Методические условия реализации патриотического воспитания в старших классах общеобразовательной сельской школы (по материалам вооружения и техники Первой Мировой войны)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся 7
1.1 Сущность и содержание патриотического воспитания и кружковой деятельности в сельской общеобразовательной школе в научной и учебно-методической литературе 7
1.2 Исторические аспекты изучения темы «Вооружение российской
армии периода Первой Мировой войны» 13
Глава II. Методические аспекты реализации патриотического воспитания учащихся в процессе внеурочной деятельности 26
2.1 Интерактивные средства обучения истории 26
2.2 Реализация методических условий патриотического воспитания учащихся в процессе внеурочной деятельности посредством материалов по теме «Вооружение российской армии периода Первой Мировой
войны» 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию и их интерпретация 39
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложения 54
Глоссарий педагогических понятий и терминов 81
Глава I. Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся 7
1.1 Сущность и содержание патриотического воспитания и кружковой деятельности в сельской общеобразовательной школе в научной и учебно-методической литературе 7
1.2 Исторические аспекты изучения темы «Вооружение российской
армии периода Первой Мировой войны» 13
Глава II. Методические аспекты реализации патриотического воспитания учащихся в процессе внеурочной деятельности 26
2.1 Интерактивные средства обучения истории 26
2.2 Реализация методических условий патриотического воспитания учащихся в процессе внеурочной деятельности посредством материалов по теме «Вооружение российской армии периода Первой Мировой
войны» 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию и их интерпретация 39
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложения 54
Глоссарий педагогических понятий и терминов 81
Актуальность настоящего исследования заключается в попытке организовать по материалам вооружения российской армии периода Первой Мировой войны патриотический кружок в старших классах общеобразовательной малокомплектной сельской школы. Через призму вышеупомянутых инноваций в ходе деятельности кружка необходимо будет рассмотреть российское вооружение периода Первой Мировой войны, через него же, в свою очередь, проследить и техническое, и экономическое развитие страны.
Естественно, основой для вышеуказанной деятельности станет комплексное рассмотрение методических условий реализации патриотического воспитания и кружковой деятельности в старших классах общеобразовательной средней школы, будет произведена попытка проанализировать и систематизировать данную информацию.
Первая Мировая война известна шокирующими (как в своё время, так сейчас) способами ведения боевых действий (применение химического оружия, огнемётов и т. п.), поэтому в ходе изучения темы в рамках деятельности кружка так же необходимо привить ученикам старших классов идеи гуманизма и пацифизма.
Степень изученности темы исследования. Тема вооружения российской армии периода Первой Мировой войны в исследованиях историков относительно широко освящена, но, как правило, затрагивается по касательной. Это значительно затрудняет поиск работ по данной теме - приходится искать исследования, посвящённые различному вооружению, либо же периоду Первой Мировой войны, которые каким-бы то ни было образом затрагивают и интересующие нас вопросы, связанные с оружием и техникой. Часто информацию приходится добывать по крупицам, но, тем не менее, существуют различные исследования вооружения российской армии периода Первой Мировой войны, однако многие из них являются лишь частью работ, охватывающих более широкие временные рамки. Это касается, например, «Энциклопедии оружия» П. фон Винклера или второй части «Истории холодного оружия» К.В. Асмолова . Некоторые же авторы, напротив, исследовали более узкие и специализированные вопросы .
Патриотическое воспитание и его реализацию в школе в своих исследованиях затрагивали такие исследователи, как Воронова Е. А. , Гребенюк В. И. и многие другие. Об интерактивных средствах обучения и интеграции истории и информатики говорит, например, Вислобоков Н. Ю.
Объектом исследования является патриотическое воспитание в старших классах общеобразовательной малокомплектной сельской школы.
Предмет исследования - методические условия реализации патриотического воспитания в старших классах общеобразовательной малокомплектной сельской школы (по материалам вооружения российской армии периода Первой Мировой войны).
