ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИННИКОВ
ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА» 8
1.1. Теоретические аспекты проблемы развития социального
интеллекта в психологии 8
1.2. Социальный интеллект подростков-воспитанников детского
и условия его развития 23
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА» 39
2.1. Паспорт проекта 39
2.2. Содержание проекта 48
2.3. Оценка результативности проекта 71
Выводы по Главе 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
В современном обществе одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека.
Также огромный интерес исследователей направлен на вопросы успешности личности во взаимоотношениях с другими людьми, адаптации в конкурентных условиях жизни. Одним из важнейших условий функционирования человека в современном обществе, безусловно, является достаточно высокий уровень интеллекта. А как необходимый компонент успешности в межличностных отношениях многими авторами выделяется социальный интеллект.
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. В зарубежной психологии проблема социального интеллекта нашла своё отражение в работах Х. Айзенка, Дж. Гилфорда, Э. Торндайка, Г. Оллпорта, Р. Штернберга.
К проблеме рассмотрения и изучения социального интеллекта в своих работах обращались Л.С. Выготский, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницина, А.Л. Южанинова. Социальный интеллект рассматривался в рамках теорий общего интеллекта, множественности интеллектов и в соотношении с различными видами коммуникативных умений и способностей.
В целом, можно сказать, что проблема социального интеллекта в психологии изучена недостаточно полно и само понятие находится в процессе развития, уточнения, верификации.
Особенностями развития детей, воспитывающихся в детских домах, занимались В.С. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. Исследования А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, М.И Буянова показали, что дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют немало нарушений в эмоциональной сфере, самосознании, поведении. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения.
Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением социальных объектов - человека как партнёра по общению и деятельности, а также группы людей. Именно в подростковом возрасте, благодаря специфике психического развития подростков, социальный интеллект активно развивается.
Важно заметить, что воспитанники детского дома, лишенные безусловной родительской любви, полноценного общения с взрослыми и практически всегда находящиеся в ситуации взаимодействия с другими ребятами, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье по некоторым психологическим параметрам: уровнем развития академического интеллекта, структурой Я -концепции, формированием гендерной идентичности, процессом межличностного взаимодействия и др.
Соответственно, этим детям крайне сложно адаптироваться к требованиям социума. Стрессовые, фрустрирующие, конфликтные ситуации приводят к дестабилизации, девиантному поведению. Большую роль в развитии личности подростка играет образовательное пространство. Оно же выполняет функции своеобразного «стабилизатора» и регулятора отношений - внутри коллектива действуют сложившиеся и принятые отношения и правила.
Образовательное пространство и стиль воспитания влияют на формирование социального интеллекта. Отношения, складывающиеся в детских домах, зачастую переносятся на все последующие - так называемые отношения широкого социума. Развитие подростков, воспитывающихся в детских домах, изначально влияет на формирование психики и отношения с окружающим миром, Я-концепцию, а также на формирование социального и эмоционального интеллектов.
Анализ психологических исследований показывает, что проблема развития социального интеллекта воспитанников детского дома является недостаточно изученной
Все выше сказанное, дает нам возможность выделить ряд противоречий:
- между необходимостью развития социального интеллекта воспитанников в условиях детского дома и недостаточной разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической науке и практики;
- между теоретико-прикладными исследованиями, раскрывающими необходимость психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта воспитанников детского дома, и результатами их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса.
Цель: выявление уровня социального интеллекта и разработка психологического тренинга для развития социального интеллекта подростков.
Объект: социальный интеллект подростков-воспитанников детского дома.
Предмет: психологический тренинг как условие развития социального интеллекта подростков-воспитанников детского дома.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ социального интеллекта личности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить уровень социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детском доме.
3. Разработать и апробировать тренинговую программу для развития социального интеллекта подростков-воспитанников детского дома.
4. Разработать критерии оценки результативности тренинговой программы.
