ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Архаизм как вид лексики 6
1.1. Определение понятия «архаизм» и его основные виды 6
1.2. Употребление архаизмов в русском языке 11
1.3. Функции архаизмов в русском языке 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Стилистические особенности употребления архаизмов 22
2.1 Использование архаизмов в газетных статьях 22
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Архаизмы в образовательной практике 31
3.1 Оценка структуры и методов, используемых в учебных пособиях 31
3.2 Методическая разработка конспекта урока по теме «Устаревшие слова» в
6 классе 36
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность темы исследования определяется тем, что язык представляет собой подвижную систему. На протяжении веков изменяется звуковая система, грамматический строй, морфемный состав слова. Эти процессы протекают очень медленно. Лексика представляет собой самую динамично изменяющуюся часть русского языка, при это определенная часть является неизменной, а остальная - трансформируется под воздействием изменяющихся условий.
Архаизмы представляют собой языковое явление, базирующееся на ключевых направлениях познания, соответственно по итогам трансформации жизни также происходит изменение словарного запаса.
Архаизмы являются словами, грамматическими формами или синтаксическими конструкциями, которые активно не используются в настоящее время, но могут применяться для реконструкции исторической эпохи и сопутствующей атмосферы, возможно также использование для обозначения торжественной стилистики, комических нюансов или особенностей персонажа. Историзмы непосредственно связаны с явлением или предметом, вышедшим из обихода, или с конкретной исторической эпохой.
Проблема архаизации слов интересовала многих учёных-лингвистов. Основной темой исследования она выступала в трудах ученых: В.Ф. Алтайской, Ю.С. Сорокина, Ю.С. Маслова, В.Ф. Белянской, К.А. Солиевой, Е.В. Ковалевой, Л.А. Шнайдерман.
В работах следующих ученых отмечаются отдельные замечания рассматриваемой темы исследования: С.И. Ожегова, Н.В. Тощигина, Т.А. Дегтяревой, Ю.Д. Дешериева, И.Ф. Протченко.
Необходимость работы с устаревшими словами обусловлена в первую очередь тем, что такие слова по-прежнему встречаются довольно часто в исторической литературе, в художественных произведениях. Это связано с тем, что данная группа слов отражает прошлое нашего народа, и представить произведения, описывающие различные исторические эпохи, без устаревших слов невозможно. Работа с устаревшими словами способствует развитию у ребёнка представлений о прошлом своего народа, о культуре, а также способствует углублению знаний о родном языке.
Современный образовательный процесс средней школы является динамично развивающимся, соответственно для обеспечения эффективности и качества знаний преподавателям русского языка необходимо искать всё новые формы обучения для формирования и развития языковой компетенции школьников, в том числе в рамках данной темы.
Цель работы - анализ основных функций архаизмов в публицистике и в образовательной практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию «архаизм» и его основных видов;
• рассмотреть функции архаизмов в русском языке;
• изучить употребление архаизмов в газетных статьях;
• проанализировать учебник русского языка;
• разработать конспект урока по теме «Устаревшие слова» в 6 классе.
Объект исследования - архаизмы в современной публицистике и в образовательной практике.
Предмет исследования - функционирование архаизмов в публицистике и в образовательной практике.
Научная новизна и исходящая из неё теоретическая значимость работы связаны с тем, что использование архаизмов в современной речи определяет актуальные тенденции ее развития, что позволяет выделить специфические особенности.
Методами данного исследования являются общенаучные методы сбора материала и наблюдения, описания и классификации, а также собственно лингвистические методы семантического и стилистического анализа текста.
Материалом исследования являются современные материалы общенациональных СМИ за последние 5 лет (Парламентская правда, Комсомольская правда, Лента.ру, Ведомости, Коммерсант), УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, С.Г. Бархударова, используемые в образовательных организациях. Для анализа были взяты наиболее распространенные СМИ, которые выпускаются на территории всей России, исключая региональные.
Структура работы включает: введение (исследовательская,
методологическая база работы); 1 глава «Архаизм как вид лексики»; 2 глава «Стилистические особенности употребления архаизмов», 3 глава «Изучение архаизмов в образовательной практике», заключение; список использованных источников.
По результатам анализа различных подходов к определению понятий и сущности устаревших слов необходимо отметить, что процессы исторического развития каждого языка являются причиной изменений словарной основы, так как некоторые слова выходят из общего употребления, а некоторые сужают сферу применения и постепенно выходят из повсеместного использования.
Данные слова являются менее устойчивыми, так как частота общеупотребительной и архаичной лексики не идентична. В настоящее время основные виды устаревшей лексики: историзмы и архаизмы.
