ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Анализ понятий «психологическая защита» и «копинг» 7
1.2. Возрастно-психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Особенности стилей поведения подростков в межличностных
конфликтах 18
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ, МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И
СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты эмпирического исследования 30
2.3. Рекомендации для педагога-психолога по формированию
конструктивных копинг-стратегий у подростков 46
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
В современном обществе сложившаяся в стране социальноэкономическая и политическая ситуация порождает широкий спектр принципиально новых стрессовых обстоятельств. Степень эффективности адаптации человека к возникающим трудностям напрямую зависит от уровня сформированности способов совладания со стрессом и того, насколько адекватно ситуации они применяются.
Подростковый возраст является наиболее подверженным влиянию негативных социально-средовых воздействий. Помимо внешних
обстоятельств в большей степени этот феномен связан с особенностями протекания возрастного кризиса. Множество противоречий, с которыми сталкивается подросток, переживая кризис, способствуют повышению уровня стресса. В силу небольшого индивидуального опыта подростку зачастую не удается применить наиболее адаптивные способы совладания со стрессом. Часто подростки, попадающие в конфликтные и стрессовые ситуации, ориентируются на установки, которые приобретают в семье или в окружении, что также оказывает влияние на формирование совладающего поведения подростка, при этом данные установки не всегда эффективны.
Стрессовые ситуации являются неотъемлемой частью в жизни каждого человека, вследствие чего появляется необходимость постоянного использования различных ресурсов для преодоления возникающих трудностей. Чтобы справиться с трудными жизненными ситуациями, человек использует определенный набор схем, которые характеризуют его стратегию поведения. Как правило, решение таких ситуаций требует огромных энергетических затрат, что может отразиться на психическом и соматическом здоровье человека.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО), одной из приоритетных задач является сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. Исходя из этого, обучение подростков эффективным способам совладания со стрессом становится необходимым в рамках работы над укреплением психологического и психического здоровья личности [1].
Советский психолог Н.В. Мясищев также выделял значимость эмоционального благополучия и его первостепенность в социальноличностном становлении ребенка, поскольку отсутствие умения найти продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности [22].
В связи с вышесказанным появляется необходимость в изучении совладающего поведения для выявления наиболее адаптивных стратегий поведения. От эффективности способов разрешения неблагоприятных ситуаций зависит психологическое благополучие человека. Поэтому изучение способов разрешения повседневных трудностей является актуальной жизненной и научной проблемой. Особую актуальность, как было сказано ранее, данный вопрос приобретает в подростковом возрасте.
О важности изучения копинг-стратегий в стрессовых ситуациях свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных авторов, таких как Д. Амирхан, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан и др., а также отечественных авторов: Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Р.М. Грановской, Т.Л. Крюковой, И.М. Никольской, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского и др.
Большой вклад в исследование проблемы защитного поведения в стрессовых ситуациях внесли такие зарубежные авторы, как Г. Келлерман, Р. Плутчик, А. Фрейд и З. Фрейд, а также отечественные ученые Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова и др.
Изучением различных аспектов проблемы конфликта занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи, такие как А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, М. Дойч, К. Томас, Р. Фишер, А.И. Шипилов и др.
Несмотря на большое количество работ, посвященных конфликтам, механизмам психологической защиты и копинг-стратегиям в стрессовых ситуациях, взаимосвязь стилей поведения в конфликте, механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в подростковом возрасте остается на сегодняшний день малоизученной и актуальной проблемой.
Таким образом, цель нашего исследования - изучить взаимосвязь копинг-стратегий, механизмов психологической защиты и стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте....
В настоящее время проблема изучения взаимосвязи механизмов психологической защиты, копинг-стратегий и стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте остается малоизученной и актуальной проблемой.
Рассмотрев понятия «психологическая защита» и «копинг» с точки зрения разных авторов, мы заключили, что под психологической защитой понимается система регуляторных механизмов, направленных на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
В зарубежных исследованиях 60-х годов для выявления способов совладания человека со стрессом помимо термина «защита» начал активно использоваться термин «копинг». Под копингом понимается такое поведение, которое позволяет субъекту осознанными действиями и способами, соответствующими особенностям личности и конкретной ситуации, справиться со стрессом. Для обозначения форм поведения, которые могут быть использованы человеком для преодоления стресса, применяется термин «копинг-стратегии», впервые описанный Р. Лазарусом.
