги. Поэтому при принятии решений необходимо опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий развития фирмы. В условиях рыночной экономики для учета данных факторов, а также жизнеспособности, конкурентоспособности и прибыльности предприятия необходимо осуществлять бизнес - планирование. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя и не прогнозируя своих действий. Мировой опыт показывает, что только тщательное и ответственное бизнес - планирование может помочь в выживании предприятий, а также в достижении высоких результатов.
В рыночной экономике бизнес - план является основным инструментом бизнес - планирования. В сфере туризма бизнес - план способствует развитию предприятия, выходу на новые позиции на рынке, привлечению новых клиентов, росту объема продаж, мотивации персонала, прогнозу возможных рисков, оптимизации использования ресурсов, получению инвестиций и кредитных ресурсов, выбору рациональных способов развития предприятия.
Бизнес - план оценивает перспективную ситуацию как внутри организации, так и вне ее. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
Степень разработанности проблемы. Актуальность вопроса развития бизнес - планирования в туризме обусловила значительный интерес к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Исследование бизнес - планирования в туризме отражено в работах О.Н. Бекетова, Г.Н. Бутова, Г.С. Драпкиной, Л.А.Одинцовой, Р.В. Савкиной, Е.Г. Непомнящего. Исследование бизнес - планирования в туризме как способа развития туристского предприятия отражено в работах О.В. Белицкой, Е.И. Богданова, С.А. Нажмутдиновой, В.К. Коптенко, И.Г. Мельниковой.
Тем не менее, не смотря на актуальность вопроса бизнес - планирования в туризме в современной литературе и научных исследованиях, рассмотрено не достаточно. Так недостаточно рассмотрены роль и специфика бизнес - планирования в туризме, а так же роль бизнес - планирования в работе туристского предприятия.
Объект исследования: бизнес - планирование в туризме.
Предмет исследования: бизнес - планирование как способ развития туристского предприятия.
Цель работы: представить бизнес - планирование как способ развития туристского предприятия.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность виды методы и этапы бизнес - планирования
2. Рассмотреть специфику бизнес - планирования в туризме
3. Проанализировать направления деятельности турфирме ООО «Солнечный берег»
4. Разработать бизнес - план по развитию бизнес - планирования в турфирме ООО «Солнечный берег»
Эмпирическая база: документы, характеризующие организационную деятельность турфирмы ООО «Солнечный берег», организационная структура предприятия, основные направления фирмы. Результаты исследований проведенных автором: данные анализа деятельности турфирмы ООО «Солнечный берег» и данные анализа разведывательного интервью с директором турфирмы ООО «Солнечный берег».
Практическая значимость: данные исследования и разработанный бизнес - план могут использоваться турфирмой ООО «Солнечный берег» в реализации новых туров по России, а также развития деятельности предприятия в целом с учетом спроса и предложения.
В настоящее время вопрос бизнес - планирования рассмотрен в литературе и научных исследованиях разными авторами, которые приводят различные подходы к определению. Наиболее точно и полно описывает понятие «бизнес - планирование» следующее определение.
Бизнес - планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно - инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
В данной работе рассмотрены такие виды бизнес - планирования, как стратегическое, текущее, тактическое, оперативное.
Также рассмотрены различные методы бизнес - планирования. Такие, например, как нормативный, балансовый, программно - целевой, проблемно - ориентированный, экономико - математический, опытные методы, методы экспертных оценок.
Бизнес - планирование зависит от специфики сферы деятельности. В данном случае от специфики деятельности сферы туризма.
Бизнес - планирование в туризме - это деятельность по решению задач в соответствии с потребностями рынка в сфере туризма на долгосрочную перспективу с учетом баланса экономических показателей, социальных критериев и сохранения окружающей среды, т. е. применения принципов «устойчивого развития туризма».
В работе рассмотрены специфические особенности бизнес - планирования в сфере туризма, такие как производство и реализация нематериального продукта/услуги, одновременное производство и потребление продукта/услуги, влияние людей и организаций из различных областей деятельности и сезонность в сфере туризма.
Бизнес - планирование в сфере туризма можно применять на таких этапах, как открытие и расширение бизнеса, развитие новых направлений турфирмы, выход на новые рынки, привлечение новых клиентов, проведение маркетинговой политики, переориентация турфирмы с выездного туризма на внутренний, прогнозирование перспектив развития предприятия и проблемных ситуаций, оценка существующей ситуации и возможностей турфирмы.
Бизнес - планирование применяется на разных уровнях, в том числе и на туристском предприятии.
Под планированием деятельности туристского предприятия понимается систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия.
В результате анализа направлений деятельности турфирмы ООО «Солнечный берег» и анализа разведывательного интервью с директором фирмы были выявлены проблемы предприятия. К ним относятся отсутствие бизнес - планирования в турфирме, уменьшение потока туристов, отсутствие статистики по уменьшению/увеличению базы клиентов, отсутствие статистики по прибыли, доходам и расходам турфирмы, отсутствие рекламы, малое количество туров по России, отсутствие четких планов по развитию турфирмы и отсутствие инициативности в работе с клиентами.
Вследствие чего был разработан бизнес - план для турфирмы ООО «Солнечный берег» по развитию новых направлений по России и решению выявленных проблем по средствам развития бизнес - планирования в турфирме для оценки и контроля существующей ситуации, развития маркетинговой политики, выхода на новую аудиторию и новые виды туризма, увеличение объема продаж и роста прибыли, прогнозирования и уменьшения влияния рисков на деятельность предприятия.