Теоретико - методологическую основу составили:
- концепции интеллекта и условий, механизмов его развития (Б.Г. Ананьев, X. Айзенк, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, К. Дункер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Ч. Спирмен, Р.Стернберг, Л. Терстоун, O.K Тихомиров, В. Штерн и др.);
- психологические концепции социального интеллекта (А.Ф. Баширов, Дж. Гилфорд, Ю.Н. Емельянов. Г. Олпорт, М . Салливен, Э. Торндайк и др.).
- теоретические положения представителей различных школ и направлений о социальном интеллекте (М.К. Акимова, Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, М.М. Кашапов, В.Т. Козлова, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, М.В. Молоканов, Г. Олпорт, Н.Ф Панферов, Р. Селман, Э. Торндайк).
Методы:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: тест, опросники.
Методики:
- тест «Социальный интеллект» (Дж.Гилфорд, М.Салливен);
- шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан);
- определение уровня развития социальных навыков (А.П.
Гольштейн).
Организация и этапы работы над проектом
Предпроектный этап (сентябрь - декабрь 2016 гг.) — определение организации и респондентов для разработки проекта; проведение исследования; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Проектный этап (январь - май 2017 г.) (сентябрь2017 - май 2018г.) — определение модели развития социального интеллекта подростков-
воспитанников детского дома, разработка и апробирование тренинговой программы.
Аналитический этап (ноябрь 2019 г.) - разработка критериев оценки результативности тренинговой программы в форме анкеты обратной связи для подростков и повторной диагностики.
Проектная идея:
Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Психологический тренинг будет способствовать развитию эмоциональной осведомленности, саморегуляции эмоциональных состояний и коммуникативных умений.
Тип работы: проектная.
Апробация и внедрение проекта осуществлялось в Краевом государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом «Самоцветы».
В исследование было задействовано 15 подростков в возрасте 14-16 лет. Из них: 9 девушек, 6 юношей.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том, что выявленные особенности динамики развития социального интеллекта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут учитываться в диагностической и психокоррекционной работе специалистов детских домов и школ-интернатов, при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в интернатных учреждениях и в постинтернатный период.
Полученные в ходе проекта данные могут быть использованы для разработки технологий психолого-педагогической работы с воспитанниками учреждений социально-педагогической поддержки. Результаты исследования позволили сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей детского дома по работе с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Апробация и внедрение результатов проекта осуществлялась в рамках системы высшего образования. Результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях:
- Международная научно-практическая конференция «Инновации в науке и практике», г. Барнаул, 2018 г.;
- II Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития науки, образования и общества», г. Москва, 2018.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, всего страниц 86, содержит 3 таблицы, 4 иллюстрации (рисунков). Библиография насчитывает 82 наименования, из них 4 на английском языке.
В процессе проведенного проектного исследования развития социального интеллекта подростков - воспитанников детского дома были решены поставленные задачи.
Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, - всеми видами семиотических систем.
Проживание в детском доме накладывает на воспитанников свои особенности. В том числе на способность прогнозировать наиболее вероятные реакции других людей на их поведение.
В результате диагностики на первоначальном этапе у воспитанников детского дома было выявлено несоответствие адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, что затрудняет их социальную адаптацию. После достаточно длительного периода времени, проведенного на полном государственном обеспечении, выпускники детского дома могут оказаться неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.
Еще одной немаловажной проблемой является, что мотивировать выпускников детского дома к самосовершенствованию, довольно сложно. По причине инертности, инфантильности и огромного количества комплексов, сложившихся в процессе воспитания в детском доме, низкой самооценкой, а также и стереотипом воспитанника детского дома. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию социального интеллекта воспитанников детского дома.
Особенности социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детском доме, материалы исследования послужили основой разработки психологического тренинга, направленного на развитие социального интеллекта подростков-воспитанников детского дома.
Разработанный в рамках проекта о психолого-педагогический тренинг направлен на преодоление трудностей в умении налаживать контакт друг с другом, умение контролировать свое поведение, умение правильно понимать поведение других людей, необходимо человеку, чтобы успешно войти в социальную жизнь общества.
