СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА БАСНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА БАСНИ 9
1. Выразительность чтения. Физиологические и психологические
особенности младшего школьника, влияющие на уровень выразительности чтения 9
2. Басня и её педагогические возможности в процессе совершенствования
выразительности чтения у младших школьников 20
3. Методические приёмы работы над выразительностью. Театрализация 25
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ БАСНИ 38
1. Организация и методы исследования выразительности чтения у детей
младшего школьного возраста 38
2. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования 44
3. Работа по формированию выразительности чтения детей младшего
школьного возраста средствами театрализованной деятельности 49
Вывод по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА БАСНИ 9
1. Выразительность чтения. Физиологические и психологические
особенности младшего школьника, влияющие на уровень выразительности чтения 9
2. Басня и её педагогические возможности в процессе совершенствования
выразительности чтения у младших школьников 20
3. Методические приёмы работы над выразительностью. Театрализация 25
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ БАСНИ 38
1. Организация и методы исследования выразительности чтения у детей
младшего школьного возраста 38
2. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования 44
3. Работа по формированию выразительности чтения детей младшего
школьного возраста средствами театрализованной деятельности 49
Вывод по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Для организации эффективного обучения в школе ребенку очень важно своевременно овладеть навыком чтения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС) сказано, что личностные результаты обучающегося должны отражать «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами образования» [47]. Следует также отметить, что в тексте ФГОС обозначена значимость «достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности» [47].
Подчеркнем, что термин «навык чтения» во многих трудах, в том числе и в статьях Г.С. Ковалева, Э.А. Красновского трактуется как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [28].
Н.П. Шалатонова, опираясь на труды современного исследователя по вопросам преподавания в начальной школе В.Г. Горецкого [13], также подчеркивала, что смысловая сторона чтения представляет собой совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав теста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только что говорится или о чем, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному [55].
Выдающиеся современные педагоги и психологи справедливо отмечают, что чтение является сложным психическим процессом. Так, например, Л.С. Цветкова подчеркивала, что сложность процесса чтения «обусловливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение - процесс непосредственного чувственного познания, а с другой - представляет собой опосредованное отражение действительности» [51, с. 255]. А.В. Кубасов [32, с. 6] подчеркивал, что чтение является одним из базовых учебных навыков, обеспечивающих социализацию учащихся, их адаптационные способности, а также нравственное и эстетическое развитие [32].
Ведущие педагоги констатировали, что навык чтения включает такие компоненты, как правильность, осознанность, выразительность и беглость.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Все названные качества взаимосвязаны между собой. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя понять их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.
Выдающиеся педагоги не раз подчеркивали, что формирование навыка выразительного чтения невозможно, если не включать в программу чтения различные интересные тексты, имеющие в своем содержании аллегорические мотивы, шутливые повествования. Такими текстами являются басни.
Как говорил выдающийся русский поэт, драматург и литературный критик А.П. Сумароков, басня имеет значительный потенциал для формирования выразительности чтения, чтобы «Склад басни был шутлив, но благороден» [46]. В.Г. Белинский в своей статье «И.А. Крылов», посвященной его басенному творчеству, отмечал, что «рассказ и цель - вот в чём сущность басни; сатира и ирония - вот её главные качества» [2]. Посредством басен можно эффективно развивать ребенка в целом и прививать навык выразительного чтения в частности.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что тема «Совершенствование выразительности чтения младших школьников в процессе изучения жанра басни» является актуальной, поскольку:
- ФГОС требует, чтобы к 4 классу ребенок умел читать хорошо (быстро, правильно, осознанно и выразительно), однако далеко не все младшие школьники соответствуют этим требованиям;
- басни достаточно давно входят в обязательную программу начальной школы и до настоящего времени и вряд ли будут когда-то удалены из учебников, следовательно, их надо использовать для нашей цели (совершенствования выразительности чтения), тем более, что басни к этому очень располагают, поскольку это маленькие сценки.
Объект - процесс совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Предмет - прием театрализации басни как средство совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Гипотеза исследования процесс совершенствования выразительности чтения в начальной школе будет эффективным, если при изучении басен использовать прием театрализации.
Цель - теоретически обосновать и разработать тематический план комплекса занятий с использованием театрализации басни, направленный на совершенствование выразительности чтения младших школьников.
В рамках достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, влияющие на уровень выразительности чтения и выявить специфику работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения;
- выявить методические приёмы работы над выразительностью чтения и рассмотреть возможности театрализации для совершенствования выразительности чтения;
- провести обзор истории жанра басни и выявить её основные характеристики;
- выявить развивающие возможности театрализованной деятельности для детей младшего школьного возраста;
- подобрать методики для диагностики уровня развития выразительности чтения у младших школьников;
- выявить уровень развития выразительности чтения у младших школьников;
- обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные;
- разработать уроки и фрагменты уроков с применением театрализации басни.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
- эмпирические: эксперимент, анализ.
