Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА БАСНИ

Работа №155124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА БАСНИ 9
1. Выразительность чтения. Физиологические и психологические
особенности младшего школьника, влияющие на уровень выразительности чтения 9
2. Басня и её педагогические возможности в процессе совершенствования
выразительности чтения у младших школьников 20
3. Методические приёмы работы над выразительностью. Театрализация 25
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ БАСНИ 38
1. Организация и методы исследования выразительности чтения у детей
младшего школьного возраста 38
2. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования 44
3. Работа по формированию выразительности чтения детей младшего
школьного возраста средствами театрализованной деятельности 49
Вывод по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Для организации эффективного обучения в школе ребенку очень важно своевременно овладеть навыком чтения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС) сказано, что личностные результаты обучающегося должны отражать «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами образования» [47]. Следует также отметить, что в тексте ФГОС обозначена значимость «достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности» [47].
Подчеркнем, что термин «навык чтения» во многих трудах, в том числе и в статьях Г.С. Ковалева, Э.А. Красновского трактуется как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [28].
Н.П. Шалатонова, опираясь на труды современного исследователя по вопросам преподавания в начальной школе В.Г. Горецкого [13], также подчеркивала, что смысловая сторона чтения представляет собой совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав теста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только что говорится или о чем, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному [55].
Выдающиеся современные педагоги и психологи справедливо отмечают, что чтение является сложным психическим процессом. Так, например, Л.С. Цветкова подчеркивала, что сложность процесса чтения «обусловливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение - процесс непосредственного чувственного познания, а с другой - представляет собой опосредованное отражение действительности» [51, с. 255]. А.В. Кубасов [32, с. 6] подчеркивал, что чтение является одним из базовых учебных навыков, обеспечивающих социализацию учащихся, их адаптационные способности, а также нравственное и эстетическое развитие [32].
Ведущие педагоги констатировали, что навык чтения включает такие компоненты, как правильность, осознанность, выразительность и беглость.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Все названные качества взаимосвязаны между собой. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя понять их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.
Выдающиеся педагоги не раз подчеркивали, что формирование навыка выразительного чтения невозможно, если не включать в программу чтения различные интересные тексты, имеющие в своем содержании аллегорические мотивы, шутливые повествования. Такими текстами являются басни.
Как говорил выдающийся русский поэт, драматург и литературный критик А.П. Сумароков, басня имеет значительный потенциал для формирования выразительности чтения, чтобы «Склад басни был шутлив, но благороден» [46]. В.Г. Белинский в своей статье «И.А. Крылов», посвященной его басенному творчеству, отмечал, что «рассказ и цель - вот в чём сущность басни; сатира и ирония - вот её главные качества» [2]. Посредством басен можно эффективно развивать ребенка в целом и прививать навык выразительного чтения в частности.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что тема «Совершенствование выразительности чтения младших школьников в процессе изучения жанра басни» является актуальной, поскольку:
- ФГОС требует, чтобы к 4 классу ребенок умел читать хорошо (быстро, правильно, осознанно и выразительно), однако далеко не все младшие школьники соответствуют этим требованиям;
- басни достаточно давно входят в обязательную программу начальной школы и до настоящего времени и вряд ли будут когда-то удалены из учебников, следовательно, их надо использовать для нашей цели (совершенствования выразительности чтения), тем более, что басни к этому очень располагают, поскольку это маленькие сценки.
Объект - процесс совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Предмет - прием театрализации басни как средство совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Гипотеза исследования процесс совершенствования выразительности чтения в начальной школе будет эффективным, если при изучении басен использовать прием театрализации.
Цель - теоретически обосновать и разработать тематический план комплекса занятий с использованием театрализации басни, направленный на совершенствование выразительности чтения младших школьников.
В рамках достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, влияющие на уровень выразительности чтения и выявить специфику работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения;
- выявить методические приёмы работы над выразительностью чтения и рассмотреть возможности театрализации для совершенствования выразительности чтения;
- провести обзор истории жанра басни и выявить её основные характеристики;
- выявить развивающие возможности театрализованной деятельности для детей младшего школьного возраста;
- подобрать методики для диагностики уровня развития выразительности чтения у младших школьников;
- выявить уровень развития выразительности чтения у младших школьников;
- обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные;
- разработать уроки и фрагменты уроков с применением театрализации басни.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
- эмпирические: эксперимент, анализ.
