Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №155328

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Табакокурение подростков как социальная проблема 7
1.1. Причины возникновения курения в подростковом возрасте 7
1.2. Профилактика табакокурения подростков как направление
антиникотиновой политики 20
ГЛАВА 2. Содержание профилактики табакокурения среди подростков в условиях МАОУ СОШ №2 г. Первоуральска 37
2.1. Основные цели и задачи деятельности социального работника по
профилактике табакокурения в образовательном учреждении 37
2.2. Основные формы и направления социальной работы по профилактике
табакокурения среди подростков в МАОУ СОШ №2 43
2.3. Описание исследования и разработка проекта программы по
профилактике табакокурения в общеобразовательном учреждении 57
Заключение 74
Список источников и литературы 78
Приложения 84

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди подростков. И в последние годы в их окружении приобрело масштабы, угрожающие физическому и психическому здоровью. Широкое распространение курения и отсутствие четких тенденций к снижению числа курящих подростков говорит о необходимости принятия безотлагательных мер, направленных на предупреждение курения и его прекращение.
По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отдельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и её корни уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её также связано с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.
К сожалению, в сознании молодых людей курение считается безобидной привычкой и не считается отклонением от общепринятой нормы поведения. Негативное влияние на развивающуюся личность подростка могут оказывать средства массовой информации, киноиндустрия, шоу- бизнес. Демонстрация курения по телевидению и в кино повышает интерес подростков к курению, им свойственно избирать себе объект для подражания - актера, популярного певца или музыканта. На распространение табака в подростковой среде непосредственное влияние оказали охвативший страну кризис всех сфер общественной жизни, сложные и неустойчивые социально­экономические условия жизни, способствующие росту неуверенности в завтрашнем дне, разрушение традиционных и общепринятых идеалов, моральных ориентиров без какой-либо замены, войны, рост преступности, обесценивание человеческой жизни. Тем самым у подростка происходит деформация в сознании, в системе нравственных ценностей, в поведении.
Важную роль в организации процесса профилактических мероприятий по преодолению табакокурения подростков играет школа. Так, согласно штатному расписанию в МАОУ СОШ № 2 (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" ) г. Первоуральск, есть ставка социального педагога, который исполняет функции социального работника и который, несомненно, должен владеть определенным арсеналом социальных, педагогических и психологических средств и методов для того, чтобы быть способным оказать действенную помощь по профилактике табакокурения подросткам, а также их родителям. Таким образом, социально-профилактические услуги весьма востребованы сегодня в МАОУ "СОШ № 2". Однако, специфика социально­профилактической деятельности в условиях данной школы не стала еще предметом специального исследования. Поэтому существует необходимость рассмотреть особенности технологии социальной работы по профилактике табакокурения подростков в контексте тех задач, которые решат СОШ № 2, как образовательное учреждение, и разработать программу социальной профилактики табакокурения с подростками в условиях МАОУ СОШ № 2.
Теоретико-методологической основой нашего исследования, являлись работы врачей, социологов, педагогов и психологов, в которых были рассмотрены проблемы курящих подростков и особенности профилактики табакокурения в подростковой среде. В основном, мы обращались к исследованиям таких авторов, как А.А. Александров, В.Ю. Александрова, Е.С. Еременко, А.М.Карпов, А.С.Шальнова и др.
В ряде работ психологов и педагогов (Ф.Райс, Е.И.Руденко, В.А. Хриптович) анализируются причины табакокурения подростков, которые связывают проблемы либо с факторами среды (семья, группа неформального общения, трудности в школе), либо с факторами состояния человека (его психофизиологическими особенностями, особенностями развития нервной системы , и т.п.).
Технологии социально-профилактической деятельности с курящими подростками, а также направления, формы и методы профилактики табакокурения среди подростков рассматриваются А.А. Барановым, М.А. Галагузовой, З.В. Коробкиной, Р.В. Овчаровой, и др.
Объектом нашей дипломной работы является табакокурение подростков как социальная проблема.
Предметом - профилактика табакокурения среди подростков в общеобразовательном учреждении.
Цель работы - изучить содержание профилактики табакокурения среди подростков в общеобразовательном учреждении и разработать программу профилактики.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Выявить причины возникновения курения в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть содержание профилактической деятельности табакокурения подростков как направление антиникотиновой политики.
3. Обозначить цель и задачи социальной работы в образовательном учреждении.
4. Определить основные формы и направления социальной работы по профилактике табакокурения среди подростков МАОУ СОШ № 2.
5. Разработать проект программы по профилактике табакокурения в ОУ.
В данной дипломной работе использовались методы: метод анализа документов (научные публикации, статьи, законы и др.), неформализованное наблюдение подростков, анкетирование учащихся, неформальная беседа с элементами фокус-группы с подростками в количестве 10 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе анализируются теоретические основы табакокурения подростков как социальной проблемы. В ней мы рассматриваем причины возникновения курения подростков, также профилактику табакокурения подростков как направление антиникотиновой политики.
Глава вторая посвящена опыту социально-профилактической деятельности табакокурения в работе с подростками в условиях МАОУ СОШ № 2.
В заключении делаются выводы и рекомендации. Список источников и литературы содержит 61 наименование. Работа включает приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что проблема табакокурения подростков в образовательных учреждениях в настоящее время стоит достаточно остро. Можно сказать, что табакокурение - одна из самых актуальных проблем в среде учащихся. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социального работника, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся. Так как курение отрицательно влияет на успеваемость школьника, число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - певицами, балеринами и др.). Курение и школьник - несовместимы. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте самые прочные. Чем раньше подростки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему. И в дальнейшем отказаться от курения будет трудно. Поэтому работа по профилактике должна проводиться целостно, комплексно как с самими подростками, так и с его семьей.
В ходе написания дипломной работы нами были выявлены причины курения в подростковом возрасте, они проявляются в стремлении подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, мужественности; у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Также были определены причины курения в подростковом возрасте, которые представлены в виде отказа от курения (пропаганда ЗОЖ, недостаток денег, страх перед родителями и др.)
Нами было рассмотрено содержание профилактической деятельности табакокурения подростков как направление антиникотиновой политики, мы увидели, что в западных странах активно борются с табакокурением. Так в настоящее время более чем в 90 странах мира имеются законы, ограничивающие распространение табачной продукции и курение; например активная антитабачная пропаганда, разворачивающаяся в настоящее время в США, подкрепляемая законодательными и экономическими мерами. В России же табачное законодательство пока на слабом уровне. Самую активную позицию в области борьбы против табака занимает созданная в рамках системы Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По ее инициативе в последние годы активно осуществляется работа по разработке и подготовке к принятию всеми странами - членами ВОЗ - Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ), главной целью которой является достижение значительного сокращения распространенности потребления табака. Однако, все же антитабачные меры приносят определенные результаты, но в большую сторону совершенно недостаточные. Частота курения среди взрослого населения в развитых странах уменьшается, среди детей и подростков пока заметных успехов в этом направлении не наблюдается.
Мы можем сделать такой вывод, что для обеспечения надлежащего здоровья граждан нашей страны и формирования у них установок на здоровый образ жизни требуется осуществление колоссальных действий и комплексного, системного подхода к решению вопросов ЗОЖ. Задачами обеспечения этого подхода должны заниматься все ветви и этажи государственной власти, и это является единственным возможным путем для преодоления нынешней ситуации табакокурения в России.
Во второй главе нашего диплома мы проанализировали цели и задачи социальной работы в образовательном учреждении. Таким образом, выявили, что социальный работник в системе образования способствует более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более, что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Мы определили основные формы и направления социальной работы по профилактике табакокурения среди подростков, что включает в себя комплексный подход, где применяется индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей, профилактика причин и последствий табакокурения, организация свободного времени подростков, антиникотиновое воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, беседы, игры и т.д. При этом обязательно взаимодействие со специалистами, что повышает эффективность профилактической работы.
Экспериментальной базой нашего исследования стала МАОУ СОШ №2 г. Первоуральска. Объектом нашего исследования стало табакокурение подростков, как социальная проблема.
Целью работы было изучение содержания профилактики табакокурения среди подростков в общеобразовательном учреждении., а также разработка программы профилактики табакокурения среди подростков в ОУ. Целью создания программы послужила необходимость систематизировать материал по табакокурению, полученный за несколько лет работы с подростками и более ступенчато и обоснованно начать апробировать его на практике. В будущем - полученные результаты анализировать для продолжения работы над программой с применением и поиском новых технологий в социально-профилактической работе с подростками, склонными к курению. Постепенная корректировка программы позволит создать ее идеальное состояние, чтобы затем делиться опытом с другими. Цель самой программы - пропагандирование у подростков культуры здорового образа жизни. Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению табакокурения, становление активно отрицающей позиции по отношении к курению табака....