В ходе работы воспитанники детского дома:
- развивали умение устанавливать контакты;
- расширяли знания о правильном оценивании поведения, поступков других людей и отношения к себе других людей;
-развивали навыки понимания эмоционального состояния, переживания, личностных особенностей другого человека;
- осваивали позитивные формы поведения и отношения к себе и окружающим;
- развили навыки совместной деятельности.
Также в ХОД тренинга были получены и представления в эмоциях и возможностях контролировать СВОИ эмоции, о способах вербального и невербального общения, позициях и установках в общении, о саморегуляции, барьерах в общении, критики и манипуляции.
Очевидно, что о социальный интеллект подростков способствует общению с другими людьми, дает возможность о непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет Самому подростку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности, нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия успешной социальной адаптации личности.
1.1 Актуальные i вопросы | педагогики и | психологии (образования 2012. | Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 -12 апреля 2012. Барнаул.: I АлтГПА. 2012. 381 с.
2. (Алексапольский А.А. iСтилевые и |уровневые |свойства (интеллекта 1как | факторы |совладающего поведения. Автореферат дисс. ... канд. психол. о наук. М, 2008. 26 с.
3.1 Акулина А.Л. I Психология и I педагогика: I методика и I проблемы I практического (применения // Народное (образование. 2011. Т.14. №17. С. 267-271.
4. (Андреева Г.М. рСоциальная психология: |учебник для нвузов. М., 2010.
415 с.
5. (Андриенко Е.В., i Социальная в психология. М.: с Издательский | дом «р
Академия», 2010. 312 с.
6. (Баева И.А. Тренинги психологической (безопасности в (школе. рСПб.: Речь,
2012. 251 с.
7. ( Баблоян Н.В. I Социальный I интеллект I российской I студенческой I
молодежи: щ Автореферат дисс... мканд. Тоциол. б наук. т Ростов-на-Дону. 2012 г. 30 с.
8. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 339 с.
9. (Боголюбов Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных
классах // Преподавание истории и обществознания. 2013. № 6. С. 16-23.
10. Божович Л.И. Личность и |ее (формирование в детском позрасте. тСПб: | Питер, 2008. 398 с.
11. оБазалук О.А. тОбраз iчеловека будущего: (Кого и мКак (воспитывать в i подрастающих поколениях. |Том 1: коллективная (монография / Под ред. О. А. Базалука. К.: Кондор, 2011. Т. 1. 328 с.
12. К Болотова Е.Л. | Взаимодействие | школы и | педвуза 1на |пути i развития | профильного (обучения (старшеклассников // |Наука и |школа. 2013. № 3. С. 41-47.
13. IБалашова Е.Ю. (Успешность (обучения (школьников в (современных | условиях //Педагогика и психология. 2008. №10. С.36-38.
14. I Белякова С.А. I Роль I социального I интеллекта в I осуществлении I профессиональной В педагогической В деятельности // В Материалы В Всероссийской научно-практической Конференции студентов, магистров, i аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 70-(летию |со Дня Победы в Великой lОтечественной Войне. Тверь: уТвер. i гос. ун-т, 2015. С. 18-25.
15. Биб лер В.С. (Мышление как творчество: введение в (логику мысленного i диалога. М.: Медиа, 2012. 199 с.
16. (Вертгеймер М. Продуктивное рмышление / рпод |ред. С.Ф.Торбова, В.П.| Зинченко. М.: Оникс, 2012. 336 с.
17. Водяха С. А. (Взаимосвязь креативной идентичности и психологического I благополучия |студентов //Педагогическое (образование в нРоссии. 2014. №. 11. С.25.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2011. 637 с.
19. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и жразвития. j Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. С. 95-103.
20. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2013. 190 с.
22. |Гоулман Д. л Эмоциональный л интеллект. М.: | ACT: тАСТ у МОСКВА; i Владимир: ВКТ. 2009. 487 с.
23. Гуревич П.С. Психология. М.: Юнити, 2012. 320 с.
