ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ
ПОДВИЖНЫХ ИГР 6
1.1. Теоретические подходы к пониманию воображения. Понятие
творческого воображения 6
1.2. Особенности развития воображения детей в старшем дошкольном
возрасте 11
1.3. Возможности игровой деятельности в развитии детей старшего
дошкольного возраста. Подвижные игры как средство развития творческого воображения 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Анализ результатов 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого
воображения детей с использованием подвижных игр 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности [34].
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важнейшая задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов.
В качестве одного из важнейших творческих актов рассматривается в педагогической литературе - воображение. Пути решения развития творческого воображения заключается в стимулировании творческой активности детей. Этому способствует развертывание подвижных игр с включением в неё различных ролей из разных сфер социальной жизни. Включение в общий сюжет различных ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждают придумывать неожиданные варианты игровых действий.
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста занимались А.В. Запорожец, Л.И. Михайлова, Е.А. Покровский.
Они отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность детей, в основе которых лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции. Очевидно, что игровая деятельность таит в себе огромные воспитательные возможности, которые недостаточно используются в работе с детьми. Таким образом, актуальность исследования обусловлена еще и тем, что при проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива в игровой деятельности проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте, в старшем возрасте достигает самостоятельности и творчества.
Цель исследования: изучение возможностей подвижных игр в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить педагогическую и психологическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть понятие воображения ребенка как психологического познавательного процесса.
3. Изучить особенности и условия развития воображения ребенка в старшем дошкольном возрасте.
4. Изучить возможности игровой деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить уровень развития творческого воображения детей 5-6 лет.
6. Выявить влияние подвижных игр на развитие творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование подвижных игр будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ литературы);
2. эмпирические (диагностические методики: «Дорисовывание фигур», автор О.М. Дьяченко; «Придумай игру», автор Р.С. Немов );
3. Методы обработки: качественный; количественный.
Экспериментальная база: МКДОУ Детский сад с. Подсосное
Назаровского района Красноярского края.
Подводя итог нашему исследованию отметим, что поставленные задачи были выполнены в полном объеме: была изучена педагогическую и
психологическую литературу по теме исследования; было раскрыто понятие творческого воображения ребенка как психологического познавательного процесса; были изучены особенности и условия развития творческого воображения ребенка в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, нами были изучены возможности игровой деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Эмпирическим путем был изучен уровень развития творческого воображения детей 5-6 лет; выявлено положительное влияние подвижных игр на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Изучая проведение подвижных игр, пришли к выводу, что подвижные игры имеют неограниченные возможности развития психологических процессов у детей. Поэтому методика подвижных игр отводит ведущую роль игровой деятельности педагогу, который направляет и формирует творчество детей.
Развитие двигательной активности детей формирует пытливый ум ребенка, заражает его весельем, создает хорошее настроение, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению различных задач. Развивая двигательное творчество, воспитатель воздействует образным словом на воображение, стимулирует и направляет творческую деятельность ребенка.
Гипотеза о том, что использование подвижных игр способствует развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
По результатам исследования подготовлены рекомендации родителям, которые позволяют осуществить совместную творческую деятельность детей и родителей, воспитателям. Так же мы показали методику проведения подвижных игр, разработали игровые упражнения для развития воображения и составили картотеку подвижных игр на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста (Приложение А).
1. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: учеб.пособие для студентов педвузов. М.: Изд-во Просвещение, 2002. 289 с.
2. Баранова Э.А. Диагностики познавательного интереса. СПб.: Изд-во Речь, 2005. 85 с.
3. Бодрова Е.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Изд-во Просвещение, 2010. 198 с.
4. Борисовой Е.М. Введение в психодиагностику: учеб.пособие для студентов педвузов. М.: Изд-во Издательский дом, 2003. 178 с.
5. Венгер Л.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2012. 256 с.
6. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: пособие для воспитателей детского сада. М.: Изд-во Просвещение, 2004. 123 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Изд-во Просвещение, 2010. 145 с.
8. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей. //Дошкольное воспитание. 2015. N 8. С. 46-51.
9. Дудницкий А.Я. Развития и коррекция творчества дошкольников. М.: Изд-во Знание, 1999. 179 с.
10. Занка Е.В. Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии. 2014. N 2. С. 15-21.
11. Запорожец А.В. Развитие детей игровой деятельностью, пособие для воспитателей детского сада. М.: Дрофа, 2013.154с.
12. Иванов П.И. Общая психология: учеб, пособие для студентов педвузов. Ташкент: Изд-во Узбек, 2015. 169 с.
13. Козлова С.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов педвузов. М.: Изд-во Академия, 2011. 234 с.
14. Коломинский Я.Л. Человек: учеб.пособие для студентов педвузов по психологии. М.: Изд-во Астрель, 2002. 134 с.
15. Конторович М.М. Сборник подвижных игр. М.: Изд-во Просвещение, 2011. 123 с....35