Современные средства оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая база организации» дисциплины «Экономика организации» для направления подготовки 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты средств оценивания результатов обучения по специальным дисциплинам 8
1.1 Место средств оценивания в учебном процессе 8
1.2 Особенности системы оценивания занятий обучающихся по специальным дисциплинам в колледжах 13
1.3 Тест как метод контроля качества знаний 16
Выводы по первой главе. Проанализированы теоретические основы средств оценивания результатов по специальным дисциплинам 23
2 Разработка современных средств оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая база организации» 25
2.1 Анализ средств оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая база организации» 25
2.2 Разработка фонда оценочных средств по разделу «Материально-техническая база организации» 34
2.3 Педагогический эксперимент 55
2.4 Экономическое обоснование проекта 59
Выводы по второй главе. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А Варианты контрольных работ
1 Теоретические аспекты средств оценивания результатов обучения по специальным дисциплинам 8
1.1 Место средств оценивания в учебном процессе 8
1.2 Особенности системы оценивания занятий обучающихся по специальным дисциплинам в колледжах 13
1.3 Тест как метод контроля качества знаний 16
Выводы по первой главе. Проанализированы теоретические основы средств оценивания результатов по специальным дисциплинам 23
2 Разработка современных средств оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая база организации» 25
2.1 Анализ средств оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая база организации» 25
2.2 Разработка фонда оценочных средств по разделу «Материально-техническая база организации» 34
2.3 Педагогический эксперимент 55
2.4 Экономическое обоснование проекта 59
Выводы по второй главе. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А Варианты контрольных работ
Перед современным образованием стоят сложные задачи, требующие
обновления содержания, методов, форм, поиска эффективных средств в рамках нового образовательного стандарта. Для этого необходим высокий уровень подготовки обучающихся. Профессиональная подготовка обучающихся,
в связи с этим, требует кардинального изменения педагогической среды,
отношений в системе «преподаватель-обучающийся».
Особенностью федеральных государственных образовательных
стандартов является ориентация не на содержание, а на результат
образования, выраженный через набор компетенций, которыми должен
овладеть выпускник.
Согласно ФГОС (п. 8.4) для осуществления процедур текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
образовательная организация создает фонды оценочных средств (ФОС),
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. При этом
одним из основных требований ФГОС является приближение текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к их
будущей профессиональной деятельности.
Для преподавания специальных дисциплин должен быть разработан
фонд оценочных средств. На этой основе каждое учебное заведение
разрабатывает свою базу оценочных средств, ориентируясь на профильную
направленность колледжа.
Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет
посредством разработки учебной документации, благодаря которой можно
грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время,
эффективно отслеживать результаты.
Для оценки качества подготовки выпускников образовательные
организации разрабатывают и применяют объективные механизмы оценивания уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников
на основе согласованных критериев.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились
следующие неразрешимые противоречия между:
- потребностью в количественной и качественной оценке результатов
обучения и слабым использованием в педагогической практике технологий,
основанных на достижениях науки, позволяющих решить эти проблемы
- внедрением в учебный процесс новых форм и методов работы и
недостаточно разработанной системой контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Экономика организации».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему
исследования - какие должны быть современные средства контроля знаний
и умений обучающихся, чтобы они могли обеспечить систематичность
контроля по дисциплине «Экономика организации»?
Чтобы у студентов были необходимые знания, нужно грамотно их
преподносить и закреплять, а это невозможно без правильно подобранного
методического обеспечения и фонда оценочных средств.
Следовательно, преподаватель, ориентируясь в целях и задачах
обучения подбирает наиболее подходящее методическое обеспечение и фонд
оценочных средств.
Исходя из этого, актуальность обусловлена необходимостью
разработки современных средств оценивания результатов обучения по
дисциплине «Экономика организации» и использования его в учебном
процессе.
Цель исследования состоит в разработке современных средств
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» для обучающихся колледжа.
Объектом исследования являются современные средства оценивания
результатов обучения по спецдисциплинам.Предмет исследования: современные средства оценивания
результатов обучения по разделу «Материально-техническая база
организации» дисциплины «Экономика организации».