Исходя из вышесказанного, можно определить цель представленного исследования - теоретически обосновать и практически апробировать методические условия, способствующие патриотическому воспитанию учащихся старших классов сельской общеобразовательной школы (на примере МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ» по материалам вооружения российской армии периода Первой Мировой войны).
В соответствии с целью исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты содержания патриотического воспитания и кружковой деятельности;
2. Рассмотреть исторические аспекты изучения темы «Вооружение российской армии периода Первой Мировой войны»;
3. Изучить методические условия патриотического воспитания и ведения кружковой деятельности в старших классах;
4. Разработать программу исторического кружка «Вооружение российской армии периода Первой Мировой войны» в старших классах МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ»;
5. Проанализировать результат опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза данного исследования: использование в деятельности патриотического кружка, посвящённого вооружению российской армии периода Первой мировой войны, таких элементов информационных технологий, как программы для создания флеш-анимации и программы для видеомонтажа, способствует прививанию учащимся интереса к истории страны и позволяет успешнее реализовать их патриотическое воспитание.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ научной литературы, посвящённой вооружению российской армии периода Первой Мировой войны, изучение и теоретический анализ материалов ГОС, изучение и анализ педагогической литературы, посвящённых кружковой деятельности в старших классах, синтез, дедукция, классификация, эксперимент, наблюдение, проектная деятельность, изучение продуктов деятельности учащихся.
Практическая значимость данного исследования обусловлена возможностью применения на практике учителями истории и информатики результатов данного исследования. Так же представленный в работе теоретический материал может быть полезен всем тем, кто интересуется либо вооружением российской армии периода Первой Мировой войны (ролевикам, коллекционерам и т. п.), либо флеш-анимацией.
Структура представленной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает проблему, гипотезу и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются патриотическое воспитание и кружковая деятельность и их отражение в педагогической литературе, вооружение российской армии периода Первой Мировой войны и его отражение в историографии, исторические источники. Вторая глава посвящена деятельности патриотического кружка. В ней разбираются интерактивные средства обучения, использующиеся в деятельности патриотического кружка, реализация деятельности кружка и анализ этой деятельности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложениях располагаются методические разработки, иллюстрации и дополнительная информация.
Естественно, основой для вышеуказанной деятельности станет комплексное рассмотрение методических условий реализации патриотического воспитания и кружковой деятельности в старших классах общеобразовательной средней школы, будет произведена попытка проанализировать и систематизировать данную информацию.
Первая Мировая война известна шокирующими (как в своё время, так сейчас) способами ведения боевых действий (применение химического оружия, огнемётов и т. п.), поэтому в ходе изучения темы в рамках деятельности кружка так же необходимо привить ученикам старших классов идеи гуманизма и пацифизма.
Степень изученности темы исследования. Тема вооружения российской армии периода Первой Мировой войны в исследованиях историков относительно широко освящена, но, как правило, затрагивается по касательной. Это значительно затрудняет поиск работ по данной теме - приходится искать исследования, посвящённые различному вооружению, либо же периоду Первой Мировой войны, которые каким-бы то ни было образом затрагивают и интересующие нас вопросы, связанные с оружием и техникой. Часто информацию приходится добывать по крупицам, но, тем не менее, существуют различные исследования вооружения российской армии периода Первой Мировой войны, однако многие из них являются лишь частью работ, охватывающих более широкие временные рамки. Это касается, например, «Энциклопедии оружия» П. фон Винклера или второй части «Истории холодного оружия» К.В. Асмолова . Некоторые же авторы, напротив, исследовали более узкие и специализированные вопросы .
Патриотическое воспитание и его реализацию в школе в своих исследованиях затрагивали такие исследователи, как Воронова Е. А. , Гребенюк В. И. и многие другие. Об интерактивных средствах обучения и интеграции истории и информатики говорит, например, Вислобоков Н. Ю.
Объектом исследования является патриотическое воспитание в старших классах общеобразовательной малокомплектной сельской школы.
Предмет исследования - методические условия реализации патриотического воспитания в старших классах общеобразовательной малокомплектной сельской школы (по материалам вооружения российской армии периода Первой Мировой войны).
