ВВЕДЕНИЕ 4
1. Методическое обеспечение занятий специальных дисциплин для обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях 7
1.1 Понятие методического обеспечения специальных дисциплин 7
1.2 Содержание учебно-методического обеспечения 10
1.3 Учебно-методическое обеспечение для подготовки к лабораторнопрактическим занятиям
14
2 Повышение уровня качества подготовки специалистов на основе разработки методического обеспечения по разделу «Двигатель легкового
автомобиля» 20
2.1 Характеристика раздела «Двигатель легкового автомобиля» для обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях 20
2.2 Методика проведения лабораторно-практических занятий по дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля» 22
2.3 Разработка лабораторно-практических занятий с применением учебного стенда по изучению раздела «Двигатель легкового автомобиля» 25
2.4 Педагогический эксперимент 41
2.5 Экономическое обоснование создания проекта 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
В настоящее время огромное значение имеет место автомобиля в жизни
каждого человека. Развитие автомобильной промышленности влечет за собой
создание квалифицированных специалистов по ремонту и эксплуатации автомобилей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом профессионального образования РФ предмет «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля» входит в профессиональный
цикл раздела профессиональной подготовки, Федерального компонента модели учебного плана подготовки рабочих по профессии «Автомеханик».
Профессия «Автомеханик» включает в себя специальности слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля.
В связи с этим большое значение принимает не только подготовка высококвалифицированных специалистов автомобильного транспорта, но и не
менее квалифицированного персонала по обслуживанию и ремонту машин.
Именно подготовка квалифицированных рабочих является основной
задачей учреждений профессионального образования, которую ставит перед
нами Министерство образования и науки Российской Федерации.
В условиях реформирования российской экономики, модернизации
профессионального образования перед средним профессиональным
образованием ставятся новые задачи:
- управление качеством образовательного процесса,
- создание нового научно-методического обеспечения образовательных
программ,
- информатизация образования.
В этой связи возникает потребность в педагоге-проектировщике,
способном к научно-исследовательской и научно-методической работе,
обеспечивающем создание качественных учебно-методических комплексов, организацию познавательной деятельности студентов, развитие их
творческой активности, владение приемами научно обоснованной организации умственного труда.
Современный педагог профессионального обучения должен обладать
достаточно обширными знаниями, в том числе и по техническим дисциплинам, искать пути повышения эффективности учебного процесса, уметь ориентироваться в быстроменяющейся трудовой и экономической обстановке,
использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и уметь
оформлять их с учетом требований дизайна.
Один из путей повышения компетентности будущего педагога является
разработка, изготовление и оформление методических пособий, способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Проблема исследования состоит в определении пути повышения эффективности проведения учебных занятий в профессиональных образовательных учреждениях по разделу «Двигатель легкового автомобиля».
Цель: разработать методическое обеспечение для проведения лабораторно-практических занятий по разделу «Двигатель легкового автомобиля».
Объект исследования в данной работе является учебный процесс по
разделу «Двигатель легкового автомобиля» для обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - методическое обеспечение лабораторнопрактических занятий по разделу «Двигатель легкового автомобиля».
Задачи исследования:
-изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования.
-разработать лабораторно-практические занятия по разделу «Двигатель
легкового автомобиля» для занятий в учреждениях среднего профессионального образования.
-провести экспериментальное исследование по эффективности использования материалов выпускной квалификационной работы в учебном
процессе.
-выполнить экономическое обоснование проекта.
Вопросам методического обеспечения занятий посвящены труды ученых: М.В.Бабич, В.В. Майер, В. К. Вахламова. Так же вопросы, касающиеся
проблемы становления методической работы, находим в трудах П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова; системный анализ педагогических явлений М.Н. Скаткин,В.И. Загвязинский.
Гипотеза исследования - эффективность и качество обучения по разделу «Двигатель легкового автомобиля» повысится, если в процессе обучения будет использоваться разработанное методическое обеспечение лабораторно-практических занятий.
Практическая значимость – разработанное методическое обеспечение по разделу «Двигатель легкового автомобиля» может быть использовано
в учреждениях профессионального образования как в процессе изучения
данного раздела, так и при организации самостоятельной работы обучающихся.
База исследования: АН ПОО Бийский технолого-экономический колледж.
Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически
подтверждена выдвинутая гипотеза – разработанное и внедренное методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Двигатель
легкового автомобиля» способствует повышению эффективности и качеству
обучения. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные, полученные в результате теоретического
исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы:
-выявлено понятие учебно-методическое обеспечение;
-изучена методика проведения лабораторно-практических занятий по
дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»;
-разработаны лабораторно-практические занятия с применением учебного стенда. Данные занятия дают возможность перенести акцент на самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, которая, как известно, дает наилучший дидактический эффект.
-Определена себестоимость проекта, которая составила 14319 рублей.
Материал дипломной работы может быть использован педагогами профессионального обучения, а также студентами направления 44.03.04 Профессиональное обучение (Транспорт) при подготовке конспектов занятий в
период педагогической практики.
Акимов, С.В. Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей:
учебник для вузов. - М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2014. - 384 с.: ил.
