ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Диалог как форма речевой коммуникации 7
1.2. Особенности развития диалогической речи детей дошкольного
возраста 10
1.3 Обзор методической литературы по теме исследования 14
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ П. БЕРЕЗОВКА 26
2.1 Изучение особенностей диалогической речи детей на этапе
констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 37
2.3. Содержание работы по совершенствованию диалогической речи детей 47
2.4 Контрольный эксперимент 53
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В настоящее время увеличилось количество детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками.
Причин тому несколько: индивидуально-личностные особенности, такие как застенчивость, робость, а также недостаточно развитая речь, которые затрудняют процесс взаимодействия со сверстниками это и отсутствие опыта общения со сверстниками.
Очень важно, чтобы дети в период дошкольного детства сохранили непосредственное поведение, открытость новому опыту, потому что современные условия жизни предъявляют к ребёнку старшего дошкольного возраста высокие требования.
Общество требует от образовательных учреждений воспитать ребенка - деятеля, преуспевающего в различных видах деятельности. Стоит заметить, что воспитать такого ребенка невозможно без развития у него диалогической речи, т.к. в этом возрасте от умения вступать в контакт со сверстником, доносить до другого замысел своей деятельности, обмениваться переживаниями, во-многом зависит личностное развитие ребенка.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Процесс обучения данным умениям происходит успешнее в привычной и естественной деятельности для ребенка - игровой.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется "детское общество". Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В игровой деятельности дети старшего дошкольного возраста осваивают умение коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов, где без развитой диалогической речи ребенку будет достаточно трудно стать частью детского общества.
Полноценное личностное развития дошкольника невозможно без овладения им игровой деятельности, в рамках которой ребенок расширяет границы познания мира, приобретает новые умения, учится выстраивать отношения со сверстником.
Данная проблема исследования нашла своё отражение в работах многих педагогов, таких как, О.В. Солнцева, В.А. Сухомлинский, А.С. Выготский, Н.Я. Михайленко.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Преимущественное внимание по развитию диалогической речи у дошкольников уделяется организации занятий, бесед, иногда - экскурсий, тогда как целенаправленному процессу организации сюжетно-ролевой игры - недостаточно.
В соответствии с этим, представилось необходимым изучить процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.
Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к концу дошкольного возраста, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапов.
Известно, что диалог является школой развития и активизации речи, поскольку через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, именно в диалоге формируется необходимый словарь, фонетика, морфология, начинает складываться монологическая речь. Овладение диалогической речью - необходимое условие полноценного социального развития ребенка: в процессе речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей. Все это позволяет считать тему исследования актуальной.
Объектом исследования является развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - условия, при которых сюжетно-ролевая игра выступает средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выделить условия и апробировать их реализацию в ходе совершенствования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
- обзор методической литературы по теме исследования;
- проведение констатирующего эксперимента и его анализ;
- разработка и реализация формирующего эксперимента;
- анализ результатов исследования.
Гипотеза: Работа по организации сюжетно-ролевых игр будет способствовать совершенствованию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- если игры будут скомпонованы в блоки в соответствии с задачами формирования разных групп диалогических умений;
- если в процессе работы будет учтена естественная логика формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик, к творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Проблема: тема формирования диалогической речи в процессе игровой деятельности нуждается в исследованиях.
Методы исследования
1. Изучение педагогической литературы по проблеме
2. Психолого - диагностические методы (эксперимент, наблюдение и беседа)
3. Методы обработки и интерпретации данных
В результате проведенного исследования по заданной теме получены следующие выводы.
Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения п. Березовка. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Изучение особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в рамках констатирующего этапа эксперимента проводилось при помощи диагностической методики О.А. Бизиковой
Исследование по развитию речи в форме диалога старших дошкольников проводилось в течение 6 месяцев и состояло из трех этапов:
1 этап: констатирующий эксперимент. В ходе проведения эксперимента были отобраны его участники, выделены контрольная и экспериментальная группы, проведена первоначальная диагностика уровня развития диалогической речи.
2 этап: формирующий эксперимент. На этом этапе разработана и внедрена в воспитательную деятельность система по развитию диалогической речи старших дошкольников, включающая цикл сюжетно-ролевых игр.
3 этап: контрольный эксперимент. На контрольном этапе проведена повторная диагностика с целью оценки эффективности применения игровой деятельности в развитии диалогической речи.
При диагностике уровня развития речи использовались индивидуальная и групповая формы работы с дошкольниками.
У 30 % детей экспериментальной группы и 60% детей контрольной группы выявлен низкий уровень: в контакт с экспериментатором практически не вступают, не хотят отвечать на его вопросы, они им кажутся не интересными. Даже по просьбе педагога задать вопросы своим сверстникам дети с низким уровнем не проявляли активности и желания вступать в беседу. Несколько детей вступили в беседу с воспитателем, но ответы их состояли из одного-двух слов, в речи присутствовали неточности.
У 50% детей экспериментальной и 40 % контрольной группы выявлен средний уровень диалогической речи: они быстро устанавливают контакты с взрослыми и сверстниками. Но у них присутствует усталость от общения, стереотипность его способов. Они либо затрудняются отвечать на некоторые вопросы, либо отвечают при помощи подсказок. В целом умения диалогической речи развиты, но для установления диалога со старшими и сверстниками требуется много времени и наводящих вопросов.