Архаизмы, будучи стилистически окрашенными лексемами, являются одним из самых эффективных способов придать публицистическому тексту определенную эмфатическую окраску, усилить эстетический эффект, производимый на читателя, разнообразить и усовершенствовать язык автора.
По результатам анализа классификации архаизмов необходимо отметить, что слова и выражения, вышедшие из употребления, нуждаются в дополнительном лингвостилистическом изучении, они выступают соединяющим звеном между различными историческими эпохами.
В современных условиях СМИ регулярно используют устаревшие слова, что позволяет придать тексту колорит необходимой исторической эпохи. Некоторые публицистические материалы используют устаревшие слова для усиления смысла и акцентирования иронии на обсуждаемую тематику.
Анализ примеров демонстрирует, что они активно интегрируются в произведения публицистического стиля. За счет этого происходит смешение разнообразных стилистических средств и разнородных элементов в одном контексте.
Данное явление обладает массовым характером, что отмечается в современных словарях. Соответственно нельзя сделать вывод об ошибочности использования слов на основании низкого культурного уровня, что позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции использования архаизмов.
Активизация использования архаизмов в непривычных контекстах уменьшает архаичность и приводит к ликвидации возвышенности.
В курсе «русского языка» на уроки по изучению устаревших слов отводится небольшое количество часов. Нами было проанализировано два УМК по русскому языку: Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской. В обоих на изучение архаизмов и устаревших слов отводится всего 2 часа, упражнений всего 4 - 6. В учебниках Т.А. Ладыженской понятие архаизмов дается в 6 классе, М.М. Разумовской - в 5 классе. Этого очень мало для того, чтобы сформировать у детей устойчивое понятие данной категории слов в русском языке. Поэтому многие педагоги отводят на изучение этой темы отдельные часы при изучении родного (русского) языка.
К сожалению, анализ упражнений из УМК под редакцией Т.А. Ладыженской и С.Г. Бархударова показывает однобокость подхода к изучению данной категории слов со стороны авторов учебника. Для того чтобы разнообразить работу с устаревшими словами, учителю необходимо подбирать довольно широкий спектр упражнений самостоятельно.
В УМК под редакцией М.М. Разумовской подход к изучению устаревших слов более широк. Они рассматриваются внутри текста, с точки зрения значения. В рамках изучения данной темы дети работают с текстами, словарями и пишут сочинение, что значительно развивает их речь, умение выражать мысли.
В рамках изучения русского языка как родного регулярно исследуют и изучают устаревшие слова, что позволяет идентифицировать возможный колорит необходимой исторической эпохи. Некоторые образовательные материалы используют устаревшие слова для усиления смысла и акцентирования иронии на обсуждаемую тематику.
Таким образом, для повышения эффективности образовательного процесса в современных школах необходимо включать изучение архаизмов в образовательный процесс.
1. Аркадьева, Т. Г. Архаизмы и субстракты в русском языке / Т. Г. Аркадьева и др. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 10 (40)2014. Часть II. - С. 24-29.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 608 с.
3. Бухалов А. В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку // Rhema. Рема. 2012. № 1. С. 74-83.
4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Просвещение, 2016. - 411 с.
5. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
6. Вольникова Е.А., Бугрова А.В. Устаревшие слова и неологизмы русского языка // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 17-22.
7. Г олуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Г олуб. - 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 448 с.
8. Ендералова, Н. Г. Устаревшая лексика русского языка новейшего периода и ее восприятие языковым сознанием современных школьников: дис. ... канд. филол. наук / Н. Г. Ендералова. - Воронеж, 2003.
9. Ермакова, Г. А. Русский язык на концентрической основе: пособие для учителя / Г. А. Ермакова. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2006 (Чебоксары: ИПК Чувашия). - 365 с.
10. Камаева, Р. Б. Архаизмы как одна из основных категорий устаревшей лексики / Р. Б. Камаева // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 4. - Т. 17. - С. 1838-1841.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
12. Ковалева Е. В. Устаревшая лексика в системе современного русского языка и в художественных текстах XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук - М., 1996. - 22 с.
13. Кожина М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М., Флинта, 2006. - 320 с.
14. Колесник Г.С. К проблеме лексических историзмов в современном немецком языке // Вопросы германской филологии. - Калинин: Калининский гос. ун-т, 1977. - 54-58.
15. Лесных Е.В. К вопросу о классификации устаревшей лексики // Русский язык. Лингвистические наблюдения. - Липецк, 2000. - С. 28-35...42