ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
Подходы к пониманию феномена «агрессивность» в психологической
литературе 6
Социально-психологическая характеристика подросткового возраста ... 13
Психологическая коррекция агрессивности в подростковом возрасте 21
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
Программа мероприятий, направленных на психологическую коррекцию
агрессивности в подростковом возрасте 28
Реализация программы 33
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
В настоящее время исследования человеческой агрессии, ее форм и детерминант, а также различных аспектов агрессивности становятся все более актуальными. Проблема агрессивности является одной из самых значительных проблем современной психологии ввиду роста конфликтов, насилия и террора в мире.
На сегодняшний день серьезное беспокойство родителей, педагогов и особое внимание психологов вызывает подростковая агрессивность. Публикации, посвященные подростковым правонарушениям, девиантному поведению, проявлениям вандализма и жестокости, стали едва ли не обязательной темой научно-педагогической, общественной печати и СМИ.
Актуальность темы исследования определяется встревоженностью общества агрессивными проявлениями поведения подростков, жестокостью, резким снижением нравственных критериев жизни. Современные подростки более прагматичны, чем предшествующие поколения, а снижение «планки» духовных ценностей, пренебрежение позитивными социокультурными целями, деформации временной перспективы «Я» породили резкий количественный рост трудных и агрессивных подростков. Все это свидетельствует о важности в проведении педагогом-психологом различных мероприятий, направленных на выявление и психологическую коррекцию агрессивности в подростковом возрасте.
Цель исследования - разработать и реализовать программу мероприятий, направленных на психологическую коррекцию агрессивности в подростковом возрасте и оценить ее эффективность.
Объект исследования - агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования - психологическая коррекция агрессивности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования предполагает, что реализация программы мероприятий, направленных на психологическую коррекцию агрессивности в подростковом возрасте, способствует снижению агрессивности подростков.
На основании поставленной цели, предмета, объекта и гипотезы исследовательской работы были сформулированы следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам агрессивности и психологической коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Эмпирически изучить агрессивность подростков.
Разработать и реализовать программу мероприятий, направленных на психологическую коррекцию агрессивности в подростковом возрасте.
Методологическая основа исследования:
психоаналитическая теория З. Фрейда;
социобиологический подход С. Медника и К. Мойера;
этнологический подход К. Лоренца;
теоретические положения по проблеме агрессивности, сформулированные в работах А. Басс, А. Бандура, Р. Бэрон, А. Дарки, Д. Доллард, Н. Деладо, К. Лоренц, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцевой, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильина, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; формулирование выводов и обобщающих теоретических положений по теме исследования .
Эмпирические: опрос, тестирование.
Интерпретационные: количественный и качественный анализ
результатов исследования.
Методики исследования: В.А. Алексеенко «Оценка склонности к конфликту»; тест К. Томаса «Поведение личности в конфликтной ситуации.
База исследования: в исследовании принимали участие 20 подростков 8-9 классов.
...
Приступая к данному исследованию, была поставлена цель, заключающаяся в разработке и реализации программы психологической коррекции агрессивности в подростковом возрасте. Данная цель предполагала анализ, как теоретических источников по психолого-педагогической литературе, также разработку и реализацию мероприятий, направленных на коррекцию агрессивности современных подростков.
Теоретический анализ показал, что проблема агрессивности современных подростков чрезвычайно актуальна в настоящее время. Существенный вклад в изучении проблемы агрессивности внесли работы как зарубежных (А. Басс, Р. Бэрон, А. Дарки, В. Клайн, Д. Ричардсон, Э. Фромм), так и отечественных ученых (М.В. Алфимова, Л.С. Выготский, Е.П. Ильина, А. А. Реан, Т.Г. Румянцева, С.Л. Рубинштейн, С.Л. Соловьев).
Подростковый возраст является переходным периодом, когда у ребенка происходят изменения на психическом и физическом уровне, и охватывает возрастной этап с 12 до 17 лет. Ведущее значение в подростковом возрасте имеет общение со сверстниками, стремление получить свободу и независимость от взрослых, появляется чувство взрослости.
Проявление агрессивного поведения является также особенностью подросткового возраста. В связи с чем, особую значимость для современной психологии имеет вопрос о психологической коррекции агрессивности в подростковом возрасте.
С целью подтверждения гипотезы исследования была разработана программа мероприятий, направленных на коррекцию агрессивности в подростковом возрасте. Данная программа предполагала следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе было проведено обследование уровня конфликтности и стратегий поведения подростков. Обследование было проведено по методикам методике В.А. Алексеенко и К. Томаса. Результаты показали, что большинство подростков (70%) склонны к конфликтному поведению в различных ситуациях, а у 60% подростков выявлено предпочтение некоструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
На основном этапе была проведены коррекционные занятия по программе «Мир начинается с тебя!».
После завершения занятий было проведено анкетирование, позволяющее установить обратную связь с подростками. Анкетирование показало заинтересованность большинства подростков, их удовлетворенность занятиями и позитивный настрой.
На заключительном этапе было проведено повторное обследование подростков по заданным методикам.
Сравнительный анализ результатов на подготовительном и заключительном этапах позволило обнаружить положительную динамику, что подтвердило эффективность разработанной программы по коррекции агрессивности подростков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Гипотеза исследования о том, что реализация программы мероприятий, направленных на психологическую коррекцию агрессивности в подростковом возрасте, способствует снижению агрессивности подростков , нашла свое подтверждение.
Результаты данного исследования могут быть рекомендованы педагогам и психологам по вопросам изучения и коррекции агрессивности в подростковом возрасте, а также могут быть полезны для ознакомления студентов педагогических вузов, обучающихся по психологическому профилю.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах. М.: Юрайт, 2015. 818 с.
Алиайдарай А. Системно-Функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 5. С. 230-233.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений. М.: Аспект Пресс, 2015. 291 с.
Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Под ред. А. Бандура, Р. Уолтерс. М.: Прогресс, 2007. 399 с.
Банщикова Т.Н. Агрессия как понятийный конструктор:
объяснительные характеристики и виды // Концепт. №8.2013. G.1-9.URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/agressiya kak ponyatiynyy konstrukt obyasnitelnye h arakteristiki-i-vidy/viewer(дата обращения: 08.06.2020).
Бэрон Р.Д. Ричардсон. Агрессия. СПб. Питер, 2003. 330с.
Берн Э. Психология для несведующих. Минск: Современный
литератор, 2013 г. 89 с.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2007. 510 с.
Вершинина В.В., Данилов С.В. Образ подростка в психологии: специфика возр°аста или исследований // Известия Саратовского университета. 2019. № 3. С. 231-237.
Волков Б.С. Психология подросткового возраста. Учебник 4-е изд. перераб. и доп. М.: Кнюраус, 2016. 266 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1982. 368 с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебник. М.: АСТ: КДУ, 2017.
201 с.
Гуляева К.Ю. Агрессивность в поростковом возрасте и ее коррекция // Омский научный вестник. №3(55). 2007. С.107-110.
Гришина Н.В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2018. 448 с.
Исаева И.С. Индивидуально-типологические особенности
общительности и агрессивности курсантов военного вуза: дис. канд. психол. наук. / М.: РУДН, 2008. 200 с.
... всего 50 источников