Введение 3
1 Социальные медиа как способ популяризации социально-культурной
деятельности 8
1.1 Значение популяризации социально-культурной деятельности как способа
донесения социально-культурного знания до массовой аудитории 8
1.2 Специфика социальных медиа как каналов онлайн-коммуникации 11
1.3 Способы репрезентации социально-культурных учреждений в
пространстве социальных медиа 20
1.4 Параметры анализа стратегий социально-культурных учреждений в
социальных медиа 24
2 Стратегии популяризации социально-культурной деятельности в социальных
медиа 26
2.1 Герой публикации 26
2.2 Тематика публикаций 31
2.3 Функции контента 37
2.4 Форматы контента и используемые платформы 40
2.5 Вовлеченность аудитории 44
2.6 Тенденции трансформации деятельности музеев и театров в социальных
медиа 48
2.7 Стратегии популяризации социально-культурной деятельности музеев и
театров в социальных медиа 50
Заключение 54
Список использованных источников 61
Современное медиапространство стремительно развивается, социальные платформы стали неотъемлемой частью жизни людей. Магазины приложений регулярно пополняются новыми ресурсами: одни исчезают, так и не получив широкого распространения среди аудитории, другие же стремительно набирают популярность и становятся мировыми. Например, в 2018 году на мировой рынок вышло китайское приложение TikTok, которое представляет собой сервис для создания и просмотра коротких видеороликов. За год приложение стало всемирно известным и используемым. По данным исследования Mediascope, в 2021 году пользователями TikTok являлось 32,3% населения России (39,5 млн человек) [Самые популярные соцсети в России, 2021]. Есть и площадки, годами заслужившие доверие пользователей. Так, «ВКонтакте» уже 16 лет является одной из главных платформ для общения и получения информации на российском рынке. Согласно результатам исследования Brand Analytics, в марте 2022 года в связи с блокировками социальных сетей сервис «ВКонтакте» стал самой популярной площадкой по уровню активности авторов и количеству публикаций [Чёрный, 2022].
Популярные социальные платформы становятся одним из основных способов продвижения для персон, бизнес-проектов и некоммерческих организаций. Театры, музеи и другие социально-культурные учреждения используют различные платформы для продвижения своих услуг. При этом организации вынуждены не просто использовать различные платформы для создания и продвижения контента, но и адаптировать его под алгоритмы. Например, TikTok подходит только для публикации недлинных вертикальных видеороликов, в Instagram* делается акцент на визуальное оформление аккаунтов и функцию Stories, а «ВКонтакте» позволяет размещать длинные тексты и создавать лонгриды («Статьи»).
Для пользователей социальных платформ характерно перенасыщение контентом. Из-за огромного количества информации вокруг них, социально-культурным учреждениям уже недостаточно просто публиковать афиши или информационные материалы: «Произошел заметный культурный сдвиг в стратегических подходах: от объектно-ориентированного к ориентированному на аудиторию» [Качкаева, 2018]. Также музеям и театрам приходится конкурировать между собой за внимание пользователей в попытках вовлечь их в свою деятельность. В связи с этим для успешной реализации конкретных задач, организациям важно иметь стратегию, создавать уникальный контент, знать способы продвижения на конкретной платформе и понимать особенности целевой аудитории...
Социально-культурные учреждения в современном медиапространстве вынуждены конкурировать за внимание пользователей, создавая уникальный контент, используя различные платформы для донесения информации и адаптируя ее под особенности площадок. Для организации успешного функционирования социальных медиа и реализации в них конкретных задач, музея и театрам необходимо иметь собственные стратегии, знать особенности аудитории и все возможности платформ.
В связи с этим была поставлена следующая цель исследования — выделить стратегии популяризации социально-культурной деятельности в социальных медиа.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть значение популяризации социально-культурной деятельности как способа донесения социально-культурного знания до массовой аудитории;
- определить специфику социальных медиа как каналов онлайн- коммуникации;
- выявить способы репрезентации социально-культурных учреждений в пространстве социальных медиа;
- выявить используемые культурными учреждениями форматы и платформы популяризации социально-культурной деятельности, а также темы, героев и функции контента;
- измерить и сравнить уровень вовлеченности аудитории в социальных медиа культурных учреждений;
- выделить тенденции трансформации деятельности музеев и театров в социальных медиа;
- определить наличие стратегии популяризации социально-культурной деятельности.
