ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие и сущность воспитательной работы педагога в
общеобразовательной школе 6
1.2. Основные подходы к оцениванию качества работы
педагога в общеобразовательной школе 14
1.3. Современные методы воспитательной работы педагога в
общеобразовательной школе 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Организация исследований 40
2.2. Методы исследований 43
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
3.1. Выяснение эффективности воспитательной работы
педагога в общеобразовательной школе 45
3.2. Особенности организации воспитательной работы
педагога в общеобразовательной школе 53
3.3. Меры совершенствования воспитательной работы
педагога в общеобразовательной школе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Развитие воспитания в системе образования Российской Федерации в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех видов и типов. Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и государстве в целом.
Модернизация системы образования в России XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования становится развитие личности [26].
Усложнение социально-педагогических функций современной школы, особенно в условиях перевода её в режим развития, изменение содержания её деятельности и условий, в которых она работает, определили потребность в поиске новых форм и методов управления воспитательной системой школы. Проблема управления развитием воспитательной системы школы в теории и практике педагогической науки раскрыта ещё не в полной мере. С одной стороны, вся история человечества доказывает, что воспитание личности есть постоянный необходимый элемент общества и фактор социального развития; с другой стороны, социальный кризис лишает воспитание социальных опор и достойного содержания [16].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью в разработке условий эффективной реализации воспитательной системы и определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса; создание таких условий, при которых эта деятельность обеспечивала бы качественно более высокий результат воспитания школьников.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку воспитания, однако современный учебно-воспитательный процесс, в свою очередь, значительно изменился, обеднел процесс внеурочной деятельности, появился дефицит детской общественной самодеятельности, что привело к нивелировке целого ряда нравственных ценностей. Связано это с тем, что процесс реализации воспитательной системы не подразумевает собой особого контроля руководства образовательного учреждения.
Объект исследования - процесс управления реализацией воспитательной системы общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению реализацией воспитательной системы общеобразовательной школы.
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие совершенствованию воспитательной работы педагога в общеобразовательной школе.
В соответствии с поставленной целью выдвинута следующая гипотеза исследования: процесс совершенствования воспитательной работы педагога в общеобразовательной школе станет наиболее успешным, если:
- основными организационно-педагогическими условиями формирования и развития воспитательной системы станут: развитие патриотизма- любви к своей Родине, верности и преданности своей Отчизне, стремления служить интересам своего Государства;
- в процессе реализации воспитательной системы будут объединены ресурсы и социальные партнеры;
- будут определены конкретные условия контроля и определено содержание управленческой деятельности всех участников воспитательного процесса.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования мы поставили перед собой следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и сущность воспитательной работы педагога в общеобразовательной школе;
2) определить основные подходы к оцениванию качества работы педагога в общеобразовательной школе;
3) охарактеризовать современные методы воспитательной работы педагога в общеобразовательной школе;
4) осуществить организацию исследования эффективности воспитательной работы педагога в общеобразовательной школе;
5) предложить меры совершенствования воспитательной работы педагога в общеобразовательной школе.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- принципы воспитания (И.П. Подласый, В.А. Сластенин);
- теоретические аспекты управления качеством образования (М.М. Поташник).
- основополагающие идеи по разработке воспитательных систем на принципах демократии и гуманизма (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий);
- теоретические положения о управлении педагогическими процессами (Т.И. Шамова).
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Воспитательная работа учителя в общеобразовательном учреждении имеет ключевое значение в формировании личности каждого ученика. Ее целью является развитие и воспитание учащихся, помогая им осознать и использовать свой потенциал в стремлении к успешной жизни. Воспитательная работа учителя в общеобразовательном учреждении заключается в создании благоприятной образовательной среды, где каждый ученик может реализовать свои способности и принимать активное участие в общественной жизни класса. Она способствует становлению самостоятельности у детей, адаптации к изменениям в окружающем мире и успешному поведению в обществе.
Цель данного исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, которые способствуют совершенствованию воспитательной работы учителя в общеобразовательном учреждении.
