Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДРУЖБА» В ЦИКЛЕ «ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ» В.Ю. ДРАГУНСКОГО (МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ)

Работа №155090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научное понимание концепта в современной лингвистике 6
§1.1. Различные интерпретации статуса концепта 6
§1.2. Структура концепта 8
§1.3. Проблема концептуального анализа 10
§1.4. Лексико— грамматическая группа слов 12
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Вербализация концепта «дружба» в рассказах В.Ю. Драгуского «Денискины рассказы» 16
§2.1. Анализ лексикографических источников 16
§2.2. Лексикографическое описание 25
§2.3. Ядерная и периферийная зоны концепта «дружба» 26
§2.4. Лингвистический анализ рассказа «Он живой и светится» 29
Выводы по второй главе 36
Глава 3. Методические материалы к разделу «Лексикология» в 5 классе 37
§3.1. Анализ программмно—методического обеспечения
преподавания русского языка 37
§3.2. Методическая разработка (на базе рассказа «Он живой и светится») 50
Заключение 59
Список использованных источников 61

Виктор Юзефович Драгунский - прозаик и публицист, автор рассказов для детей. Широкую известность и популярность принесли Виктору Драгунскому детские и юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, которые объединены в цикл общим названием «Денискины рассказы».
Виктор Драгунский написал свои первые рассказы в 1958 году, находясь на даче в Подмосковье. Денис Кораблев - главный герой, мальчик, попадающий в комичные истории. Автор пишет истории про своего восьмилетнего сына Дениса. Юрий Нагибин писал: «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства» [Нагибин, 1983, с. 178]. Важно отметить, что у всех героев рассказов есть реальные прототипы. Пионервожатая Люси, учитель музыки Борис Сергеевич, классный руководитель Раиса Ивановна - это люди из близкого окружения Виктора Юзефовича.
Драгунский написал около 70 юмористических историй. «Денискины рассказы» - это первый сборник автора, вышедший в 1966 году. Виктора Юзефовича часто приглашали на радио, чтобы прочитать отрывки из своих историй; звали на публичные чтения. Его рассказы мгновенно стали классикой детской литературы. По его историям сняли сюжет для киножурнала «Ералаш» и десять фильмов [Персона. Виктор Драгунский].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной лингвистике возрастает все больший интерес к изучению поэтики творчества, к использованию понятия «концепт» применительно к художественному тексту.
Цель работы: описать содержание и структуру концепта «Дружба» в сборнике «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского.
Даная цель предполагает решение следующих задач:
1) идентифицировать термины «концепт», «значение», «понятие», «слово, «смысл»; а также выявить их сходства и отличия;
2) охарактеризовать признаки концепта, его типы, структуру и основные методы исследования в лингвистике;
3) раскрыть элементы концепта, его признаки, которые отражены в системно - словарном содержании составляющих концепта «Дружба»;
4) вычленить когнитивные признаки и построить модель концепта «Дружба» в текстах В.Ю. Драгунского;
5) разработать методические материалы к разделу «Лексикология» в 5 классе.
Объект исследования: слово «дружба» как имя концепта.
Предмет исследования: языковые средства семантико-структурной и формальной вербализации концепта в лексикографических источниках и художественном тексте.
Источник исследования: тексты В.Ю. Драгунского из цикла «Денискины рассказы».
Методы: лексический анализ художественного текста,
лингвистический анализ, концептуальный анализ, которые выражаются в следующих видах:
• дефиниционный анализ, который помог проанализировать словарные определения;
— методы контекстуального и компонентного анализа;
• метод лингвокогнитивного анализа, который позволил раскрыть содержание когнитивного опыта;
• наблюдение;
• обобщение;
• лингвистического описания, способствующий выделению и описанию конкретных языковых явлений;
• статистический метод.
Теоретической базой исследования стали труды Д.С. Лихачёва, С.А. Аскольдова, Н.Д. Арутюновой, Г.Г. Слышкина, Г.В. Токарева, З.Д. Попопвой и И.А. Стернина, Ю.С. Степанова, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, и многих других.
Практическая значимость исследования заключается в том, что творчество В.Ю. Драгунского является обязательным компонентом школьных программ по литературе. На уроках русского языка произведение может быть использовано для анализа выразительности и богатства речи, в изучении изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, подведем итоги, в первой главе мы анализировали понятие концепта, его структуру, исследовали проблему концептуального анализа и говорили о лексико-грамматической группе слов. Мы выявили наиболее удачное определение понятия концепт, которое обобщил С.Г. Воркачев: «концепт - это единица коллективного знания/сознания (отправляющая к высшим духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» [Воркачев, 2002, с. 21-22]. Стоит добавить лишь возможность существования наряду с концептами коллективными существование концептов индивидуальных, так как сознание множества состоит из сознания каждого в отдельности [Слышкин, 2000, с. 16].
На этапе современной эпохи существования языка мы не можем наблюдать единой и чёткой структуры в концептуальном анализе. Каждый отдельный концепт и случай его использования требуют индивидуального подхода (абстрактная лексема или конкретная, исследования концепта в индивидуально-авторской картине мира или в национально-культурной и т.д.).
Во второй главе мы перешли к анализу исследуемого концепта, где определили, что ядерным центром концепта дружба является функционально-семантическая триада друг-дружить-дружба
[Кудайбергенова, Белеуханова, Егеубаева, 2015, с. 76-80].
Лексическая сочетаемость слов дружба и друг является предметом исследования, в ходе которого были выявлены дополнительные семантические характеристики. Одним их выявленных признаков является долговечность настоящей дружбы, которая описывается такими словами, как: «вековая, вечная, давняя, долгая, долголетняя, многолетняя, старая, стародавняя дружба» [Дерибас, 1975] Важными свойствами настоящей дружбы также являются верность, искренность и истинность, для них подходят определения: «беззаветная, бескорыстная, неподкупная, верная, истая, истинная, клятвенная, надежная, настоящая, подлинная, ясная, чистая, чистосердечная, непорочная, прямая, светлая, сердечная дружба» [Дерибас, 1975] Настоящая дружба также характеризуется крепостью и непоколебимостью, что можно выразить словами: «всепобеждающая, крепкая, незыблемая, неизменная, необоримая, непоколебимая, нерушимая, несокрушимая, прочная» [Дерибас, 1975]. Дружеские отношения обычно ассоциируются с теплыми и эмоциональными переживаниями, что описывается словами: «волнующая, горячая, добрая, живая, задушевная, нежная, простая, простодушная, тесная, трогательная дружба» [Дерибас, 1975].
Нами был представлен лингвистический анализ рассказа «Он живой и светится», проанализированный на четырех уровнях:фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
В третьей главе мы рассматривали программно-методические обеспечения преподавания русского языка. Нами были проанализированы следующие УМК:
• Учебник «Русский язык. 5-9 классы» под ред. Т.А.Ладыженской;
• Учебник «Русский язык. 5-11 классы» под ред. В.В. Бабайцевой;
• Учебник «Русский язык 5-9 классы» под ред. М.М.Разумовской;
• Учебник «Русский язык.5-9 классы» под ред.М.В.Панова;
• Учебник «Русский язык. 5-9 классы» под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова; Мы выделили достоинства и недостатки вышеперечисленных УМК, разобрали их наполнение и особенности.
Результатом нашего исследования является методическая разработка к разделу «Лексикология» для обучающихся 5 класса (на базе рассказа «Он живой и светится»). Нами был предложен урок по учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык», 5 класс, выстроенный следующим образом: Организационный момент; актуализация знаний; формулирование темы и целей урока; объяснение темы урока; практическая часть; рефлексия и дифференцированное домашнее задание.