Гипотеза исследования: разработанные современные средства
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» будут способствовать качественному усвоению знаний.
Задачи исследования:
1) провести анализ научной литературы;
2) разработать фонд оценочных средств по разделу «Материальнотехническая база организации» по дисциплине «Экономика организации»;
3) провести эксперимент по внедрению современных средств
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» для обучающихся колледжа.
4) осуществить проверку эффективности разработанных средств
контроля по выявлению результатов обучения по дисциплине «Экономика
организации».
Методологической основой исследования послужили труды
отечественных учёных по проблемам методики профессионального обучения
- Н.Е. Эрганова; методики преподавания экономических дисциплин - Н.
Хужаев, П.З. Хашимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова и т.д..
База исследования: АНПОО «Бийский технолого-экономический
колледж».
Практическая значимость: разработанные современные средства
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» дисциплины «Экономика организации» будут полезны
практикующим преподавателям экономических дисциплин при подготовке и
проведении занятий в колледжах.
Структура исследования: данная работа соответствует логике
исследования и состоит из введения, трех глав, заключения,библиографического списка, включающего в себя 30 источников, а так же двух приложений.
обновления содержания, методов, форм, поиска эффективных средств в рамках нового образовательного стандарта. Для этого необходим высокий уровень подготовки обучающихся. Профессиональная подготовка обучающихся,
в связи с этим, требует кардинального изменения педагогической среды,
отношений в системе «преподаватель-обучающийся».
Особенностью федеральных государственных образовательных
стандартов является ориентация не на содержание, а на результат
образования, выраженный через набор компетенций, которыми должен
овладеть выпускник.
Согласно ФГОС (п. 8.4) для осуществления процедур текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
образовательная организация создает фонды оценочных средств (ФОС),
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. При этом
одним из основных требований ФГОС является приближение текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к их
будущей профессиональной деятельности.
Для преподавания специальных дисциплин должен быть разработан
фонд оценочных средств. На этой основе каждое учебное заведение
разрабатывает свою базу оценочных средств, ориентируясь на профильную
направленность колледжа.
Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет
посредством разработки учебной документации, благодаря которой можно
грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время,
эффективно отслеживать результаты.
Для оценки качества подготовки выпускников образовательные
организации разрабатывают и применяют объективные механизмы оценивания уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников
на основе согласованных критериев.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились
следующие неразрешимые противоречия между:
- потребностью в количественной и качественной оценке результатов
обучения и слабым использованием в педагогической практике технологий,
основанных на достижениях науки, позволяющих решить эти проблемы
- внедрением в учебный процесс новых форм и методов работы и
недостаточно разработанной системой контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Экономика организации».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему
исследования - какие должны быть современные средства контроля знаний
и умений обучающихся, чтобы они могли обеспечить систематичность
контроля по дисциплине «Экономика организации»?
Чтобы у студентов были необходимые знания, нужно грамотно их
преподносить и закреплять, а это невозможно без правильно подобранного
методического обеспечения и фонда оценочных средств.
Следовательно, преподаватель, ориентируясь в целях и задачах
обучения подбирает наиболее подходящее методическое обеспечение и фонд
оценочных средств.
Исходя из этого, актуальность обусловлена необходимостью
разработки современных средств оценивания результатов обучения по
дисциплине «Экономика организации» и использования его в учебном
процессе.
Цель исследования состоит в разработке современных средств
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» для обучающихся колледжа.
Объектом исследования являются современные средства оценивания
результатов обучения по спецдисциплинам.Предмет исследования: современные средства оценивания
результатов обучения по разделу «Материально-техническая база
организации» дисциплины «Экономика организации».
Гипотеза исследования: разработанные современные средства
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» будут способствовать качественному усвоению знаний.
Задачи исследования:
1) провести анализ научной литературы;
2) разработать фонд оценочных средств по разделу «Материальнотехническая база организации» по дисциплине «Экономика организации»;
3) провести эксперимент по внедрению современных средств
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» для обучающихся колледжа.