В процессе работы понятие «социально-культурная деятельность» было определено как процесс вовлечения человека в культуру, который управляется обществом и различными социальными институтами. Главной функцией социокультурной деятельности была обозначена инкультурация личности, то есть приобщение ее к родной культуре и культурному наследию, приучение к потреблению, производству и дистрибуции духовных ценностей и знаний. Особое место в процессе инкультурации занимает искусство, так как оно помогает осмыслить социальный опыт и культурное наследие, хранителями которого являются музеи и театры.
Популяризация социально-культурной деятельности происходит с помощью социальных медиа, так как они имеют достаточно возможностей для сохранения и распространения культуры и культурного продукта. Из словаря С. И. Ожегова было использовано определение: популяризировать что-либо — значит делать понятным, доступным, распространять в широких кругах. Термин популяризация близок по своему значению к продвижению.
Далее было определено понятие «социальные медиа» — это интернет- ресурсы, где пользователи могут создавать информацию и обмениваться ей, самостоятельно формируя весь контент ресурса (users generated content). Основными видами социальных медиа являются блоги, социальные сети, службы обмена данными, социальные базы данных, рекомендательные сервисы, новостные сайты и мессенджеры. Также выделены черты социальных медиа: трансграничность, низкие затраты материальных и интеллектуальных ресурсов, вирусность и гибкость контента...
1 Анчек, Р. Гид по контенту ВК: что постить во ВКонтакте в 2022 году [Электронный ресурс] / Р. Анчек // Digital Academy - 2022. - Режим доступа: https://digital-academy.ru/blog/vk-content-guide
2 Богомолова, Д. А. Социальная сеть TikTok как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций / Д. А. Богомолова // Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 4. - С. 572-576.
3 Браславец, Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации :автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Браславец Лада Александровна. - Воронеж, 2010. - 23 с.
4 Быков, И. А. Технологии Веб 2.0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? / И. А. Быков, О. Г. Филатова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - № 2. - С. 226-237.
5 Дукин, Р. А. К вопросу определения понятия «Социальные медиа»
[Электронный ресурс] / Р. А. Дукин // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://dom-
hors.ru/rus/files/arhiv zhurnala/spp/2016/4/sociolo gy/dukin.pdf
6 Дьячковская, А. М. Медиа-анализ Саха академического театра им. П. А. Ойунского / А. М. Дьячковская, В. В. Корнилова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №4 (70). - С. 8-10.
7 Журавлева, А. А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте / А. А. Журавлева // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 1 (35). - С. 112-119.
8 Игнаткина, В. В. Социальные сети в современном рекрутинге [Электронный ресурс] / В. В. Игнаткина // Медиаскоп. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1093
Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган [Электронный
ресурс]: Санкт-Петербург. - 1996. - Режим доступа:
https://www.studmed.ru/kagan-ms-filosofiya-kultury 4dba5045039.html
10 Качкаева, А. Г. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / А. Г. Качкаева, А. В. Михайлова [Электронный ресурс]: Москва : НИУ ВШЭ - 2018.
- Режим доступа: http://mmbook-hse.ru/books/27/
11 Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности : учебное пособие / Т. А. Кемерова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 103 с.
12 Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность : монография / А. С. Ковальчук, Э. М. Лисс. - Ростов-на-Дону : Ростовский международный институт экономики и управления, 2016. - 408 с.
13 Комарова, О. В. Основные направления развития социальных медиа / О. В. Комарова, А. Е. Денисова, А. А. Белан, Е. А. Лоскутников // Журнал экономической теории. - 2020. - № 2. - С. 497-502.
14 Красавина, А. В. «TikTok-журналистика» как новый медиаформат / МЕЭ1АОбразование: медиа как тотальная повседневность : материалы V междунар. науч. конф. / под ред. А. А. Морозовой. - Челябинск, 2020. - С. 90¬95.
15 Литвинова, Е. Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия / Е. Н. Литвинова // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 1. - С. 195-199...46