Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ . ... 6
1.1. Понятие, виды и формы самопрезентации . . . . 6
1.2. Способы самопрезентации молодежи в интернете и социальных
сетях . . . . . . . . . . . 18
2. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ 28
2.1. Представление молодежи о самопрезентации ... 28
2.2. Представление молодежи о возможностях самопрезентации в
социальных сетях ......... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Программа исследования . . . . 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Инструмент исследования . . . . 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Таблицы линейного распределения . . 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Таблицы парного распределения . . 8
Актуальность темы исследования. В современном мире социальные сети стали дополнительной площадкой для самопрезентации молодежи. Молодежь, является хорошо изученной социально - демографической группой, но новые формы коммуникации и взаимодействия самопрезентации всегда привлекают внимание не только молодых людей, но и ученых и исследователей. Феномен проникновения социальных сетей в жизнь молодежи активно начался не так давно, и в связи с этим общество до сих пор не может осмыслить нормы, правила и возможности социальных сетей, потому что даже исследований по этой теме очень мало. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, ведь люди проводят очень много свободного времени, общаясь с друзьями и знакомыми по Интернету. Молодых людей привлекают социальные сети, так как там можно проявить свою творческую натуру и самореализоваться. Это прекрасная возможность заявить о своих предпочтениях в различных областях. Проблема самопрезентации в социальных сетях заключается в том, что данный феномен является новым, мало изучены способы самопрезентации в социальных сетях, их отличия от традиционных способов самопрезентации. Недостаточно понимания о нормах поведения и коммуникации которая осуществляется в социальных сетях, от чего зависит допустимость какого - либо поведения пользователей в социальных сетях, переносятся ли личные и социальные нормы, и на интернет.
Степень научной разработанности.
Проблема выражения самопрезентации молодежи в социальных сетях в социологии затронута недостаточно подробно. В современном мире, самопрезентация большинстве своем изучается лишь в рамках психологического знания, а понятие самопрезентации в социальных сетях
детально в научной литературе не разработано. Основная часть теоретических разработок принадлежит зарубежным учёным таким, как И. Гофман, М. Снайдер, Р. Чалдини, И. Джонс и Т. Иттман.
Другие исследователи настоящего времени, внесшие вклад в изучение темы - Чупров В.И., Шкуратова И. П., Михайлова Е.М., Пикулева О.
Изучением понятия молодежь и особенностями этой социальной группы занимаются такие российские ученые, как Безрукова О.Н., Лисовский В. Т., Головатый Н.Ф., Вишневский Ю.Р. и другие.
Объектом исследования является самопрезентация.
Предметом дипломного исследования является самопрезентация молодежи в социальных сетях.
Цель дипломной работы - охарактеризовать самопрезентацию молодежи в социальных сетях.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятия, виды и формы самопрезентации молодежи.
2. Изучить способы самопрезентации молодежи в Интернете и социальных сетях
3. Выяснить представления молодежи о самопрезентации
4. Выяснить представления молодежи о возможностях самопрезентации в социальных сетях.
Эмпирической базой исследования послужили материалы конкретносоциологических исследований последних лет. Основу составляет исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в мае 2016 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос молодежи в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях для изучения особенностей самопрезентации молодежи в целом и в социальных сетях.
Социальные сети - достаточно новое явления, которое уже прочно вошло в нашу жизнь, ведь люди проводят очень много свободного времени, общаясь с друзьями и знакомыми по интернету. Молодых людей привлекают социальные сети, так как там можно проявить свою творческую натуру и самореализоваться. Это прекрасная возможность заявить о своих предпочтениях в различных областях.
Количество времени, проводимого пользователя в социальных сетях, неуклонно возрастает. Это связано с тем, что каждый человек нуждается в общении, а жизнь современного человека становится такой быстрой, что времени на встречи и полноценное общение с друзьями, родственниками и просто знакомыми практически не остается. В результате этого реализуя свою потребность в общении и в самопрезентации, а также в развлечениях и проведении свободного времени, человек выходит в социальную сеть. Новые формы коммуникации и взаимодействия самопрезентации всегда привлекают внимание не только молодых людей, но и ученых и исследователей. Феномен проникновения социальных сетей в жизнь молодежи активно начался не так давно, и в связи с этим общество до сих пор не может осмыслить нормы, правила и возможности социальных сетей, так как научных исследований по этой теме очень мало. Главная особенность молодежного возраста — это понимание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого понимания, у современной молодежи возникает острая потребность выразить свое «Я. В эпоху всеобщей информатизации, появление новой сферы общения - виртуальной, привело к тому, что все большее количество молодых людей заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседником. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самопрезентации, ведь представляя себя виртуальному собеседнику, молодой человек может, к примеру, создать идеальный образ. Социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.