Исходя из вышесказанного, можно определить цель представленного исследования - теоретически обосновать и практически апробировать методические условия, способствующие патриотическому воспитанию учащихся старших классов сельской общеобразовательной школы (на примере МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ» по материалам вооружения российской армии периода Первой Мировой войны).
В соответствии с целью исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты содержания патриотического воспитания и кружковой деятельности;
2. Рассмотреть исторические аспекты изучения темы «Вооружение российской армии периода Первой Мировой войны»;
3. Изучить методические условия патриотического воспитания и ведения кружковой деятельности в старших классах;
4. Разработать программу исторического кружка «Вооружение российской армии периода Первой Мировой войны» в старших классах МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ»;
5. Проанализировать результат опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза данного исследования: использование в деятельности патриотического кружка, посвящённого вооружению российской армии периода Первой мировой войны, таких элементов информационных технологий, как программы для создания флеш-анимации и программы для видеомонтажа, способствует прививанию учащимся интереса к истории страны и позволяет успешнее реализовать их патриотическое воспитание.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ научной литературы, посвящённой вооружению российской армии периода Первой Мировой войны, изучение и теоретический анализ материалов ГОС, изучение и анализ педагогической литературы, посвящённых кружковой деятельности в старших классах, синтез, дедукция, классификация, эксперимент, наблюдение, проектная деятельность, изучение продуктов деятельности учащихся.
Практическая значимость данного исследования обусловлена возможностью применения на практике учителями истории и информатики результатов данного исследования. Так же представленный в работе теоретический материал может быть полезен всем тем, кто интересуется либо вооружением российской армии периода Первой Мировой войны (ролевикам, коллекционерам и т. п.), либо флеш-анимацией.
Структура представленной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает проблему, гипотезу и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются патриотическое воспитание и кружковая деятельность и их отражение в педагогической литературе, вооружение российской армии периода Первой Мировой войны и его отражение в историографии, исторические источники. Вторая глава посвящена деятельности патриотического кружка. В ней разбираются интерактивные средства обучения, использующиеся в деятельности патриотического кружка, реализация деятельности кружка и анализ этой деятельности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложениях располагаются методические разработки, иллюстрации и дополнительная информация.
Патриотическое воспитание - невероятно важная часть педагогической деятельности. Патриотическое воспитание, согласно вышеупомянутому Постановлению, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа направлена на все слои российского общества, наибольший приоритет имеет патриотическое воспитание молодёжи, особенно учащихся общеобразовательных учреждений. Это естественно - ведь нынешние школьники, что пока лишь постигают основы наук, уже через несколько лет станут полностью дееспособными гражданами. Им предстоит развивать науку страны, культуру, технику и прочие области, платить налоги. Они интегрируются в политическую систему, получат право избирать - или же быть избранными. Дети - будущее нашей страны, именно поэтому воспитание в них патриотизма, гражданственности, чувства уважения к истории Отечества и гордости за деяния предков так важно.
В ходе представленного исследования были рассмотрены методические основы реализации патриотического воспитания учащихся старших классов сельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа была проведена на базе МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ», своеобразным наглядным материалом стало вооружение российской армии периода Первой Мировой войны.
В процессе исследования были всесторонне изучены уже упомянутое Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493, установленная им Программа патриотического воспитания на 2016 - 2020 годы, План воспитательной работы МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ», а так же многочисленные исследования по педагогике, историография Первой Мировой войны, исторические источники того же периода. В ходе опытно-экспериментальной деятельности были изучены методические условия патриотического воспитания и ведения кружковой деятельности в старших классах и разработана программа патриотического кружка, посвящённого вооружению российской армии периода Первой Мировой войны, где в течение одной четверти были проведены занятия с учащимися. Неотъемлемым элементом кружка стал также междисциплинарный подход, интеграция истории и информатики. Результатом опытно-экспериментальной деятельности стало следующее.
Во-первых, в ходе исследования методологической базы кружок удалось естественно включить в перечень других кружков и секций, что проводились в школе. Нормативно-правовая база позволила сделать это, и деятельность кружка стала важным элементом патриотического воспитания учащихся школы.