1. Апресян Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
[Электронный ресурс]. URL: https://ruslang.ru/text noss2 title (Доступ
свободный; дата обращения: 18.04.2023).
2. Ару А. Языковая репрезентация концепта «Ьружба» в лексико­
семантической системе русского языка (по данным лексикографических источников) // Вестник ННГУ. 2021. №1. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-reprezentatsiya-kontsepta-druzhba-v- leksiko-semanticheskoy-sisteme-russkogo-yazyka-po-dannym- leksikograficheskih (дата обращения: 11.06.2023).
3. Арутюнова Н. Д. Логический анализ языка. Ментальные действия: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М.: Наука, 1993. 176 с.
4. Аскольдов (Алексеев) С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997.С. 267 - 279.
5. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
6. Бочарова М.А. Семантическое поле как способ описания лексики
[Электронный ресурс] // Статья. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskoe-pole-kak-sposob-sistemnogo- opisaniya-leksiki/viewer (дата обращения 01.03.2023)
7. Варина В. Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языкового знака / В. Г. Варина. - М.: Наука, 2002. - 308 с.Вежбицкая А. Русский язык в противоположность английскому // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Отв. ред. и сост. М.А. Кронгауз.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. отв. ред. М.А. Кронгауз, вступ. ст. Е.В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. С. 236 -237.
9. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. Краснодар, 2002. 142 с.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 -х тт. М.: Рипол-Классик, 1999. Т. 1. 699 с.
11. Дерибас В. М. Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка / V.M. Deribas. М.: Высшая школа, 1975. 239 с.
12. Дрыга С.Г. Концепт «Путь» в русской языковой картине мира. Автореф. дисс...докт. филол. наук. Краснодар, 2010. 23 с.
13. Евгеньева А. П. (ред.) Словарь русского языка: в 4-х т. [Электронный ресурс]. URL: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=240 (Доступ свободный; дата обращения: 18.04.2023).
14. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково­словообразовательный: В 2-х т. М.: Русский язык, 2000. Т. I. 1088 с.
15. Зорина О.В. Уроки литературного чтения (3 класс) В.Драгунский «Он
живой и светится» [Электронный ресурс] // URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/03/konspekt-uroka- literaturnogo-chteniya-3-klass-po-teme (доступ свободный; дата обращения: 21.05.2023)...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