1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: / Г.С. Абрамова // Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2011.
2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Методическое пособие для учителей и родителей. - М. : Медиа-Сфера. 2011.
3. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога// Вопросы психологии / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // - М., 2009. №4. -С. 35-42.
4. Александров А.А., Александрова В.Ю., Ваганов А.Д. Профилактика курения среди подростков: роль врача // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. / А.А. Александров, В.Ю. Александрова, А.Д. Ваганов // - 2014 -№6 - С.29-31
5. Андреева Л.В. Подростки группы риска. / Л.В. Андреева // Воспитание школьников. №4. М., 2010.
6. Баранов А.А., Кучма В.Р., и др. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов, В.Р. Кучма // М.: Литтерра, 2012.
7. Бойко В.М. Как бросить курить. / В.М. Бойко // - М., 2013
8. Винда О.В Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / О.В. Винда // - Харьков, 2010.
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой // - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
10. Горин А.Г. Курение и молодежь. / А.Г. Горин // - Киев, 2012
11. Еременко Е.С. Вред курения. / Е.С. Еременко // - Минск, 2012.
12. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.Г. Зайнышев // - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
13. Закон о запрете курения (Антитабачный закон)
2015" URL:http://www.subsidii.net (дата обращения: 18.05.2016).
14. Звездина И.В., Шубочкина Е.И., Молчанова С.С. и др. Распространенность поведенческих факторов риска среди подростков// Медико-биологические и психологические проблемы подросткового возраста. / И.В. Звездина, Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова // М., 2014.
15. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. / Е.П. Ильин // - СПб. 2010. - (серия "мастера психологии")...61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