ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия застенчивости в психолого - педагогической
литературе 6
1.2. Особенности застенчивости в межличностных отношениях
младших подростков 13
1.3. Подходы к психологической коррекции застенчивости детей младшего подросткового возраста в психолого-педагогической практике .... 21
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ .... 30
2.1. Организация и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования застенчивости детей младшего
подросткового возраста 35
2.3. Содержание психокоррекции застенчивости детей младшего
подросткового возраста 39
2.3. Анализ результатов комплекса занятий психокоррекции застенчивости детей младшего подросткового возраста 51
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
С развитием современных информационных технологий, у современных школьников наблюдается низкая тенденция к общению, уход от социальных групп, неумение обратиться за помощью или постоять за себя в конфликтной коммуникации. Подростки чаще и чаще уходят в виртуальный мир, пытаясь избежать соприкосновения с социальной реальностью. В ситуации общения и взаимоотношений обучающиеся школы показывают совершенно разные результаты. В учебной и межличностной коммуникации особенно выделяются младшие подростки, которые ведут себя отстраненно, сдержанно, избегают групп сверстников, боятся отвечать на уроках, избегают проявления самостоятельной инициативы в какой - либо деятельности.
По определению В.Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения. Оно проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетации, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.
По мнению А. Венгера, застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность.
Особенно травматическим, по И.С. Кону считается то, что застенчивые подростки являются менее склонны к общению со сверстниками, ограничены в социальных группах, что является основной деятельностью в их возрасте и закрепляет навыки дальнейшей социализации.
Застенчивым подросткам трудно отстаивать свое мнение и личностные границы, включаться в диалог или коммуникацию со сверстниками, презентовать себя, отвечать на уроках и просто общаться.
Основной угрозой для таких подростков является то, что они не могут правильно идентифицировать себя с другими, иметь стабильную самооценку и формировать собственную жизненную траекторию посредством собственных интересов. Постепенно такое поведение ведет к аутоагрессии, тревожности, психологическим травмам. Застенчивые подростки более других подвержены разрушительному, аддиктивному и суицидальному поведению или хроническим депрессиям. Поэтому значимым является проведение психокоррекционной работы с застенчивыми подростками.
Цель исследования - изучить возможности психокоррекции застенчивости младших подростков.
Объект исследования - застенчивость младших подростков.
Предмет исследования - психокоррекция застенчивости младших подростков.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанный психокоррекционный комплекс занятий для младших подростков с проявлениями застенчивости, включающая в себя игры и приемы направленные на коммуникацию, будет способствовать снижению уровня застенчивости младших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности застенчивости младших подростков.
3. Выявить показатели застенчивости младших подростков.
4. Составить и реализовать комплекс коррекционно-развивающих занятий психокоррекции застенчивости младших подростков и проверить ее результативность.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы;
2) эмпирические методы: метод опроса, тестирование;
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
• методика диагностики застенчивости К.С. Чечулиной;
• тест коммуникативных умений Т.Л. Мехельсона.
...
В ходе теоретического этапа нашего исследования нами была изучена сущность понятия застенчивости и особенности проявления застенчивого поведения в межличностных взаимоотношениях младших подростков в психолого-педагогической литературе, подходы к психологической коррекции данного явления.
Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что разработка коррекционно-развивающей программы занятий для младших подростков с проявлениями застенчивости может снизить уровень застенчивости при наличии в ней психологических методик преодоления застенчивости и тренинга обучения коммуникативной культуры.
Для ее подтверждения, нами был разработан и апробирован диагностический материал, проведено исследование, состоящее из констатирующего и контрольного эксперимента, которое выявило, что для большей части исследуемых младших подростков актуальна проблема застенчивого поведения, проявление зависимой коммуникативной стратегии, низкий уровень проявления коммуникативных умений.
Учитывая данные нашего исследования, с учетом выявленных проблем, нами была разработана программа для обучения младших подростков навыкам коммуникативной культуры «Азбука общения» посредствам психологических занятий и группового тренинга коммуникативных умений в младших подростков.
По результатам контрольного эксперимента после проведения программы «Азбука общения» нами было выявлено снижение уровня застенчивости и страха публичных выступлений, повышение уровня компетентной коммуникативной стратегии и коммуникативных умений младших подростков.
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 1. С. 3-18.
2. Арапова Е.А, Герасимова И.В. Динамика удовлетворенности телом у участников телесно-ориентированной программы // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования 2023. № 3A-4A. С. 43-52.
3. Архипова В.Ф. Психология межличностных отношений. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2005. 123 с.
4. Артюхова А.Е., Бобченко Т.Г. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2017. №5. С. 228-229.
5. Безрукавный О.С. Особенности коммуникативной компетентности учащихся младшего подросткового возраста // Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. (г. Ярославль, 13 февраля-25 апреля 2017 г.). Ярославль: ЯГПУ, 2017. С. 31-33.
6. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2016. № 6. С. 136-145.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер: Эмбо. 2008. 398 с.
8. Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть собой. М.: София, 2014. 100 с.
9. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам. Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2016. 145 с.
10. Вемь А.Застенчивость и как с ней бороться . СПб.: Речь, 2011. 490 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: АСТ, 2005. 670 с.
12. Гитман А.В., Мусаелян К.А. Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема // Научно - методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 81-85.
13. Гордон О. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002. 450 с.
14. Грашина О.В., Полякова В.В. Формирование у младших подростков «образа Я» в процессе внеурочной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 11-1. С. 6-11.
15. Долганов Д.Н. Структура системы межличностных отношений // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №1. С. 41-49.
16. Ефремова О.И. Психология развития: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 193 с.
17. Жданова Л.Г. Коммуникативная компетентность подростков с разным уровнем воспитанности // Балканско-научное обозрение. 2020. №. 6. С. 72-75.
... ВСЕГО 67 ИСТОЧНИКОВ