Высокий уровень отмечен только у 20% детей экспериментальной группы. В контрольной группе детей с высоким уровнем развития диалогической речи нет. Дети экспериментальной группы быстро устанавливают контакт с взрослым: на вопросы экспериментатора дают полные и развернутые ответы, речь богата прилагательными, глаголами, образна и эмоциональна, имеет интонационную выразительность. При этом отмечалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений.
На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального исследования был разработан и реализован цикл сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи.
Анализ результатов, представленных в таблицах, показал, что у всех детей экспериментальной группы, в отличие от контрольной, отмечается положительная динамика, рост уровней сформированности всех показателей.
Преобладание высокого уровня практически по всем показателям свидетельствует о том, что большинство детей, участвующих в эксперименте, овладели такими умениями речи в форме диалога как: навыки вести диалог с взрослыми и детьми. Получать необходимую информацию в общении, навыки отвечать на вопросы педагога полными, развернутыми предложениями, соблюдать выразительность речи. В контрольной группе отмечаются лишь единичные случаи повышения уровня какого-либо из речевых умений, и изменения незначительны. В исследовании получены данные, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста (появление ориентировки на партнера, владение средствами поддержания речевого взаимодействия, сформированность диалогических отношений), что указывает на правомерность выдвинутой гипотезы. Основным видом деятельности дошкольника является игра.
Данные проведенного исследования показали, что специально организованная сюжетно-ролевая игра позволяет обеспечить полноценное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость работы состоит в доказательстве эффективности применения сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей.
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги.
Таким образом, можно считать, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение в практике в ходе целенаправленного педагогического эксперимента. Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать умение вести диалог, умение налаживать диалогические отношения с партнером по общению, умение поддерживать и конструировать разговор. Более того, диалог должен рассматриваться не просто как композиционная форма речи, но, прежде всего, как вид содержательного, речевого общения.
1. Арушанова А.Г. Детские диалоги// Обруч. - 1999.-№5.- С.20-21.
2. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками// Дошкольное воспитание. - 2001. -№5.- С.51- 61.
3. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога// Дошкольное воспитание. - 2002.-№10.- С 82 - 90.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М., 1999
5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
6. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - С. 136.
7. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду: монография / А.М. Богуш. - Киев: Рад. шк., 2010. - С. 47-49.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский //
Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно¬
методический центр «Психология», 2011. - С. 65-82.
9. Винокур Т.Г. Диалог [Текст] / Т.Г.Винокур // Русский язык; Энциклопедия /гл.ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998.- С. 119-120.
10. Гризик Т. И. Речевое развитие современного ребенка // Детский сад от А до Я № 2(14) 2008 г.
11. Детство: программа развития и воспитания дошкольников в детском саду / В.И. Логинова [и др.] / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2014. - С. 224.
12. Диагностика речевого развития дошкольников: научно¬методическое пособие/под ред. О.С.Ушаковой. - М.,1997.
13. Запорожец А.В. Психология дошкольников дошкольного возраста. Совершенствование познавательных процессов / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2014. - С. 352.
14. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И.А. Зимняя. - М.: [б. и.], 2013. - С. 32.
15. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский // Истории зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Академия, 2010. - С. 43-69.
16. Колодяжная Т.П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - С. 32.
17. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 1999. - С. 204-208.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев; МГУ. - М., 2009. - С. 300.
19. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. -
С. 358 - 369.
20. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; МГУ. - М., 2009. - С. 203-207.
21. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С. Малетина. - Нижневартовск, 200321Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих дошкольников / И.Г. Песталоцци // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Академия, 2010. - С. 197
22. Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление дошкольника» и «Суждение и рассуждение дошкольника» / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - СПб.: Союз, 2007. - С. 282.
23. Радина Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками старшей группы детского сада / Е.И. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011. - С. 393-403.
24. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /Под.ред. Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Л.Г. - М.,2001.
25. Рубинштейн С.Л. Речь / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - С. 381-416
26. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. -М., 1989.
27. Соловьева О.И. Родной язык в детском саду: методическое письмо / О.И. Соловьева: // Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011. - С. 156-165.
28. Сохин Ф.А. Обучение родному языку и проблемы умственного развития / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011. - С. 148-154.
29. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2007, С. 256.
30. Тихеева Е.И. Совершенствование речи дошкольников (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011. - С. 126-144.
31. Ушакова О.С.Совершенствование речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2011. - С. 240.
32. Федоренко Л.П. Методика развития речи дошкольников дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2009. - С. 153-168.
33. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду / Е.А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011. - С. 380-393.
34. Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у дошкольников старшего возраста / А.В. Чулкова. - Волгоград: Перемена, 2013. - С. 168.
35. Шадрина Л. Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации [Текст] / Л. Г. Шадрина, Е. М. Фомина. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — С. 128.
36. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. - С. 17-58.
37. Эльконин Д.Б. Речь// Психология детей дошкольного возраста.- М.,1964