ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ 5
1. 1 Анализ ФГОС физического образования для средних учебных организаций 5
1. 2 Методы и приемы формирования экспериментальных умений
учащихся 17
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ 24
2. 1 Особенности решения экспериментально-исследовательских заданий
по физике 24
2. 2 Методика решения системы экспериментально-исследовательских заданий по физике 27
2.3 Организация проведения педагогического эксперимента по теме
исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
На каждом этапе общественного развития образование должно удовлетворять определенным нормам, т. е. образовательным стандартам, определяющим тот минимум знаний, умений и навыков, без которого выпускник любого учебного заведения не может состояться. В этой связи обозначилась не только потребность в разработке гибкой и динамичной учебной программной документации, прогностической и адаптивной к индивидуальным интересам и способностям обучаемых, но и потребность к применению знаний учащихся при решении различного вида задач: расчетных, экспериментальных, исследовательских и экспериментально - исследовательских.
Экспериментально - исследовательские задания - это задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Целью эксперимента при решении таких заданий является развитие исследовательского мышления и формирование навыков самостоятельной экспериментальной деятельности. Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения.
Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию физического эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно - поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.
Как показывает анализ методической литературы по проблеме формирования универсальных экспериментальных умений, пока недостаточно разработано методических пособий и рекомендаций для учителя по организации экспериментально - исследовательских заданий.
С учетом вышесказанного целью данной выпускной квалификационной работы является разработка экспериментально - исследовательских заданий по физике для формирования универсальных исследовательских умений учащихся.
Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся.
Предметом исследования является формирование универсальных исследовательских умений учащихся, на основе специально
спроектированной системы экспериментально-исследовательских заданий по физике.
В работе сформулирована следующая гипотеза: если для учащихся специально спроектировать систему экспериментально - исследовательских заданий и систематически решать данные задания в процессе обучения физике, то у учащихся формируются и развиваются универсальные исследовательские умения.
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать требования ФГОС к школьному физическому образованию.
3. Разработать подходы к проектированию экспериментально - исследовательских заданий по физике и методику их решения.
4. Провести педагогический эксперимент по теме исследования.
Проблема формирования универсальных экспериментальных умений у учащихся является актуальной, т. к. перед современной школой ставится одна из главных задач - обеспечить развитие учащихся, их потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. В данной работе на определенном уровне решалась эта проблема.
Процесс обучения с использованием экспериментально - исследовательских задач приводит к более прочному усвоению информации по физике. У учащихся, при решении экспериментально - исследовательских задач, возникают ассоциации с какими-либо событиями, природными явлениями. Такие задачи вызывают повышенный интерес школьников к физике, способствуют развитию любознательности, развитию творческих способностей. Их захватывает сам процесс поиска и получения правильного ответа при исследовании. У учащихся развивается логическое мышление.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
• проанализированы научно-методическая и методическая литература по теме исследования;
• проанализированы требования ФГОС к школьному физическому образованию;
• разработаны подходы к проектированию экспериментально - исследовательских заданий по физике и методика их решения;
• проведен педагогический эксперимент по теме исследования.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что сформулированная нами гипотеза нашла свое подтверждение. Проблема исследования многоплановая и требует своего дальнейшего решения.
1. Андреева Н. В. Технология совместных экспериментальных исследований учителя и учащихся на уроке//Физика в школе.- 2012. - № 8. - С. 40-42.
2. Европейское физическое общество.- Режим доступа: http://www.eps.org
3. Камзеева Е. Е. Физика. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 35 с.
4. Ким В. С. Виртуальные эксперименты в обучении физике. Монография. - Уссурийск: Изд. Филиала ДВФУ в г. Уссурийске, 2012. -184 с.
5. Киселёв В. В., Козлов С. А. Экспериментальные задачи по физике. Методическое пособие для учителя. Ставрополь, 2012, 44 с.
6. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина// Современные методы физико - математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. - Т. 3. - 2006.
7. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» /Д.В.Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2.-С. 218-221.
8. МИФ: математика, информатика, физика (журнал для школьников). - Режим доступа: http: //window. edu.ru
9. Мякишев Г. Я. 10 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. Уровни / Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 366 с. : ил. - (Классический курс).
10. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: МПГУ, 2006. 224 с.
11. ОГЭ. Физика : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов /
под ред. Е. Е. Камзеевой. - М.: Издательство «Национальное
образование», 2017. - 336 с. : ил. - (ОГЭ. ФИПИ - школе).
12. ОГЭ-2017. Физика : 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / Н. С. Пурышева. - Москва : Издательство АСТ, 2017. - 269, [3] с., ил. - (ОГЭ-2017. Большой сборник тренировочных вариантов).
13. Основные виды универсальных учебных действий.- Режим доступа: http://nenuda.ru
14. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2009. - 192 с.
15. Перышкин А. В. Физика. 9 кл. : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2014. - 319, [1] с. : ил.
... всего 31 источников