Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования языковой личности в условиях поликультурной образовательной среды школы 12
1.1 Формирование языковой личности в процессе исследования
отечественными и зарубежными авторами 12
1.2 Основные требования к формированию языковой личности 24
1.3. Критерии сформированности языковой личности школьника ... 35
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Формы и методы формирования языковой личности
школьника в поликультурной образовательной среде школы 47
2.1 Роль школы и уроков английского языка в формировании
языковой личности школьника 47
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 58
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию
языковой личности школьника 71
Выводы по главе 2 87
Заключение 89
Список использованной литературы 91
Приложение 1 98
Приложение 2 103
Современная система образования все больше становится направленной на развитие личности. Данный процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Появляются новые подходы, новое содержание, а также новое право и другие отношения. Содержание образования пополняется совершенно другими процессуальными умениями, творческим решением проблем, а также развитием способностей владения информацией, что происходит, акцентируя внимание на индивидуализацию программ образования (повышается роль науки в реализации педагогических технологий, являющихся адекватными уровню общественного знания).
В современных условиях образования, возникает острая социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу. Данное явление настоятельно требует освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций. Именно образование призвано указать путь к становлению личности. Необходимо научить школьника XXI века не только ценить родную культуру, но и понимать своеобразие других культур.
Таким образом, учителя современной школы должны отвечать ряду задач, решение которых позволит внести гуманистическое содержание в образовательный процесс:
• формирование мыслительных способностей школьников;
• определение и формирование индивидуальных творческих задатков, а также детских способностей;
• развитие познавательных мотивов и интересов обучения;
• формирование нравственных ценностей у школьников;
• взращивание любви и уважения к окружающим, к жизни, а также знакомство с духовными, общечеловеческими и национальными ценностями;
• воспитание характера всех школьников с применением программы духовного и нравственного самосовершенствования;
- помощь обучающимся в построении своего ментального мира.
Актуальность исследования заключается в слабой разработанности проблемы и системных подходов к формированию языковой личности школьника на среднем этапе обучения (5 класс) в поликультурной среде школы. Как известно, образование невозможно без обращения к личности. Чем выше общественная потребность в знании иностранного языка, в частности английского, и в специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языки, тем более значимыми становятся прагматические аспекты обучения предмету.
Одной из задач современной школы является подготовка школьников к многоязычию. В связи с этим наступает время говорить о школьнике не только как о личности, которая способна использовать язык в полноценной мере, но также следует употреблять такое понятие как «языковая личность. Научно-педагогическое существование языковой личности находит свое отражение в психологической и лингвистической литературе. Основные пути подхода к явлению языковой личности мы смогли выявить в работах таких известных зарубежных (И.Л. Вайсгербер, И.Г. Гердер, В. фон Гумбольдт,) и отечественных (И.А. Бодуэн де Куртене, В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов Ю.Н., В.А. Маслова) исследователей.
...
Основной замысел исследования заключался в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной реализации методических рекомендаций, которые будут способствовать формированию языковой личности школьников в условиях поликультурной образовательной среды школы.
