Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая безопасность личности обучающегося среднего подросткового возраста

Работа №155208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической безопасности личности обучающегося среднего подросткового возраста в образовательной среде школы 7
1.1 Содержание и сущность понятий “психологическая безопасность”,
“психологическая безопасность личности” 7
1.2 Характеристика образовательной среды школы как фактора психологической
безопасности личности 12
Выводы по 1 главе 15
Глава II. Эмпирическое исследование формирования психологической безопасности личности обучающегося в образовательной среде школы 16
2.1 Характеристика методов и организация исследования формирования
психологической безопасности личности обучающегося среднего подросткового возраста 16
2.2 Разработка и реализация программы по формированию психологической
безопасности личности обучающегоя среднего подросткового возраста 27
Выводы по 2 главе 41
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 48

Актуальность исследования. Окружающая действительность все чаще и чаще диктует свои требования к молодому поколению, особенно к подросткам. Данной категории необходимо стать не просто специалистами в выбранном направлении. Важно, чтобы они были разносторонне развиты, интересовались широким кругом проблем (экологическими, экономическими, политическими, социальными, проблемами здравоохранения и т. д.). С данной возрастной категорией предлагают проводить просветительскую работу на самые разные темы, тем самым, предоставляя широкие возможности для поиска и обретения себя, своего пути. С одной стороны, такие возможности хороши для подростков тем, что они могут благополучно пройти кризис поиска идентичности и обрести себя, с другой стороны, это возлагает на подростков огромную ответственность за собственный выбор и дальнейшую жизнь. При этом они еще не обладают всеми необходимыми личностными и социальными ресурсами, чтобы сделать этот выбор. В результате такое противоречие приводит к повышению психической напряженности, которая возникает когда разрыв между образами, между желаемым самим подростком, требуемым обществом и действительным, становится все больше, что может приводить к различным нарушениям как в личностном, так и в поведенческом плане. Состояние депрессии, поведение, наносящее себе вред, а также суицидальные настроения все чаще и чаще становятся причиной обращения для получения психологической помощи. Поэтому становится важным изучить то, как формируется психологическая безопасность личности в образовательной среде, где они смогут
самоопределиться, развиться и реализоваться как в соответствии с собственными личностными особенностями, так и с социально одобряемыми стандартами.
Нахождение в образовательной среде занимает большое количество времени в жизни подростка. Остальные среды, в которых происходит
жизнедеятельность подростков, по сравнению с образовательной, являются менее контролируемыми и менее управляемыми для выстраивания эффективного взаимодействия между подростками и другими людьми. Образовательная среда способствует получению опыта, при котором выстраиваются взаимоотношения с такими социальными группами, как учащимися разного возраста, их педагогами, родителями, а также со специалистами из этой сферы (психологи, социальные педагоги, дефектологи и т.д.). Все вышеперечисленные факторы делают образовательную среду наиболее эффективной сферой создания и поддержки состояния психологической безопасности ее субъектов как условия позитивного становления и развития.
Безопасность образовательной среды в зарубежной и отечественной научной литературе рассматривается как комплексная категория, в которой может быть выделен экономический, информационный, психологический, санитарно­гигиенический и другие аспекты. Для оценки каждого из них разработаны инструменты диагностики и обеспечения безопасности. Роль
психологической характеристики безопасности образовательной среды трудно переоценить, так как именно она выступает основным фактором, который обеспечивает психическое и психологическое здоровье личности .
В различных исследованиях представлены факторы, являющиеся основными при проектировании и создании образовательной среды, так как безопасная образовательная среда рассматривается как основа гуманизации современного образования [16; 11; 20]. Рассмотрены факторы, обеспечивающие психологическую безопасность в образовательной среде у младшего школьника , у младших подростков на этапе перехода их из начальной в среднюю школу , у студентов вуза ; предложены различные условия, лежащие в основе создания психологической безопасности образовательной среды, например, отношение к здоровью как к ценности, деятельность школьных служб примирения , эмоциональная культура и другие. Все исследования говорят о важной роли психологической безопасности в формировании личности учащегося на разных этапах образовательного процесса, а образовательная среда рассматривается как предметно-пространственный конструкт, в котором происходит становление, развитие и самореализация обучающегося.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психологической безопасности личности обучающихся среднего подросткового возраста в образовательной среде школы позволяет говорить о том, что они неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования обучающегося во взаимодействии со средой. Отсюда следует, что для этого необходимо выявить те условия, в которых это функционирование и будет происходить. Мы предположили, что психологическая безопасность личности обучающихся 6 класса будет эффективно сформирована при условиях высокого уровня психологической защищенности, удовлетворенности образовательной средой, школьной жизнью, а также при условии низкого уровня тревожности.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе мы проанализировали сущность и содержание понятий «психологическая безопасность», «психологическая безопасность личности», а также «образовательная среда». Ключевым понятием являлось «психологическая безопасность личности», которое отражается в переживаниях удовлетворенности окружающей действительностью и защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации, на которую влияют многообразные факторы, каждый из которых имеет определенную степень агрессивности воздействия. Опираясь на данное понятие, мы выделили следующие показатели формирования
психологической безопасности личности: удовлетворенность образовательной средой и психологическая защищенность. На следующем этапе были подобраны методы для диагностики данных показателей.
Этап диагностики позволил выявить уровень удовлетворенности школьной жизнью, уровень тревожности, а также уровень психологической безопасности личности в целом. Обучающиеся на среднем уровне удовлетворены образовательным процессом, общий показатель тревожности находился на низком уровне, но факторы переживания социального стресса и страха самовыражения наблюдались на высоком уровне. Мы отнесли психологическую безопасность личности к среднему уровню. Полученные результаты стали основополагающим фактором для разработки и реализации программы по ее формированию.
Реализация программы, проведение повторной диагностики и сравнение полученных результатов осуществлялось на следующем этапе. Программа позитивно повлияла на детей, т.к. результаты повторной диагностики показали, что уровень удовлетворенности образовательной средой у большинства обучающихся высокий. Преобладающие факторы тревожности также показали положительный результат по снижению уровня переживания социального стресса и страха самовыражения. Следовательно, уровень психологической безопасности личности обучающихся вырос.
Как и предполагалось нами ранее, для формирования психологической безопасности личности обучающихся необходима полная удовлетворенность школьной жизнью, где образовательная организация занимает значимое место в системе ценностей учеников, присутствует позитивное эмоциональное переживание, полная удовлетворенность основных потребностей и обеспеченность собственных прав (отсутствие повышенной тревожности, адекватная самооценка и др.), чего нам и удалось достичь.
Таким образом, опираясь на полученные результаты нашего исследования, цель достигнута, гипотеза подтверждена и решены поставленные задачи.