Методологической основой исследования стали литературоведческие труды отечественных писателей и критиков, таких, как В.Г. Белинский, В.А. Жуковский, А. П. Сумароков, П.А. Вяземский и пр. Также мы обращались к исследованиям выдающихся отечественных психологов, в частности, к концепциям Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Для нашего исследования были крайне важными труды в области теории методики работы над совершенствованием выразительности чтения Н.Ф. Бунакова, В.Г. Горецкого, Т.Ф. Завадской, Г.С. Ковалева, Э.А. Красновского, М.Р. Львова, М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского, Н.П. Шалатоновой, М.И. Шишковой и других. Также мы обращались к трудам, связанным с организацией и методикой театрализованной деятельности. В частности, рассмотрели исследования Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ Солчурская СОШ. В педагогическом эксперименте принимали участие дети, обучающиеся в четвертых классах (4 «а» класс - 10 обучающихся, 4 «б» класс - 10 обучающихся). На момент диагностической работы испытуемые были в возрасте 10-11 лет. Исследование проводилось в сентября 2017 года.
Практическая значимость: материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике учителей, психологов образовательных учреждений, работающих с детьми младшего школьного возраста над совершенствованием выразительности чтения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Подчеркнем, что термин «навык чтения» во многих трудах, в том числе и в статьях Г.С. Ковалева, Э.А. Красновского трактуется как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [28].
Н.П. Шалатонова, опираясь на труды современного исследователя по вопросам преподавания в начальной школе В.Г. Горецкого [13], также подчеркивала, что смысловая сторона чтения представляет собой совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав теста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только что говорится или о чем, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному [55].
Выдающиеся современные педагоги и психологи справедливо отмечают, что чтение является сложным психическим процессом. Так, например, Л.С. Цветкова подчеркивала, что сложность процесса чтения «обусловливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение - процесс непосредственного чувственного познания, а с другой - представляет собой опосредованное отражение действительности» [51, с. 255]. А.В. Кубасов [32, с. 6] подчеркивал, что чтение является одним из базовых учебных навыков, обеспечивающих социализацию учащихся, их адаптационные способности, а также нравственное и эстетическое развитие [32].
Ведущие педагоги констатировали, что навык чтения включает такие компоненты, как правильность, осознанность, выразительность и беглость.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Все названные качества взаимосвязаны между собой. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя понять их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.
Выдающиеся педагоги не раз подчеркивали, что формирование навыка выразительного чтения невозможно, если не включать в программу чтения различные интересные тексты, имеющие в своем содержании аллегорические мотивы, шутливые повествования. Такими текстами являются басни.
Как говорил выдающийся русский поэт, драматург и литературный критик А.П. Сумароков, басня имеет значительный потенциал для формирования выразительности чтения, чтобы «Склад басни был шутлив, но благороден» [46]. В.Г. Белинский в своей статье «И.А. Крылов», посвященной его басенному творчеству, отмечал, что «рассказ и цель - вот в чём сущность басни; сатира и ирония - вот её главные качества» [2]. Посредством басен можно эффективно развивать ребенка в целом и прививать навык выразительного чтения в частности.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что тема «Совершенствование выразительности чтения младших школьников в процессе изучения жанра басни» является актуальной, поскольку:
- ФГОС требует, чтобы к 4 классу ребенок умел читать хорошо (быстро, правильно, осознанно и выразительно), однако далеко не все младшие школьники соответствуют этим требованиям;
- басни достаточно давно входят в обязательную программу начальной школы и до настоящего времени и вряд ли будут когда-то удалены из учебников, следовательно, их надо использовать для нашей цели (совершенствования выразительности чтения), тем более, что басни к этому очень располагают, поскольку это маленькие сценки.
Объект - процесс совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Предмет - прием театрализации басни как средство совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Гипотеза исследования процесс совершенствования выразительности чтения в начальной школе будет эффективным, если при изучении басен использовать прием театрализации.
Цель - теоретически обосновать и разработать тематический план комплекса занятий с использованием театрализации басни, направленный на совершенствование выразительности чтения младших школьников.
В рамках достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, влияющие на уровень выразительности чтения и выявить специфику работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения;
- выявить методические приёмы работы над выразительностью чтения и рассмотреть возможности театрализации для совершенствования выразительности чтения;
- провести обзор истории жанра басни и выявить её основные характеристики;
- выявить развивающие возможности театрализованной деятельности для детей младшего школьного возраста;
- подобрать методики для диагностики уровня развития выразительности чтения у младших школьников;
- выявить уровень развития выразительности чтения у младших школьников;
- обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные;
- разработать уроки и фрагменты уроков с применением театрализации басни.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
- эмпирические: эксперимент, анализ.