Решение обозначенных проблем осуществлялось нами в контексте задач средней школы. Итог проведенной работы отразился в раскрытии сущности основных тенденций формирования англоязычной личности и путей рационального использования накопленного опыта в пятом классе средней общеобразовательной школы.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
• рассматривая различные подходы к определению понятия языковой личности, мы пришли к выводу, что языковая личность - многогранное понятие, которое реализуется только в языке и имеет трехуровневую систему, состоящую из вербально-семантического, когнитивного и мотивационного уровней;
• основные критерии сформировавшейся языковой личности мы свели
к следующим пяти уровням: уровень фонетических языковых норм, вербально-семантический, культурологический тезаурус языковых носителей, владение моделями поведения и мотивационно-личностная сфера субъекта. Мы определили также, что англоязычная личность должна обладать следующими особенностями: хороший уровень владения
английским языком, позволяющий вступать в коммуникацию с англоязычными носителями, анализировать чужую и собственную речь, совершенствовать свои коммуникативные умения, корректировать речевую практику, правильно использовать лексическую и грамматическую стороны речи; знание культуры англоязычных стран и умение сравнивать их с
89
культурой родной страны, уважительное отношение к культуре родной страны, соблюдение традиций и праздников англоязычных стран; мотивация в дальнейшем изучении английского языка, наличие языкового сознания и языкового самосознания;
• сравнив, каким образом происходит формирование языковой личности пятиклассников в рамках двух образовательных учреждений МБОУ СШ № 34 и МБОУ «Лицей №8», мы определили, что на становление языковой личности школьника оказывает влияние много явлений: формирование разнообразных видов компетенций, УМК, педагог, классный руководитель, социальные факты, семья, другие учителя предметники;
• проанализировав результаты, опытно-экспериментальной работы, мы разработали методические рекомендации по воспитанию англоязычной личности пятиклассника в условиях поликультурной среды школы, которые включают рекомендации психологического общения педагога и школьников, основные формы работы с чтением, говорением, аудированием и письмом, предложены разнообразные приемы и методы по работе с лексикой и грамматикой, указания по применению видов контроля, оценки и поощрения.
• данные рекомендации были успешно апробированы в работе с обучающимися 5 классов автором данного исследования. Мы считаем, что использование данных рекомендаций на уроках английского языка и на внеклассных мероприятиях, позволит значительно облегчить труд педагога и повысить мотивацию к обучению пятиклассников, что позволит вырастить разностороннюю языковую личность в условиях поликультурной среды школы.
Дальнейшее исследование данной проблемы может быть связано с разработкой методических рекомендаций для других возрастных категорий.
1. Английский язык. 5 класс. Spotlight. Английский в фокусе: книга для учителя / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, Е. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. - 191 с.
2. Английский язык. 5 класс. Spotlight. Английский в фокусе: рабочая тетрадь / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, Е. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. - 88 с.
3. Английский язык. 5 класс. Spotlight. Английский в фокусе: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, Е. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 164 с.
4. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника / Н.В. Аниськина // автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. - 20 с.
5. Афанасьева О.В. Английский язык. Rainbow English. 5 класс: книга для учителя / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.В. Баранова. 2-е изд., стереотип.
• М.: Дрофа, 2015. - 209 с.
6. Афанасьева О.В. Английский язык. Rainbow English. 5 класс: лексикограмматический практикум / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.В. Баранова.
• М.: Дрофа, 2014. - 143 с.
7. Афанасьева О.В. Английский язык. Rainbow English. 5 класс: рабочая тетрадь / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.В. Баранова. 3-е изд., стереотип.
• М.: Дрофа, 2015. - 128 с.
8. Афанасьева О.В. Английский язык. Rainbow English. 5 класс: учебник в 2-х частях / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.В. Баранова. - Ч. 1. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 138 с.
9. Афанасьева О.В. Английский язык. Rainbow English. 5 класс: учебник в 2-х частях / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.В. Баранова. - Ч. 2. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 177 с.
10. Башиева С.К. Языковая личность в полиэтнической Кабардино- Балкарии: влияние экстралингвистических факторов на ее становление и развитие / С.К. Башиева, З.Р. Дохова, Т.А. Чепракова, М.Ч. Шогенова // Вестник Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2009. - № 6 (32). - С. 142-152.
11. Башиева С.К. Билингвизм и полилингвизм как объединяющие начала различных социолингвокультурных сообществ Северного Кавказа (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / С.К. Башиева, З.Р. Дохова // Вестник Российского университета дружбы народов, 2016. - № 5. - С. 266273.
12. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов / Г.И. Богин // автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Л., 1984. - 31 с.
13. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Едиториал, 2004. - 232 с.
14. Ваулина Ю.Е. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко. - 4-е изд. - М.: Просвещение. - 112 с.
15. Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов // Избранные труды. - М.: Наука, 1980. - Т. 5. - 360 с.
... всего 69 источников