4) осуществить проверку эффективности разработанных средств
контроля по выявлению результатов обучения по дисциплине «Экономика
организации».
Методологической основой исследования послужили труды
отечественных учёных по проблемам методики профессионального обучения
- Н.Е. Эрганова; методики преподавания экономических дисциплин - Н.
Хужаев, П.З. Хашимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова и т.д..
База исследования: АНПОО «Бийский технолого-экономический
колледж».
Практическая значимость: разработанные современные средства
оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая
база организации» дисциплины «Экономика организации» будут полезны
практикующим преподавателям экономических дисциплин при подготовке и
проведении занятий в колледжах.
Структура исследования: данная работа соответствует логике
исследования и состоит из введения, трех глав, заключения,библиографического списка, включающего в себя 30 источников, а так же двух приложений.
В ходе проведения данного исследования достигнута цель и решены
поставленные задачи, теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза.
Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую
значимость работы. Для достижения поставленной цели исследования были
изучены и проанализированы теоретические основы средств оценивания
результатов по специальным дисциплинам, а именно труды И.Т.
Огородникова, Е.И. Перовского, В.Оконь, и сделан вывод, что контроль
является неотъемлемой частью процесса обучения.
Выявлены и рассмотрены функции контроля: диагностирующая,
развивающая, образовательная. Исходя из вышеизложенного, можно
отметить, что современные средства оценивания занимают важное место в
процессе обучения и являются инструментом определения качества усвоения
обучающимися учебного материала.
Даны понятия и анализ следующим методам контроля: устный опрос
(фронтальный, индивидуальный), письменная проверка, самостоятельная
работа, практическая проверка, тестовый контроль, самоконтроль и
самопроверка. Выявлены достоинства и недостатки каждого из методов
контроля.
На основе анализа литературы можно сделать выводы, что помимо
правильно подобранного соотношения теоретических и практических
занятий, целесообразно будет использовать все методы обучения и
применять сочетание различных методов контроля знаний.
В ходе исследования выполнен анализ рабочей программы дисциплины
«Экономика организации». Выявлены формируемые знания, умения, навыки
и компетенции в ходе освоения дисциплины. Установлена учебная нагрузка
обучающегося - 24 часа и методы контроля усвоенных знаний дисциплины;
формы проведения занятий (лекции, семинары, практические занятия).
Установлено содержание тем, запланированных в программе.Разработан тест и контрольная работа по дисциплине «Экономика
организации» по теме «Основные фонды, их стоимость и показатели
эффективности использования»; устный опрос по теме «Оборотные фонды,
материальные ресурсы, показатели их эффективного использования»; тест и
проектное задание на тему «Капитальные вложения, эффективность
капитальных вложений.
Рассмотрены требования, предъявляемые к проектной деятельности
обучающихся (актуальность, практическая значимость, новизна,
профессиональный уровень проекта, публичность, организационный
уровень, технический уровень) и составлены методические рекомендации
для контроля знаний при оценивании результатов проектной деятельности
обучающихся на занятиях дисциплины «Экономика организации».
Проведен педагогический эксперимент, с целью применения
разработанного методического обеспечения на занятиях у обучающихся, и
оценить уровень усвоенных знаний. Результаты диагностики
педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что среди
обучающихся опытной группы сократилась доля с низким уровнем
сформированности знаний и умений, составив 40%, а в контрольной группе
осталась неизменной. В опытной группе увеличилась доля студентов со
средним уровнем сформированности знаний и умений и высоким, составив
38 % и 22% соответственно. В контрольной группе данный показатель
остался неизменным.
В ходе исследования было получено доказательство нашей гипотезы о
том, что если при изучении раздела «Материально-техническая база
организации» будут использоваться предложенные нами методическое
обеспечение, повысится уровень знаний, умений и навыков обучающихся.