24. о Громова Г.И., I Широкова И.Г. I Особенности I профессиональной I направленности I старшеклассников I образовательных I учреждений с I разным профилем обучения // Царскосельские чтения. 2012. №17. С. 71¬78.
25. | Джемс, У. i Мышление // IХрестоматия |по | психологии: | психология | мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2008. С. 2-9.
26. | Дункер, К. I Подходы к | исследованию | продуктивного i мышления // | Хрестоматия I по I психологии: I психология I мышления / I сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2008. С. 22-31.
27. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и (практика совершенствования i коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2005. 183 с.
28. i Елшанский С.П., I Мишалевская С.В I Исследования | социального и | эмоциональных динтеллектов у с старших п подростков, д обучающихся в i школах-интернатах //Педагогика и психология. 2009. № 5. С.22-25.
29. дЗайцева Е.А. у Диалогическая i форма (обучения |как (средство (развития I социального интеллекта личности: савтореф. ддис. ... |канд. Чпсихол. наук. ( Таганрог, 2014. 113 с.
30. Зайцева Т.В.Теория психологического тренинга. СПб.: Речь, 2012. 80 с.
31. Карпович Т.Н. Социальный (интеллект и |пути |его развития у учащихся | юношеского возраста //Психология. 2012. №3. С. 78-85.
32. IКнязева Н.Н. | Изучение | социального Iинтеллекта у | школьников и | студентов. Иваново: Изд-во Иваново, 2011. 231 с.
33. дКрайг Г., Еокум Д. уПсихология развития. 9-е ризд. |СПб.: оПитер, 2011. 940 с.
34. | Кудинова И.Б. i Социальный | интеллект: психологические i аспекты i становления. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 103 с.
35. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 222 с.
36. Куницына В. Н. Социальная (компетентность и социальный интеллект: j структура, функции, Iвзаимоотношение // Теоретические и |прикла|ные я вопросы психологии. 2005. №1. С. 48-61.
37. Дужбина Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор I психологической культуры личности: дис. ... |канд. |псих. наук. Барнаул, 2002. С. 19-23.
38. Лукичева М.А. развитие 1социального интеллекта у |Студентов-1 будущих I педагогов: дис. ... канд. псих. наук. Череповец, 2014. 150 с.
39. в Лунева О.В. I Социальный I интеллект I как I категория I социальной I психологии // Знание. Понимание. Умение. 2010. №1. С. 146-151.
40. Мачурова Н.Н., Хохлова Е.В. Психология. (Учебное Щпособие. Сыктывкар: j СЛИ, 2012. 228 с.
41. Медведева И.А. (сост.) Периодизация психического развития. ПГТУ им. | Белинского, 2011. 88 с.
42. Михайлова (Алешина) Е.С. Диагностика социального интеллекта. СПб.: | ИМАТОН, 2002. 56 с.
43. (Михайлова Е.С. рТест |Дж. (Гилфорда и М. |Салливена. (Диагностика | социального (интеллекта. Методическое руководство. |СПб.: |ИМАТОН, 2006. 56 с.
44. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Academia, 2007. 224 с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Academia, 2009. 456 с.
46. Неповинных И. Структура психики. - М., 2012. - 111 с.
47. б Новоселова, С.Л. (Генетически i ранние i формы ж мышления. М.: оМПСИ,
2010. 352 с.
48. j Обухова Л. Ф.|Возрастная (психология : Iучебник Для о бакалавров. М.: j Юрайт, 2013. 460 с.
49. Олпорт Г. (Социальный интеллект 1как уособый «социальный |дар». М.: а Новость, 2016. 289 с.
50. Пиаже Ж. Избранные (психологические пруды. Психология интеллекта - М.: МПА, 1994. 660 с.
51. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового т возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2012. 55 с.
52. Психология. Учеб. для студ. высш. бучеб. тзавед. /иод шред. Дружинина В. М. - СПб: Питер Ком, 2010. 561 с.
53. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер,
2011. 616 с.
54. Реан А.А. Психология детства. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. 368 с.
