ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. Саморазрушающее суицидальное поведение: сущность и основные
понятия 7
1.2. Факторы, влияющие на развитие саморазрушающего
суицидального поведения старшеклассников 16
1.3. Профилактика суицидов и суицидального поведения 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 28
2.1. Описание методик исследования 28
2.2 Диагностический этап (констатирующий этап) 28
2.3. Разработка и проведение профилактических и коррекционных
мероприятий. Заключительная диагностика 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Актуальность исследования. Сам по себе феномен суицида существовал всегда на протяжении всей истории существования человеческого общества. Но в современном мире проблема суицидов и суицидального поведения встала особенно остро.
По данным статистических исследований выявлено, что смертность от самоубийств в мире более чем в 3 раза превышает смертность от автомобильных катастроф и имеет тенденцию к увеличению
Всемирная организация здравоохранения констатирует, что выросло число самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи. Хотя еще совсем недавно предполагалось, что у детей до 16 лет, в силу своего раннего возраста, наклонность к добровольному уходу из жизни была выражена очень слабо.
Поэтому, проблема суицидального поведения среди молодежи за последние два десятилетия приобрела чрезвычайную актуальность. Все мировое сообщество крайне обеспокоено состоянием психического здоровья подрастающего поколения. Вызывают опасения статистические данные, свидетельствующие об увеличении числа суицидов подростков и старшеклассников из вполне благополучных, материально обеспеченных семей .
Современный мир диктует свои правила, и сегодняшние старшеклассники отличаются от старшеклассников 10-15-ти летней давности. Связано это, прежде всего с тем, что в нашу повседневную жизнь произошла интеграция такого мощного инструмента, как Интернет.
В связи с информатизацией современного общества увеличивается количество людей, предпочитающих виртуальное общение, такое положение дел ведет к разрушению человеческих взаимоотношений в реальной жизни и появлению депрессивных состояний. В статье А.А. Овчинникова и В.В. Короленко «Современные тенденции суицидального поведения у лиц с компьютерной аддикцией» подробно представлены современные представления о формировании компьютерной зависимости и депрессии, как ее последствия. Авторы указывают, что «.. .зависимые от компьютера чаще испытывают дистресс как минимум в одной из пяти сфер: социальной, профессиональной, учебной, финансовой или физической. Проблемы всегда возникают как следствие зависимости от компьютера и пренебрежения различными аспектами жизни взамен на виртуальную реальность». Сегодняшние старшеклассники как никто подвержены развитию компьютерной зависимости, именно молодежь является немалой частью общества с социальной активностью в сети (чаты, компьютерные игры). Увеличение доступности компьютера и Интернета приводит к активному развитию различных интернет-сервисов, социальных сетей, что способствует не только распространению компьютерной зависимости в современном обществе, но и оказывает большое влияние на мировоззрение пользователей . Так в кризисные периоды жизни, а именно таким является подростковый возраст и начало юношеского возраста, молодые люди из любопытства или стремления найти собеседников и обсудить с ними свои проблемы, могут легко зайти на сайты, пропагандирующие суицид.
Безусловно, не подлежит сомнению многофакторность и многогранность причин суицидального поведения. Одни исследователи отводят большую роль психическим и поведенческим расстройствам, другие — видят истоки самоубийств во взаимодействии между основными инстинктами. Но отечественная суицидология, считая, что в основе самоубийств и суицидального поведения лежит социально-психологическая дезадаптация личности в условиях переживаемого ею конфликта, косвенно подтверждает, что зависимость от виртуального мира может способствовать росту суицидального поведения среди современной молодежи.
...
Итак, мы выяснили, что юношеский, также как и подростковый возраст является опасным периодом с точки зрения суицидальной активности. Остро возникающие вопросы молодежных суицидов в обществе, особенно с появлением таких опасных ресурсов как суицидальные группы в интернете, вызывают необходимость изучения такого явление как суицид, и связанных с ним суицидоопасных состояний личности, а также обязательным является учет возрастных особенностей юношеских суицидов.
Суицид - это сложный, многоаспектный (философский, социальный, психологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский и пр.) междисциплинарный феномен. Сложность, многогранность феномена самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений обусловливают разнообразие подходов к их объяснению.
Для того чтобы снизить риск возникновения суицидального поведения в юношеском возрасте, необходимо организовывать профилактические мероприятия.
Целью данной дипломной работы было разработать и апробировать программу по профилактике суицидального поведения у старшеклассников. Цели, поставленные в начале изучения данной проблемной области, были достигнуты, задачи выполнены.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Комплексный подход, основанный на знании особенностей возрастного развития, и разработанная нами программа профилактической и коррекционно-просветительской работы обеспечила снижение риска суицидального поведения в выборке.
1. Аванесов С.С. Введение в философскую суицидологию : учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2000. 122 с.
2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие / под общ. ред. М.И. Рожковой. М.: Владос, 2006. 240 с.
3. Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб: Пресс, 2009. 445 с.
4. Ефимова О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте. // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 93 - 95.
5. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 288 с.
6. Ключко Е.И. Воздействие интернета на суицидальное поведение
молодежи. http: //www.terrahumana. ru/arhiv/14 01/14 01 15.pdf (дата
обращения 2.05.17)
7. Кондратенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая
психотерапия. М.: Ин-т Психотерапии, 2003. 458 с.
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
9. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 238 с.
10. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001. 494 с.
11. Моховиков, А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее:
Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. 569 с.
12. Овчинников А.А., Короленко В.В. Современные тенденции
суицидального поведения у лиц с компьютерной аддикцией.
http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text full.php?id=1787 (дата обращения 12.02.17)
13. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб.пособие. М.: Инфра-М, 2012. 185 с.
14. Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологи / Под общ. ред. В.В. Ковалева. М, 1984. 184 с.
15. Руженков В.А. Самоубийства учащейся молодёжи (раннее выявление и предотвращение). Белгород: Белгород, 2012. 128 с.
... всего 22 источника