Методологической основой исследования стали литературоведческие труды отечественных писателей и критиков, таких, как В.Г. Белинский, В.А. Жуковский, А. П. Сумароков, П.А. Вяземский и пр. Также мы обращались к исследованиям выдающихся отечественных психологов, в частности, к концепциям Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Для нашего исследования были крайне важными труды в области теории методики работы над совершенствованием выразительности чтения Н.Ф. Бунакова, В.Г. Горецкого, Т.Ф. Завадской, Г.С. Ковалева, Э.А. Красновского, М.Р. Львова, М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского, Н.П. Шалатоновой, М.И. Шишковой и других. Также мы обращались к трудам, связанным с организацией и методикой театрализованной деятельности. В частности, рассмотрели исследования Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ Солчурская СОШ. В педагогическом эксперименте принимали участие дети, обучающиеся в четвертых классах (4 «а» класс - 10 обучающихся, 4 «б» класс - 10 обучающихся). На момент диагностической работы испытуемые были в возрасте 10-11 лет. Исследование проводилось в сентября 2017 года.
Практическая значимость: материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике учителей, психологов образовательных учреждений, работающих с детьми младшего школьного возраста над совершенствованием выразительности чтения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После проведения анализа научной литературы по проблеме исследования, мы сделали следующие основные выводы:
1. В младшем школьном возрасте важно научить ребенка хорошо читать и при этом научить выразительному чтению. Обучать этому необходимо всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.
2. В педагогической литературе «выразительное чтение» трактуется как искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.
3. Основными средствами выразительности звучащей речи являются интонация и ее элементы: пауза; логическое ударение; мелодия речи; тон; тембр; темп; сила голоса.
4. Выразительность чтения эффективно формируется посредством изучения жанра басни и её дальнейшей театрализации.
5. Театрализованная деятельность представляет собой эффективный прием развития выразительного чтения у детей младшего школьного возраста, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита. Посредством театрализации можно успешно совершенствовать выразительность чтения, поскольку дети, вживаясь в образ театрального героя, начинают лучше чувствовать его внутренний мир, меняют свое отношение к происходящему, стараются сыграть свою роль лучше и получить одобрение одноклассников и учителя. Театрализация как никакой другой прием дает возможность прочувствовать всю глубину изучаемого художественного произведения и воплотить замысел автора в практическом действии.
6. Для жанра басни характерна двойственность восприятия, небольшой объем повествования, в центре которого один эпизод, ограниченное количество действующих лиц, и финал, являющийся одновременно кульминацией сюжета.
7. Анализируя практические результаты работы, мы пришли к выводам, что с детьми младшего школьного возраста необходимо проводить специальную работу по развитию выразительности чтения. В особенности стоит уделить внимание развитию силы голоса, поскольку большинство детей из исследуемых классов читали отрывки из басни монотонно, с одинаковой силой. Также у учащихся 4 классов наблюдались проблемы в мелодике речи - при воспроизведении басни они не передают интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не передают эмоционального состояния при помощи повышения и понижения тона. У большинства младших школьников при этом мало выражена эмоциональная сторона речи.



1. Архипов, В.А. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости / В. А. Архипов. М.: Московский рабочий, 1974. 288 с.
2. Белинский, В.Г. О Крылове: Сборник статей и высказываний. М.: Гослитиздат, 1944. 70 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 528 с.
4. Богачева, М.В. Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников // https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-priiemy-obuchieniia-vyrazitiel- nomu-chtieniiu-mladshikh-shkol-nikov.html
5. Бородина О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения // Пермский педагогический журнал. - 2012. -№3. -С. 23-27
6. Бунаков Н.Ф. В школе и дома: руководство для учителей. СПБ, 1886. https ://s16-n425.livej ournal .com/73310.html
7. Волкова, Л.С., Селиверстов В.И. (ред) Хрестоматия по логопедии. Том 1 . Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 560 с.
8. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Академия, 2010. - 288с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 341 с.
10. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. II / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1969. 328 с.
11. Глазунов, И. Басни русских писателей в сравнительном изучении. - СПб.: Тип. Глазунова, 1891. 100 с.
12. Горецкий В.Г. Литературное чтение. 4 класс..Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. Ч. 1.- 223 с. Ч. 2. -223 с.
13. Горецкий, В.Г., Тикунова А.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1996. 160 с.
14. Граудина, Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М., 1996.
15. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к
чтению. М.,2008. -320 с.
16. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и
рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). М.: Росмен, 2004. - 95 с.
17. Давлеткулова, Г.Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе// Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011. - №4. - С. 100-103.
18. Загородний, Е.С. Принцип работы мозга, Москва, 2007. - 176 с.
19. Зиновьева, Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Монография. - М., 2011. - 163 с.
20. Зиновьева, Т.И., Богданова А.В. Обучение школьников интонационной выразительности диалогической речи: пути решения проблемы // Вестник университета. - 2012. - № 13. - С. 253-258.
21. Зиновьева, Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.: Академия, 2007. — 304 с.
22. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 1998
23. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритмико-интонационное строение текста. Дис. ... д-ра филол. наук. М., 1990.
24. Ильин М.А. Учимся читать быстро. СПб.: Литера, 2009. 64 с.
25. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (психология развития)
электронный учебник, 2010 http: //ural-education.ru/wp-
content/uploads/2016/12/Кагермазова-Л.Ц.-Возрастная-психология.pdf
26. Катаева, О.В. Многоаспектная природа «Мелодики речи» // Аналитика культурологи. - 2005.
27. Катаева, О.В. Феномен мелодики голоса в культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Тамбов, 2006.- 154 с.
28. Ковалева, Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004 http://rus.1 september.ru/article.php?ID=200501401
29. Кондаков, И.М. Психологический словарь. М. 2000.
http://medresurs.in/news/kondakov i m psikhologicheskij slovar ehlektronnaja kniga/2010-10-09-1180
30. Коченкова Ю.Е. Цена паузы // Мир русского слова.
https: //cyberleninka.ru/article/n/tsena-pauzy
31. Крякина, С.Г. Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах //Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №4. -С. 23-28.
32. Кубасов, А.В. Эстетическое воспитание и выразительность чтения как теоретическая и учебная проблема // Специальное образование. №2. 2011. С.5-10.
33. Ладыженская, Н.В. Использование учебника «Обучение общению:
методика школьной риторики» для реализации деятельностного подхода в обучении // Начальная школа плюс до и после - 2013. - №03.
https://www.twirpx.com/file/1448070/
34. Лурия, А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва- Воронеж, 1997
35. Львов, М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2007. — 464 с.
36. Львова, А.С. Диалогическое общение: лингво-риторический и психолого-педагогический аспекты: Монография. - М., 2011. - 98 с.
37. Машковцева Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов // Концепт. - 2014. https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-razvitiya-vyrazitelnosti-rechi-doshkolnikov-posredstvom-teatralizovannyh-etyudov
38. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.
39. Петрикова, А. А. Нейрофизиологические особенности процесса чтения
младших школьников и их учет при овладении техникой чтения на иностранном языке // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 144-151. — URL https://moluch.ru/archive/26/2757/(дата обращения:
04.12.2017).
40. Поварова, И.А. Формирование интонационной выразительности речи у
заикающихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - С. 54-65.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intonatsionnoy-vyrazitelnosti- rechi-u-zaikayuschihsya
41. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,1963.- 146 с.
42. Ряполова, Т.Г., Слонь О.В. К вопросу о формировании умения
выразительного чтения младших школьников (на примере поэзии А.Барто и А.Усачева) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по материалам I студ. междунар. науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 1(1) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL:https: //nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1 ).pdf
43. Салашник, Т..В., Фирсова Т.Г. Теоретические и методические аспекты выразительного чтения художественных произведений в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики, психологии и начального образования / Сост. Т.В. Салатник, Т.Г. Фирсова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2011. 68 с.
44. Синельникова, Т.М. Логическое чтение и логическая пауза как элементы выразительности речи // Записки Горного института. - СПб. - 2008. - Т. 175. - С. 192-193.
45. Соколова, Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения. Д/дисс. Архангельск, 2005, с.14.
46. Сумароков, А.П. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1957.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/
48. Филимонова, П.В. Особенности жанра басни в поэтической системе М.Н. Муравьева (1757-1807) // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 119-121.
49. Фирсов, Г.П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. - М., 1959. - 304 с.
50. Хорева, Л.Г. Басня как предшественник новеллы (на примере сборника Хуана Мануэля «Граф Луканор») // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. -№2 (24). С. 316-319.
51. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2000. — 256 с.
52. Черноморов, А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2000. - 388 с.
53. Чернышов С.В. Фразеология как средство выразительности речи // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.
Некрасова. - 2008. №2. -С. 283-286.
https://cyberleninka.rU/article/n/frazeologiya-kak-sredstvo-vyrazitelnosti-rechi
54. Чирво, А.Ю. Совершенствование произносительной культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации: Автореф. дисс. ... канд.пед. наук. - М., 2010. - 24 с.
55. Шалатонова, Н.П. Педагогические условия формирования читательских
интересов младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 :
Брянск, 1999 245 c.http: //www.dslib. net/obw-pedago gika/pedago gicheskie-uslovija-formirovanija-chitatelskih-interesov-mladshih-shkolnikov.html
56. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
57. Шевцова А. В., Мельник Т. В. К проблеме развития выразительности
речи младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 826-829. — URL https://moluch.ru/archive/92/20270/(дата обращения: 29.12.2017).
58. Шпунтов, А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1980. - 16 с.
59. Шурыгина М. Л. Выразительность в речи и пении в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 309-311. — URL https://moluch.ru/archive/13/1206/(дата обращения: 29.12.2017).
60. Никольская С.Т., Майорова А.В., Осокин В.В./ Под ред. Н. М. Шанского Выразительное чтение.-Л.: Просвещение, 1990 -208 с.
61. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации: Пособие для учителя. 2-е изд., перер. М.: Просвещение, 1986. -96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