1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие профилактики психического здоровья ее субъектов // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России (Махачкала, 27-28 ноября 2014): материалы Всероссийской научно-практической конф. Махачкала: АЛЕФ, 2014. С. 507-516.
2. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologicheskoy-bezopasnosti-podrostka- v-obrazovatelnoy-srede
3. Баева И.А., Тарасова С.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, развитие : Учебное пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - 104 с.
4. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. -Тольятти: ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2015. - 91 с.
5. Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8(1). P. 86-99.
6. Бакланова Н. К., Иванова Т. С., Колот В. В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13-24.
7. Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2014. 238 с.
8. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.
9. Ветрова Я. А., Щеголенкова Е. С. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С. 169-178.
10. Исаакян О. В. Психологические особенности формирования безопасной дизайн-среды общеобразовательной школы: дис. ... канд. психол. наук. Ростов- н/Д, 2009. 194 с.
11. Казанская В. Г. Психологические основы проектирования и создания образовательной среды в школе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5. №
4. С. 62-74.
12. Казанцева Г. Н., Маджуга А. Г., Загитов А. Р. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды // Здоровье и образование в XXI веке. 2013. № 1-4. С. 287-291.
13. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды пед.ун-та. Автореф. дис. ...д.п.н. СПб, 2014.
14. Колесникова Т. И. Личность и ее безопасность // Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. - М., 2014. - С. 10-123.
15. Мухаметзянова Ф. Ш., ШибанковаЛ. А. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5 (124). С. 8-16.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