Методологической основой исследования стали литературоведческие труды отечественных писателей и критиков, таких, как В.Г. Белинский, В.А. Жуковский, А. П. Сумароков, П.А. Вяземский и пр. Также мы обращались к исследованиям выдающихся отечественных психологов, в частности, к концепциям Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Для нашего исследования были крайне важными труды в области теории методики работы над совершенствованием выразительности чтения Н.Ф. Бунакова, В.Г. Горецкого, Т.Ф. Завадской, Г.С. Ковалева, Э.А. Красновского, М.Р. Львова, М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского, Н.П. Шалатоновой, М.И. Шишковой и других. Также мы обращались к трудам, связанным с организацией и методикой театрализованной деятельности. В частности, рассмотрели исследования Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ Солчурская СОШ. В педагогическом эксперименте принимали участие дети, обучающиеся в четвертых классах (4 «а» класс - 10 обучающихся, 4 «б» класс - 10 обучающихся). На момент диагностической работы испытуемые были в возрасте 10-11 лет. Исследование проводилось в сентября 2017 года.
Практическая значимость: материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике учителей, психологов образовательных учреждений, работающих с детьми младшего школьного возраста над совершенствованием выразительности чтения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
После проведения анализа научной литературы по проблеме исследования, мы сделали следующие основные выводы:
1. В младшем школьном возрасте важно научить ребенка хорошо читать и при этом научить выразительному чтению. Обучать этому необходимо всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.
2. В педагогической литературе «выразительное чтение» трактуется как искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.
3. Основными средствами выразительности звучащей речи являются интонация и ее элементы: пауза; логическое ударение; мелодия речи; тон; тембр; темп; сила голоса.
4. Выразительность чтения эффективно формируется посредством изучения жанра басни и её дальнейшей театрализации.
5. Театрализованная деятельность представляет собой эффективный прием развития выразительного чтения у детей младшего школьного возраста, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита. Посредством театрализации можно успешно совершенствовать выразительность чтения, поскольку дети, вживаясь в образ театрального героя, начинают лучше чувствовать его внутренний мир, меняют свое отношение к происходящему, стараются сыграть свою роль лучше и получить одобрение одноклассников и учителя. Театрализация как никакой другой прием дает возможность прочувствовать всю глубину изучаемого художественного произведения и воплотить замысел автора в практическом действии.
6. Для жанра басни характерна двойственность восприятия, небольшой объем повествования, в центре которого один эпизод, ограниченное количество действующих лиц, и финал, являющийся одновременно кульминацией сюжета.
7. Анализируя практические результаты работы, мы пришли к выводам, что с детьми младшего школьного возраста необходимо проводить специальную работу по развитию выразительности чтения. В особенности стоит уделить внимание развитию силы голоса, поскольку большинство детей из исследуемых классов читали отрывки из басни монотонно, с одинаковой силой. Также у учащихся 4 классов наблюдались проблемы в мелодике речи - при воспроизведении басни они не передают интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не передают эмоционального состояния при помощи повышения и понижения тона. У большинства младших школьников при этом мало выражена эмоциональная сторона речи.
1. В младшем школьном возрасте важно научить ребенка хорошо читать и при этом научить выразительному чтению. Обучать этому необходимо всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.
2. В педагогической литературе «выразительное чтение» трактуется как искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.
3. Основными средствами выразительности звучащей речи являются интонация и ее элементы: пауза; логическое ударение; мелодия речи; тон; тембр; темп; сила голоса.
4. Выразительность чтения эффективно формируется посредством изучения жанра басни и её дальнейшей театрализации.
5. Театрализованная деятельность представляет собой эффективный прием развития выразительного чтения у детей младшего школьного возраста, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита. Посредством театрализации можно успешно совершенствовать выразительность чтения, поскольку дети, вживаясь в образ театрального героя, начинают лучше чувствовать его внутренний мир, меняют свое отношение к происходящему, стараются сыграть свою роль лучше и получить одобрение одноклассников и учителя. Театрализация как никакой другой прием дает возможность прочувствовать всю глубину изучаемого художественного произведения и воплотить замысел автора в практическом действии.
6. Для жанра басни характерна двойственность восприятия, небольшой объем повествования, в центре которого один эпизод, ограниченное количество действующих лиц, и финал, являющийся одновременно кульминацией сюжета.
7. Анализируя практические результаты работы, мы пришли к выводам, что с детьми младшего школьного возраста необходимо проводить специальную работу по развитию выразительности чтения. В особенности стоит уделить внимание развитию силы голоса, поскольку большинство детей из исследуемых классов читали отрывки из басни монотонно, с одинаковой силой. Также у учащихся 4 классов наблюдались проблемы в мелодике речи - при воспроизведении басни они не передают интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не передают эмоционального состояния при помощи повышения и понижения тона. У большинства младших школьников при этом мало выражена эмоциональная сторона речи.
Подобные работы
- ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ДОБРЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