В ходе проведенного нами исследования, мы выяснили что положительные стороны социальных сетей, заключаются в том, что в там можно поддерживать общение со старыми друзьями и знакомыми, заводить новые знакомства, искать родственников. С помощью социальных сетей можно повысить свою самооценку с помощью своих красивых и качественных фотографий, интересных мыслей, передачей опыта и т.д. Негативные же стороны социальных сетей, это возможное развитие зависимости от них, ведь как мы выяснили в ходе анализа, почти половина респондентов ответило, что с появлением в их жизни социальных сетей, они стали гораздо больше времени проводить в телефоне и за компьютером.
Анализ результатов исследования показал, что молодые люди понимают что такое самопрезентация, ее главной целью они считают возможность показать себя наилучшим образом. Социальные сети и интернет они считают одним из главных ресурсов для самопрезентации. Они проводят в сетях каждый день по несколько часов, выкладывают фотографии, делают репосты, общаются с друзьями.
Однако, анализируя зависимость респондентов от социальных сетей, мы сделали вывод о том, что эта проблема не имеет масштабный характер, так как половина опрошенных считает, что могли бы обойтись без Интернета и социальных сетей. При этом, молодые люди отвечают что с появлением в их жизни социальных сетей, они стали больше времени проводить за компьютером, или в телефоне, что может повлиять на их ценностные ориентации, так как другие формы досуга отходят на второй план.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. Кроме того социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации - семью, школу, реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. И сегодня в связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о том, что социальные сети в современном мире являются одним из главных ресурсов для самопрезентации молодежи.
1) Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
2) Артимович Д.А. Социальная сеть как новая форма организации социального пространства [Текст] / Д.А. Артимович, В.Г. Пузиков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 1 (1). С. 70 - 73.
3) Безрукова О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие [Текст] / О.Н. Безрукова. Санкт-Петербург: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2004. 35 с.
4) Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И. Гофман. Москва: КАНОН-пресс-Ц, 2007. 546 с.
5) Грановская Р.М. Элементы практической психологии: учебное пособие [Текст] / Р.М. Грановская. Москва: Эксмо, 1998. 655 с.
6) Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита [Текст] / Е.Л. Доценко. Москва: Московский государственный университет, 1996. 344 с.
7) Ермакова П.Н. Психология личности: учебное пособие [Текст] / П.Н. Ермакова, П.А. Лабунская. Москва: Эксмо, 2007. 653 с.
8) Йоргенсон М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод [Текст] / М.В. Йоргенсон, Л.Дж. Филлипс. Харьков: Гумманитарный центр, 2008. 342 с.
9) Касьяник Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности [Текст] / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. Мозырь: Содействие, 2007. 224 с.
10) Кретинина А. Современные проблемы молодежи и пути их решения [Текст] / А. Кретинина // Современные проблемы молодежи и пути их решения: тезисы научно-практической конференции, Прокопьевск: ГБОУ СПО «Прокопьевский политехнический техникум»., 2013. 2 с.
11) Кривых Л.В. Символический мир как основа самоидентификации [Текст] / Л.В. Кривых // Политико-философский ежегодник. 2009. № 2. С. 130-140.
12) Курлянд З.Н. Педагогика высшей школы: учебное пособие [Текст] / З.Н. Курлянд, А.В. Семенова. Москва: Эксмо, 2005. 130 с.
13) Лабунская В.А. Психология личности: учебное пособие [Текст] / В.А. Лабунская. Москва: Эксмо, 2007. 653 с.
14) Леонова Е.В. К вопросу о дискурсивном пространстве формирования и вербализации идентичности [Текст] / Е.В. Леонова // Языковые и культурные контакты. 2010. С. 68-73.
15) Михайлова Е.М. Обучение самопрезентации [Текст] / Е.М. Михайлова. Москва: Государственный университет высшей экономики, 2006. 167 с....41