ВВЕДЕНИЕ 4
1 Проблемный метод обучения на занятиях по специальным 6
дисциплинам в колледже
1.1 Понятие проблемного обучения 6
1.2 Функции проблемного обучения 16
1.3 Использование проблемного метода на занятиях по 23
специальным дисциплинам
Выводы по первой главе 30
2 Проблемный метод обучения и проблемная ситуация в учебном 31 процессе дисциплины «Экономика отрасли»
2.1 Методические приемы создания проблемных ситуаций 31
2.2 Разработка проблемных ситуаций по дисциплине «Экономика 36 отрасли»
2.3 Педагогический эксперимент 41
2.4 Экономическое обоснование проекта 45
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Контрольные задания для констатирующего 53
этапа эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Контрольные задания для контрольного этапа эксперимента
Актуальность исследования. Наиболее дальновидные теоретики педагогики и методисты неоднократно подчеркивали необходимость создания в обучении условий, которые обеспечивали бы творческое усвоение учебного материала, возможностей, необходимых для развития творческой личности. На всех поворотных рубежах развития дидактической теории выдвигались положения о необходимости создания условий для творческой деятельности самих учащихся. Проблемное обучение получило такое распространение в нашей стране, потому что оно попыталось решить эту важную социальную задачу - формирование творческой личности.
Проблемное обучение ориентировано на поиск обучающимися новых знаний и способов действия самостоятельно, и подразумевает пошаговое и целеустремленное освещение перед обучающимся проблем, возникающих в результате познания, решение которых, помогает усваивать новые сведения инициативно. Проблемное обучение обеспечивает особенный тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое использование их в практической деятельности. Проблемное обучение также формирует мыслительные способности учащихся и способствует вырабатыванию мотивации к достижению успеха.
Проблема определена необходимостью разработки методического обеспечения занятий по экономическим дисциплинам с использованием активных методов обучения для соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Противоречие: актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области экономики и слабой методической разработанностью этой проблемы.
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Экономика отрасли» в колледже.
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. Разработать методику проведения занятий с использованием проблемного метода;
3. Разработать проблемные ситуации для занятий по разделу «Рыночная экономика»;
4. Провести педагогический эксперимент;
5. Выполнить экономический расчет.
Гипотеза: предполагается, что использование проблемных ситуаций на занятиях по дисциплине «Экономика отрасли» способствует лучшему усвоению материала и повышению познавательной активности учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть успешно использованы на занятиях по дисциплине «Экономика отрасли». Результаты исследования будут полезны для педагогов при ознакомлении с темой и для составления учебных программ.
Методология исследования: в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.
База исследования: АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено понятие, рассмотрена классификация и функции проблемного метода обучения. Определены методические приемы создания проблемных ситуаций.
Были разработаны проблемные ситуации по разделу «Рыночная экономика» дисциплины «Экономика отрасли». Учебные занятия с использованием разработанных проблемных ситуаций проводились на базе Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Бийский технолого-экономический колледж». Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы: если на занятиях по дисциплине «Экономика отрасли» при изучении раздела «Рыночная экономика» будет использоваться метод проблемного обучения, то повысится уровень знаний, умений и навыков учащихся; проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Успех использования проблемного метода во многом зависит от педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.
Использование проблемного обучения на учебных занятиях позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность учащегося.
В результате проблемного обучения обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, которые помогут в решении производственных ситуаций, а также необходимые коммуникативные и творческие навыки.
Систематическое использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, анализировать, спорить, доказывать, рассуждать, они втягиваются в процесс общения.
1. Арапов, К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы студентов[Текст]/ К.А. Арапов// Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 290-294. - URL https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 17.04.2018).
2. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе [Текст]//Д.В. Вилькеев. - Казань. - 2012. - 169 с.
3. Володин, Н.Н. Чучалин А.Г., Шухов В.С. Проблемно-ориентированное обучение // Лечащий врач. - 2016. №5.
4. Герелес, Л.М. Проблемное обучение в ссузе [Текст] / Л. М. Герелес // Молодой ученый. - 2013. - с. 78
5. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков [Текст]// В.В. Гузеев. - Москва. - 2008. - 274 с.
6. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]: /М. В. Кларин. - М.: Арена, 2014. - 223 с.
7. Кнышова, Е.Н. Менеджмент [Текст]: /Е.Н. Кнышова. - М.: Дрофа. - 2012. - 274 с.
8. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия». - 2015. - 288 с.
9. Самойлович, В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
10. Кудрявцев, Т.В. Создание проблемных ситуаций - средство активизации учащихся [Текст]/ Т.В. Кудрявцев // Профессионально-техническое обучение. - 2015. - 315 с.
11. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2010. - 736 с.
12. Левинтес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст]: книга для учителя / Л. Г. Левинтес - Мурманск. - 2015. - 236с.
13. Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. [Текст] / В. М. Лизинский. - М. Инфра-М. - 2014. - 288 с.
14. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа. - 2010. - 392 с.
15. Райзберг, Б.А. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - 5-е изд., переаб. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2014
16. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс. - 2014. - 217 с.
17. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. Ред. П. И. Педкосистого. - М.: Педагогическое общество России. - 2002. - 640с.
18. Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. - М.: Форум, 2014. - 368 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для студентов пед. учебных заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение; ВЛАДОС. - 2014. - 423 с.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]// Г.К. Селевко. - М.: Народное образование. - 2011. - 256 с.
21. Семенова, Е.П. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.:Педагогика. - 2016. - 258 с.
22. Амосова, В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. - М.: Эксмо, 2014. - 736 с.
23. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. - М.: Педагогика. - 2014. - 96 с.
24. Смирнов, С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии.
[Текст] / С. А. Смирнов. - М. Проспект. - 2013. - 482 с.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс. - 2011.
26. Хужаев, Н. А. Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. пособие [Текст] / Н. Хужаев, П.З. Хашимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова. - Ташкент: Ташкентский финансовый институт. - 2015. - 110 с.
27. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. - 2013.
28. Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 309 c.
29. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. Чошанов. - М.: Народное образование. - 2017. - 158 c.
30. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 145 c.
31. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. - М.: Проспект, 2012. - 248 с.