Рассчитана себестоимость проекта - комплекта тестовых и практикоориентированных задач для группы студентов из 20 человек, которая
составила 10896,60 рублей.Таким образом, представленное обеспечение занятий и фонд
оценочных средств по разделу «Материально-техническая база
организации» дисциплины «Экономика организации» будет востребовано
практикующими преподавателями экономических дисциплин при подготовке
и проведении занятий в колледжах. Занятия будут способствовать
качественному усвоению темы, а фонд предоставляет возможность оценить
уровень знаний по разделу. Следовательно, в разработанном проекте можно
выявить пользу при использовании ее в учебном процессе.
поставленные задачи, теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза.
Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую
значимость работы. Для достижения поставленной цели исследования были
изучены и проанализированы теоретические основы средств оценивания
результатов по специальным дисциплинам, а именно труды И.Т.
Огородникова, Е.И. Перовского, В.Оконь, и сделан вывод, что контроль
является неотъемлемой частью процесса обучения.
Выявлены и рассмотрены функции контроля: диагностирующая,
развивающая, образовательная. Исходя из вышеизложенного, можно
отметить, что современные средства оценивания занимают важное место в
процессе обучения и являются инструментом определения качества усвоения
обучающимися учебного материала.
Даны понятия и анализ следующим методам контроля: устный опрос
(фронтальный, индивидуальный), письменная проверка, самостоятельная
работа, практическая проверка, тестовый контроль, самоконтроль и
самопроверка. Выявлены достоинства и недостатки каждого из методов
контроля.
На основе анализа литературы можно сделать выводы, что помимо
правильно подобранного соотношения теоретических и практических
занятий, целесообразно будет использовать все методы обучения и
применять сочетание различных методов контроля знаний.
В ходе исследования выполнен анализ рабочей программы дисциплины
«Экономика организации». Выявлены формируемые знания, умения, навыки
и компетенции в ходе освоения дисциплины. Установлена учебная нагрузка
обучающегося - 24 часа и методы контроля усвоенных знаний дисциплины;
формы проведения занятий (лекции, семинары, практические занятия).
Установлено содержание тем, запланированных в программе.Разработан тест и контрольная работа по дисциплине «Экономика
организации» по теме «Основные фонды, их стоимость и показатели
эффективности использования»; устный опрос по теме «Оборотные фонды,
материальные ресурсы, показатели их эффективного использования»; тест и
проектное задание на тему «Капитальные вложения, эффективность
капитальных вложений.
Рассмотрены требования, предъявляемые к проектной деятельности
обучающихся (актуальность, практическая значимость, новизна,
профессиональный уровень проекта, публичность, организационный
уровень, технический уровень) и составлены методические рекомендации
для контроля знаний при оценивании результатов проектной деятельности
обучающихся на занятиях дисциплины «Экономика организации».
Проведен педагогический эксперимент, с целью применения
разработанного методического обеспечения на занятиях у обучающихся, и
оценить уровень усвоенных знаний. Результаты диагностики
педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что среди
обучающихся опытной группы сократилась доля с низким уровнем
сформированности знаний и умений, составив 40%, а в контрольной группе
осталась неизменной. В опытной группе увеличилась доля студентов со
средним уровнем сформированности знаний и умений и высоким, составив
38 % и 22% соответственно. В контрольной группе данный показатель
остался неизменным.
В ходе исследования было получено доказательство нашей гипотезы о
том, что если при изучении раздела «Материально-техническая база
организации» будут использоваться предложенные нами методическое
обеспечение, повысится уровень знаний, умений и навыков обучающихся.
Рассчитана себестоимость проекта - комплекта тестовых и практикоориентированных задач для группы студентов из 20 человек, которая
составила 10896,60 рублей.Таким образом, представленное обеспечение занятий и фонд
оценочных средств по разделу «Материально-техническая база
организации» дисциплины «Экономика организации» будет востребовано
практикующими преподавателями экономических дисциплин при подготовке
и проведении занятий в колледжах. Занятия будут способствовать
качественному усвоению темы, а фонд предоставляет возможность оценить
уровень знаний по разделу. Следовательно, в разработанном проекте можно
выявить пользу при использовании ее в учебном процессе.