Наиболее сенситивным периодом для развития эффективного совладающего поведения является подростковый возраст. Это связано с тем, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимноличностное общение, которое повышает значимость для подростков ценностей и норм, принятых в группе сверстников, и, тем самым, оказывает существенное влияние на поведение подростка в стрессовых ситуациях. Также для данного возраста характерно интенсивное развитие познавательных процессов и самосознания, в ходе которого происходит активное становление копинг-стратегий.
Поскольку процесс формирования личности неизбежно связан с преодолением противоречий, различных по своему характеру и уровню сложности, конфликт является неотъемлемой частью протекания кризиса подросткового возраста. Противоречия, которые препятствуют удовлетворению возрастных потребностей подростка, в первую очередь, в межличностном общении, ведут к конфликтам с окружением.
Под конфликтом мы понимаем столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В подростковых конфликтах каждый участник использует различные стратегии поведения. Наиболее распространенной классификацией являются стили поведения в конфликте, предложенные К. Томасом, который выделяет 5 стратегий поведения, таких как соперничество (конкуренция), приспособление, избегание (уклонение), компромисс и сотрудничество. В зависимости от ситуации данные стили могут сочетаться.
Изучение специфики поведения подростков в стрессовых ситуациях, в первую очередь, в конфликтах, является актуальным, так как от своевременного обучения эффективным способам разрешения неблагоприятных ситуаций зависит психологическое благополучие человека.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование, благодаря которому были получены следующие результаты:
У данных подростков примитивные механизмы психологической защиты (проекция и подавление) преобладают над зрелыми (компенсация и интеллектуализация).
Что касается копинг-стратегий, у большинства обучающихся в качестве доминирующего выступает проблемно-ориентированный копинг. В наименьшей степени выражен эмоционально-ориентированный копинг.
В конфликтных ситуациях преимущественно подростки используют неконструктивные стратегии поведения. Наиболее распространенные среди них соперничество и приспособление. Наименее выражены такие стили поведения, как сотрудничество и избегание.
психологической защиты и стилей поведения в конфликте у подростков был проведен корреляционный анализ, который показал следующее:
Такие механизмы психологической защиты, как отрицание и реактивное образование положительно связаны со стилем поведения в конфликте приспособление. Защитные механизмы, такие как регрессия, компенсация, проекция и замещение положительно связаны с копингом, ориентированным на эмоции и избегание. Также регрессия, проекция и замещение положительно коррелируют с субшкалой отвлечения, помимо этого регрессия и проекция положительно связаны с субшкалой социального отвлечения. В свою очередь, субшкала социального отвлечения положительно коррелирует со стилем поведения в конфликте приспособление. Механизм психологической защиты замещение положительно связан со стилем поведения в конфликте соперничество. Психологическая защита интеллектуализация положительно коррелирует с проблемно-ориентированным копингом.
По результатам корреляционного анализа было выявлено, что такие механизмы психологической защиты, как отрицание и интеллектуализация отрицательно связаны с эмоционально-ориентированным копингом. Психологические защиты, такие как отрицание и реактивное образование отрицательно коррелируют со стилем поведения в конфликте соперничество. Также стратегия поведения в конфликте компромисс отрицательно связана с механизмом психологической защиты замещение и субшкалой отвлечения.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, решены все поставленные задачи, гипотеза подтверждена. Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами и педагогами при определении путей оптимизации психологического развития подростков с целью формирования у них эффективной системы сознательного совладающего поведения, которая позволит обучающимся успешно справляться со стрессовыми ситуациями.
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 08.11.2022). Документы. URL: https://lyl.su/oh5 (дата обращения: 15.04.2024).
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1. С. 3-18.
3. Барканова О.В. Конфликтология в образовании: учеб. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. 117 с.
4. Барканова О.В. Теоретические основы и психологическая диагностика здоровья личности: учеб. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 366 с.
5. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. Т.9. №3. С. 78-86.
6. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. 525 с.
8. Выготский Л.С. Детская психология: собр. соч. в 6 т. / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
9. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб.: Феникс, 2016. 269 с.
10. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб.: Питер, 2016. 297 с.
11. Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. №3. С. 13-18.
12. Кардашина С.В., Шаньгина Н.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса-Р. Килманна («Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument - TKI-R») // Педагогическое образование в России, 2016.
13. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 171 с.
14. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М.: Наука, 2014. 264 с.
15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Владос, 2014. 351 с....40