Глава I Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 6
1.2 Проявление фонетико-фонематического недоразвития в устной и
письменной речи 19
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие
фонематического восприятия 26
II Глава. Констатирующий эксперимент и его анализ
II.1 Организация и методика проведения 31
II.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
11.3 Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у
учащихся вторых классов общеобразовательной школы 45
Заключение 56
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность. За последнее время отмечена устойчивая тенденция в увеличении количества детей с низким уровнем развития фонематических процессов. С каждым годом растет число школьников с низким уровнем развития фонематического восприятия, о чём свидетельствует ежегодная диагностика речевого развития детей, поступающих на логопункт школы № 138. Так, в 2012-2013 учебном году из 73 обследуемыхбыло отмечено 53, 4% детей (39 человека), 2013-2014 году из 76 обследуемых- 61, 8% (47 человек), 2014-2015 году из 75 обследуемых- 65, 3% (49 человек) имели недостаточно сформированное фонематическое восприятие. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность.
О значении фонематического восприятия в обучении чтению и письму за последнее столетие посвящено много работ разных ученых. Достаточно вспомнить труды К. Д. Ушинского, который придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте. Также изучением особенностей развития фонематического восприятия у младших школьников и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, , Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза,что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма в виде пропусков, перестановок и замен букв.
Таким образом, изучение особенностей фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиеммладшего школьного возраста с целью их последующей коррекцией является одной из актуальных проблем.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей нарушений фонематического восприятия у учащихся вторых классов общеобразовательной школы.
Объектом данного исследования является фонематическое восприятие.
Предмет исследования- особенности и уровни сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности и уровень сформированности фонематического восприятия учащихся вторых классов
общеобразовательной школы, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у учащихся вторых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушение
фонематического восприятия проявляется как в нарушении слуховой дифференциации фонем, так и в нарушении языкового анализа и синтеза.
Выявленные особенности позволят нам составить
дифференцированные методические рекомендации по развитию
фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста.
В соответствие с целью и гипотезой исследования нами
сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровни сформированности навыков письма, дифференциации фонем, звукопроизношения и языкового анализа, и синтеза у учащихся вторых классов общеобразовательной школы с фонетикофонематическим недоразвитием.
...
В ходе исследовательской работы был поставлен ряд задач. В рамках решения первой задачи мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования таких авторов, как Р.М. Боскис, Л.Н. Ефименкова, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, О.В. Правдина, И.Н. Садовникова, Т. А. Ткаченко, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин и пришли к выводу о том, что развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития и формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. вследствие речевого общения с взрослым. Авторы указывают, что большое значение для полноценного усвоения звуковой структуры речи и овладения навыками письма, имеет фонематическое восприятие. А его недоразвитие ведет к таким видам дисграфических ошибок как: замены букв, соответствующих, фонетически близким звукам, неправильное обозначение мягкости согласных, пропуски букв и слогов, перестановки букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове или повторение букв и (или) слогов в слове, слитное написание предлогов или раздельное написание приставок.
Для решения второй задачи мы подобрали методики исследования и провели констатирующий эксперимент.
Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 испытующих с целью выявления особенностей и уровня сформированности фонематического восприятия. Использовались 4 серии заданий:
«Исследование процесса письма»;
«Исследование звукопроизношения»;
«Исследование языкового анализа и синтеза»;
« Исследование дифференциации фонем».
Констатирующий эксперимент показал, что у учащихся вторых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечается недостаточная сформированность навыка дифференциации фонем. Это проявлялось в виде замен звонких согласных глухими и мягких согласных твёрдыми, что в свою очередь отразилось и в письменных работах 40% учащихся.
Несформированность навыка языкового анализа и синтеза было отмечено у 100% детей. Неумение определить количество звуков в слове, слов в предложении и их последовательность, привело к многочисленным ошибкам в письменных работах, которые выражались в виде пропусков гласных и согласных букв, слитного написания предлогов или раздельного написания приставок.
Нами было отмечено, что нарушенное звукопроизношение у 50% детей по типу искажения, поэтому у данной категории детей нарушенное звукопроизношение не отразилось на письме.
На основе результатов исследования нами выделены основные направления:
1. Работа над дифференциацией фонем;
2. Развитие навыка языкового анализа и синтеза.
По каждому направлению составлен комплекс игр и упражнений.
Содержание подробно отдифференцированно в зависимости от особенностей нарушения фонематического восприятия.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.- М., 1986.
2. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004, №2 (9). - С.47-51.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО, 2002.
4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
5. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка //Возрастная психолингвистика. - М., 2004.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
9. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха у детей. - М., 1996.
10. Ефименкова Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов." - М., 2001 г.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
12. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М.: 1998.
13. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. - С. 41-46
14. Журова Л.Е. Эльконин Д.Б. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: 1963.
15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
16. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978.
... всего 50 источников