2. Булавицкий, Д.В. Диагностика автомобиля с использованием программного обеспечения ESI[tronic] 2.0 и тестера KTS 540 : учебное пособие /
Д.В. Булавицкий, В.Н. Голубовский. - Минск : РИПО, 2015. - 88 с.
3. Бабич, М.В. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг в региональном колледже [Текст]. Дис. ... канд. педагогич.
наук: 13.00.08: защищена 15.10.2015: утв. 18.12.2015 / Бабич Марина Владимировна. – Невинномысск, 2015. – 200 с. - Библиограф.: с. 173 - 187. –
9287691207
4. Вахламов, В. К. Автомобили. Конструкция и эксплуатационные
свойства [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. К. Вахламов. – Москва : Академия, 2015. – 480 с.
5. Виноградов, В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: основные и вспомогательные технологические процессы [Текст] : лаборатор. практикум / В. М. Виноградов, О. В. Храмцова. – Москва : Академия, 2015. – 157 с.
6. Вишняков, Н.Н. Устройство автомобиля. Системы управления
[Текст] / Н.Н. Вишняков. - М.: МАДИ, 2015. - 43 с.: ил. – 5000 экз.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: психология: классические труды / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика, 2016.
8. Гринцевич, В. И. Технологические процессы диагностирования и
технического обслуживания автомобилей [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Гринцевич, С. В. Мальчиков, Г. Г. Козлов. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. – 204 с.
9. Гришин, А.Н. Перспективы развития автосервисов и подготовка
кадров [Текст] / Гришин А.Н., Крашенинников В.В. // Инновационные технологии сервиса транспортных средств. Изд-во НГПУ, Новосибирск - 2011.- С.
4 -21.51
10. Душенков, П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Учебное пособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. - :М, 2014. - 103с.
11. Жмакин, М.С. Диагностика и быстрый ремонт неисправностей
легкового автомобиля : пособие / М.С. Жмакин. - М. : Рипол Классик, 2016. -
384 с.
12. Иванов, А. М. Автомобили: теория эксплуатационных свойств
[Текст] : учеб. для студентов вузов /; под ред. А. М. Иванова. – Москва : Академия, 2013. – 171 с.
13. Иларионов, В.А., Морин М.М., Сергеев Н.М. и др. Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов-М.: «Машиностроение», 2016.- 303 с., ил.
14. Камашева, Ю.Л. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2017. -242с.
15. Карагодин, В. И. Ремонт автомобилей и двигателей [Текст] :
учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В. И. Карагодин, Н. Н.
Митрохин. - 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. – 496 с.
16. Ковшов, А.Н. Технология машиностроения: Учебник для вузов.
― М.: Машиностроение, 2017.
17. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст]:. – М.: Просвещение
,2010.
18. Конькова, Л.В. Подготовка педагогических работников к проектированию учебно-методических комплексов дисциплин в учебных заведениях среднего профессионального образования: дисс. …канд. пед. наук:13.00.08 Ульяновск, 2016. -210с.
19.Майер,В.В. Методическое руководство по разработке учебнометодического обеспечения основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального52
образования / [Текст]: сост. В. В. Майер [др.]. — Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2012. — 88 с.
20. Набоких, В. А. Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. А. Набоких. –
2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2015. – 240 с.
21. Петросов, В. В. Ремонт автомобилей и двигателей [Текст] : учеб.
для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. В. Петросов. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2015. – 223 с.
22. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: Учебное пособие, под
ред. Пидкасистого П.И. –М.: Российское педагогическое агентство, 2016.-
604с.
23. Пятибратова, Л.Н. Использование лабораторных стендов в
учебном процессе / Пятибратова Л.Н., И.Н. Сысоева// Научно-методическая
деятельность преподавателей-инструмент повышения качества высшего образования: сборник науч. статей / Под ред. Л.И.Щербаковой. Юж.-Рос.гос.
техн. ун-т (НПИ).- Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2013. - С.97-103
24. Савич, Е. Л. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей [Текст] : учеб. пособие для учащихся проф.-тех. учеб. заведений / Е.
Л. Савич. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 479 с.
25. Селифонов, В.В. «Устройство и Техническое обслуживание автомобилей» [Текст]: учебник для начального профессионального образования./В.В.Селифонов, М.К.Берюков, - 5-ое изд., стер.- М.: Издательский центр
«Академия», 2016.-400с.
26. Синельников, А. Ф. Основы технологии производства и ремонт
автомобилей [Текст] : учеб. пособия для студентов вузов / А. Ф. Синельников. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 320 с.
27. Смирнов, В.Л. Автомобили ВАЗ. Электрооборудование. Технология технического обслуживания и ремонта/ Ю.С. Прохоров, В.Л. Костенков,
В.С. Боюр, В.А.Зимин, А.В. Капранов. - Новгород: АТИС, 2012. - 96 с.53
28. Туревский, И. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Введение в специальность [Текст] : учеб. пособие для
студентов учреждений сред. проф. образования / И. С. Туревский. – Москва :
ФОРУМ, 2016. – 191 с.
29. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
среднего профессионального образования: метод. рекомендации/[сост. С.Е.
Лузгин]; Саран. кооп. ин-т РУК.- Саранск, 2017. - 68 с
30. Федеральные государственные образовательные стандарты//
Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные
стандарты»