Объектом исследования является процесс управления реализацией воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Предметом исследования выступают организационно-педагогические условия, которые способствуют эффективному управлению реализацией воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Исследование позволяет сделать выводы о следующих основных идеях:
В современном обществе особую значимость приобретает воспитательная работа с молодым поколением. Чтобы достичь этой цели, многие учителя обращаются к различным организациям и программам, которые помогают сформировать у детей навыки самодисциплины, ответственности и патриотизма. Одним из таких эффективных инструментов является движение "юнармия", которое успешно реализуется во многих общеобразовательных учреждениях.
Движение "юнармия" - это педагогическая и воспитательная система, направленная на подготовку и воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков. Его основой является организация внеклассной работы в форме военно-патриотической подготовки, которая позволяет формировать у учащихся ценности, связанные с верным и благородным служением Родине.
В основе воспитательной работы учителей-юнармийцев лежит идея постоянного самосовершенствования. В рамках движения проводятся различные формы и методы работы, такие как военно-спортивные мероприятия, интеллектуальные соревнования, социально-ориентированные проекты и многое другое. Это позволяет учащимся развиваться всесторонне, получать новые знания и навыки.
Еще одним важным аспектом работы учителей -юнармийцев является подготовка детей к службе в армии и гражданской обороне. Участие в таких мероприятиях помогает ребятам приобрести необходимые знания о военной стратегии, тактике и организации, а также учит принимать решения в экстремальных ситуациях. Все это важно для формирования у детей чувства ответственности за свою страну и готовности к защите ее интересов.
Проведенное экспериментальное исследование по совершенствованию воспитательной работы учителя в общеобразовательном учреждении на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» подтверждает эффективность организации воспитательной работы через движение «Юнармия», направленного на развитие лучших человеческих качеств у подрастающего поколения, формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения, военно-прикладных навыков и готовности учащихся к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
Основной идеей движения «Юнармия» является сближение различных направлений военно-патриотического воспитания старшеклассников и объединение различных видов деятельности, направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, а также на приобретение умений и навыков.
После проведения экспериментального исследования выявлены следующие данные о сформированности военно-патриотической воспитанности: на этапе констатации исследования уровень военно¬
патриотического воспитания у обучающихся характеризуется частичным пониманием сущности патриотизма, средним и нейтральным уровнями позитивной ценностно-патриотической ориентации, а также средней и низкой установкой на военную службу.
После внедрения воспитательной работы на основе движения "Юнармия" в экспериментальной группе наблюдается значительное повышение уровня понимания сущности патриотизма у обучающихся, адекватность личностных проявлений относительно ценностно¬патриотической ориентации, и улучшение установки на военную службу учащихся.
Таким образом, воспитательная работа педагогов, основанная на движении "Юнармия", играет важную роль в формировании нравственно-этических ценностей, патриотического сознания и готовности служить Родине у учащихся общеобразовательных школ. Данная программа позволяет детям и подросткам приобрести не только знания и навыки, но и повысить уверенность в себе, определить реальные цели и научиться их достигать. Педагоги, работающие в рамках движения "Юнармия", выполняют важную миссию, помогая детям стать надежными и достойными гражданами своей страны.
Цель работы достигнута, все поставленные задачи успешно выполнены.
1. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений (Материалы публикаций в открытых источниках и Интернет). М. : УПИ, 2019. 98 с.
2. Александрова М.А. Проблемы социального поведения и самореализации личности. М. : Школа-Пресс, 2019. 144 с.
3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М. : Наука, 2020. 254 с.
4. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теории, персоналии. М. : ИТИП РАО, 2018. 436 с.
5. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя. - М.:АСТ-Астрель, 2008. 80 с.
6. Булочко К.Т. Курс подготовки разведчика. - М.: ФАИР, 2006. 182 с.
7. Военно-профессиональная ориентация учащихся. - М.: Дрофа, 2008.
8. Вострокнутов А.Л. Основы топографии. Учебник для бакалавров. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М.: Юрайт, 2016. 399 с.
9. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2019 № 795)
10. Данилова Н. Н. Психофизиология. - М, 2004. 368 с.