55. I Ростовых Д.А. ы Социальный i интеллект |как (фактор (общественного | развития в условиях информатизации: Автореферат дисс. ... |канд. филос. I наук. Москва., 2007 г. 27 с.
56. (Рубинштейн, С.Л. О природе (мышления и иего составе. Хрестоматия |по I психологии: (психология мышления / цсост. Ю.Б.|Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2008. С. 49- 55.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.
58. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок. 2006. №1. С 6-18.
59. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный (интеллект как предикторы | жизненного // Методологический семинар. 2006. № 1(6). С. 30-38.
60. Саутина Е.С. Психолого-педагогические (условия развития (социального | интеллекта у студентов: павтореф. идис. ... дканд. шсихол. щаук: IТамбов. 2008. 123 с.
61. Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта (старшеклассников в i условиях профильного ц образования // i Альманах повременной пауки и i образования. 2012. №11. С. 168-170.
62. i Смирнова П.В. I Роль I социального I интеллекта в I становлении I профессиональной идентичности // Одаренный ребенок. 2006. № 2. С. 24-29.
63. | Соловьева О.В., I Гречкина А.А. В Социальный I интеллект В как В психологический феномен // Наука, образование и инновации. Сборник j статей международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. 269 с.
64. | Спиридонов В.Ф. I Закономерности В онтогенетического В развития I продуктивного I мышления // Хрестоматия по и психологии: психология | мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2008. С. 450-460.
65. Тихомиров, О.К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Изд. Моск. ун-та, 2004. 272 с.
66. i Тарасенко М.Л. I Влияние I социального I интеллекта I студентов I на I адаптацию к учебному процессу в вузе // Психотерапия. 2007. №7. С. 32¬34.
67. i Ульянова Н.П. | Модели | развития i социального | интеллекта у | детей | подросткового возраста // Молодой ученый. 2012. № 3. С.41-45.
68. Ушаков Д.В. Социальный интеллект |как |вид интеллекта // (Социальный | интеллект: Теория, измерение, исследования. М. |Изд-|во |ИП |РАН, 2004. 176 с.
69. к Ульянова Н.Ю., i Локтева Е.В. л Социальный тинтеллект и | личностные I особенности яработников ресторанного сервиса (на примере (официантов) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. С. 15-19.
70. тУшаков Д. В. Психология интеллекта и додаренности.М.: Изд-дво Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
71. оХломов Д. Н., |Баклушинский С. А., к Казьмина О. Ю. руководство |ПО| оценке руровня (развития (социального поведения (старшеклассников. М.: | Центр социологии образования РАО. 80 с.
72. i Чеснокова О.Б. I Возрастной I подход и I исследование I социального | интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005. № 6. С.46-54.
73. тЧеснокова О.Б. Развитие исоциального интеллекта в |старшем школьном I возрасте// Школьный психолог. 2004. № 2. С.15-41.
74. | Шалаева Т.И. | Методика i исследования социального | интеллекта в | профконсультировании. н Саратов: д Изд-во рПоволж. в межрегион. с учеб. i Центра, 2015. 41 с.
75. Шевченко К.В., (Николаева И.И. (Программа с тренинговых к занятий адля | формирования I социального I интеллекта I младших I школьников // I Международный ежурнал прикладных и (фундаментальных (исследований. 2016. № 12-6. С. 1077-1081.
76. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
77. рЮжанинова А.Н. К (проблеме |диагностики iсоциального |интеллекта личности. // Проблемы оценивания в психологии. 1984. №4. С.63-67.
78. |Ясюкова Л.А. (Особенности (формирования (социального (интеллекта одаренных подростков // щУченые записки СПбГИПСР. 2008. № 2. С. 48-53.
79. (Cantor, N. &Kihlstrom J.F. жРег8опа111у and (social intelligence. Prentice-Hall. 1987. 200 p.
80. Selman, R.L. |The (growth of interpersonal understanding: Developmental jand ю clinical analyses. N.Y., 1980. P.233.
81. Thorndike, E.L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine. 1920, № 140. P. 227-235.
82. Gilford, J.P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967.