Во-вторых, ранее в школе никогда не велись кружки по истории, и патриотический кружок, посвящённый вооружению российской армии периода Первой Мировой войны, заполнил данную пустоту.
В-третьих, была разработана программа кружка «Вооружение российской армии периода Первой Мировой войны», которую в дальнейшем в своих целях сможет использовать любой учитель истории.
В-четвёртых, использование в деятельности исторического кружка интерактивных средств обучения привело к значительному подъёму у учащихся интереса, собственно, к истории; они охотно включились в проектную деятельность, с удовольствием изучали источники и историографию.
В целом проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило, что учащиеся заинтересовались более углублённым изучением истории Отечества, получили новые знания, умения и навыки поисковой деятельности. Проектная деятельность явилась значимым средством развития у учащихся социальной ответственности, сложилась активная жизненная позиция, что способствовало формированию гражданского самосознания. Деятельность кружка позволила сделать изучение отечественной истории более конкретным и интересным, способствовала глубокому уважению к памяти тех, кто в трудные годы Первой Мировой войны воевал за Отечество.
Программа направлена на все слои российского общества, наибольший приоритет имеет патриотическое воспитание молодёжи, особенно учащихся общеобразовательных учреждений. Это естественно - ведь нынешние школьники, что пока лишь постигают основы наук, уже через несколько лет станут полностью дееспособными гражданами. Им предстоит развивать науку страны, культуру, технику и прочие области, платить налоги. Они интегрируются в политическую систему, получат право избирать - или же быть избранными. Дети - будущее нашей страны, именно поэтому воспитание в них патриотизма, гражданственности, чувства уважения к истории Отечества и гордости за деяния предков так важно.
В ходе представленного исследования были рассмотрены методические основы реализации патриотического воспитания учащихся старших классов сельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа была проведена на базе МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ», своеобразным наглядным материалом стало вооружение российской армии периода Первой Мировой войны.
В процессе исследования были всесторонне изучены уже упомянутое Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493, установленная им Программа патриотического воспитания на 2016 - 2020 годы, План воспитательной работы МКОУ «Сухо-Чемровская СОШ», а так же многочисленные исследования по педагогике, историография Первой Мировой войны, исторические источники того же периода. В ходе опытно-экспериментальной деятельности были изучены методические условия патриотического воспитания и ведения кружковой деятельности в старших классах и разработана программа патриотического кружка, посвящённого вооружению российской армии периода Первой Мировой войны, где в течение одной четверти были проведены занятия с учащимися. Неотъемлемым элементом кружка стал также междисциплинарный подход, интеграция истории и информатики. Результатом опытно-экспериментальной деятельности стало следующее.
Во-первых, в ходе исследования методологической базы кружок удалось естественно включить в перечень других кружков и секций, что проводились в школе. Нормативно-правовая база позволила сделать это, и деятельность кружка стала важным элементом патриотического воспитания учащихся школы.
Во-вторых, ранее в школе никогда не велись кружки по истории, и патриотический кружок, посвящённый вооружению российской армии периода Первой Мировой войны, заполнил данную пустоту.
В-третьих, была разработана программа кружка «Вооружение российской армии периода Первой Мировой войны», которую в дальнейшем в своих целях сможет использовать любой учитель истории.
В-четвёртых, использование в деятельности исторического кружка интерактивных средств обучения привело к значительному подъёму у учащихся интереса, собственно, к истории; они охотно включились в проектную деятельность, с удовольствием изучали источники и историографию.
В целом проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило, что учащиеся заинтересовались более углублённым изучением истории Отечества, получили новые знания, умения и навыки поисковой деятельности. Проектная деятельность явилась значимым средством развития у учащихся социальной ответственности, сложилась активная жизненная позиция, что способствовало формированию гражданского самосознания. Деятельность кружка позволила сделать изучение отечественной истории более конкретным и интересным, способствовала глубокому уважению к памяти тех, кто в трудные годы Первой Мировой войны воевал за Отечество.