11. Долматов А.И. Специальная физическая подготовка. - М.:
Физкультура и спорт, 1989. 233 с.
12. Дьяконов В.П. Электронные средства связи. - М.: Солон-пресс, 2010. 186 с.
13. Загвязинский В.И. Методология и методы
психологопедагогического исследования. СПб. : Логос, 2019. 280 с.
14. Запесоцкий А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования?. Педагогика. 2019. №1. С.47-62.
15. Игровые технологии как условие формирования личности ребёнка: Методическое пособие. Издание второе, стереотипное. /Сост. Л.Ф. Блинова./ Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. 80 с.
16. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств /Под ред. Д.п.н. С.В. Тетерского./ - М.: АРКТИ, 2007. 96 с.
17. История психологии спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.psylist.net/sport/00003 .htm
18. История психологии спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.sportprimorye.ru/sports medicine/349-istoriya-psixologii-sporta.html
19. Катулин А.Н., Зайцев Д.В., Ашмарин Д.В., Лупина Д.В. Основы тактической медицины. Учебно-методическое пособие по военно¬медицинской подготовке. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2018. 177 с.
20. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике. М. : Педагогика, 2017. 351 с.
21. Ляпин Д. Комплексные занятия по рукопашному бою и преодолению препятствий. //http: //www.vrazvedka.ru/main/learning/ruk- b/lyapin-01.shtml
22. Ляпин Д., Комплексные занятия по рукопашному бою и преодолению препятствий // В разведку: сетевой журнал, режим доступа: http: //www.vrazvedka.ru/main/learning/ruk-b/lyapin-01 .shtml
23. Манышев В. Учебное пособие «Тактическая подготовка»: КноРус, Москва, 2018.
24. Маркин А. Как России победить Америку? - М.: ООО
«Издательство «Алгоритм», 2014. 304 с.
25. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 2019. 96 с.
26. Междисциплинарный толковый словарь/По ред. А.М. Прохорова. М. : Энциклопедия, 2020. 1025 с.
27. Методические рекомендации по использованию методов активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций. /под общ. Ред. Пучкова В.А./ - М.: Олтей, 2010. 193 с.
28. Неверкович, С.Д. К истории возникновения отечественной прикладной спортивной психологии [Электронный ресурс] / С.Д. Неверкович, А.В. Родионов. - Режим доступа:http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2009n2/p5-7.htm
29. Нефедов А.А. Тактическая подготовка: учебное пособие по. «Основам военной службы». — М. : Военные знания, 2010. 80 с.
30. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. М. : ИНФРА-М, 2020. 258 с.
31. Первая помощь: Учебник. — М.: Российское общество Красного Креста, 2017. 216 с.
32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»
34. Поташкин М.М. Требования к современному уроку. М. : Центр педагогического образования, 2020. 272 с.
35. Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»
36. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
37. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /под общей ред. Ю.С. Шойгу./ - М.: Смысл, 2007. 319 с.
38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
39. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 г. N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»)
40. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
41. СанПиН («Санитарные нормы и правила», изложенные в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»)
42. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
43. Скрипник Л.Ю., Некрутов С.С. Практические аспекты подготовки преподавателей ОБЖ и воспитателей кадетских классов. Итоги работы по целевой программе «Социум. Культура. Безопасность» в 2014/2015 учебном году: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции инновационной сети /под ред. Л.В. Эюбовой. - М.: Тезаурус, 2015. 180 с.
44. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата /под общ. ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого./ - М.: Юрайт, 2014. 367 с.
45. Стратегия развития военно-патриотического воспитания Архангельской области до 2027 года, утвержденная постановлением правительства от 17 августа 2022 г. № 606-пп.
46. Студопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.su/5_20412_uchebno-materialnaya-baza-boevoy-podgotovki.html
47. Учебник сержанта мотострелковых войск. - М.: Военное
издательство, 2003. 291 с.
48. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями)
49. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
50. Шелест О.В. Медицинская подготовка спецназа. - М.:
Академический проект, 2006. 144 с.