Психологическая программа повышения уровня стрессоустойчивости педагогов
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема стресса в психологии 8
1.2. Подходы к пониманию стрессоустойчивости в зарубежной и
отечественной литературе 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы стрессоустойчивости
педагогов 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей стрессоустойчивости педагогов 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
Выводы по второй главе 40
Глава 3. Психологическая программа повышения уровня стрессоустойчивости педагогов 43
3.1. Научно-методологическое обоснование развития оптимального уровня
стрессоустойчивости педагогов 43
3.2. Содержание психологической программы повышения уровня
стрессоустойчивости педагогов 48
Выводы по третьей главе 60
Заключение 60
Список использованной литературы 68
Приложения 75
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема стресса в психологии 8
1.2. Подходы к пониманию стрессоустойчивости в зарубежной и
отечественной литературе 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы стрессоустойчивости
педагогов 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей стрессоустойчивости педагогов 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
Выводы по второй главе 40
Глава 3. Психологическая программа повышения уровня стрессоустойчивости педагогов 43
3.1. Научно-методологическое обоснование развития оптимального уровня
стрессоустойчивости педагогов 43
3.2. Содержание психологической программы повышения уровня
стрессоустойчивости педагогов 48
Выводы по третьей главе 60
Заключение 60
Список использованной литературы 68
Приложения 75
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность педагогов является в настоящее время одной из наиболее стрессогенных. Проявление стресса здесь обусловлено многими факторами. Во-первых, сильным эмоциональным и социальным напряжением, связанным с необходимостью выстраивания различных моделей поведения с учениками, их родителями и коллегами (данные отношения могут порождать различные негативные явления, такие, как: конфликты в коллективе, неуважение со стороны учеников и их родителей, необоснованная критика начальника и др.). Во-вторых, с информационными перегрузками, необходимостью перманентного повышения своих профессиональных знаний.
Кроме того, современные реалии таковы, что большинство педагогов - женщины, которые, вследствие присущих им психологических особенностей, волей-неволей аккумулируют в себе все происшедшее за рабочий день и приносят психологическое напряжение в свою семью.
Значимость стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности подчеркивалась многими исследователями (Л. М. Аболин; Г. Ф. Заремба; Л. М. Митина; С. В. Субботин), которые отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одной из наиболее напряженных, в психологическом плане, видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике как стрессоустойчивость.
Таким образом, исходя из вышесказанного, весьма важным вопросом является проблема стрессоустойчивости педагогического персонала. Данное состояние напряжения создает барьеры для эффективной деятельности, снижает коммуникативную активность, влияет на физическое и психическое здоровье и, в целом, на общее состояние педагога. Кроме того, низкий уровень стрессоустойчивости педагога может, в конечном счете, повлечь за собою профессиональную непригодность педагога.
Как отмечает Ю.М. Ковалева (2016), на социально-педагогическом уровне значение стрессоустойчивости педагогов определяется социальной потребностью общества в таких специалистах, образующих педагогические коллективы, которые способны создавать благоприятные условия для творческой самореализации личности каждого педагога, непрерывно повышать свою квалификацию, повышать свой уровень профессионализма, обеспечивать эффективное решение задач реформирования образования. В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости.
Однако современные реалии таковы, что, несмотря на серьезную значимость проблемы стрессоустойчивости в профессиональной сфере педагогов, современными образовательными учреждениями практически не ведется никакой работы, направленной на снижение уровня стресса педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости.
Все вышесказанное позволило нам выявить проблему настоящего исследования, которая заключается в необходимости своевременной целенаправленной психологической помощи педагогам, направленной на повышение стрессоустойчивости данных сотрудников, что является одним из факторов их успешной профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности стрессоустойчивости педагогов, теоретически обосновать и разработать психологическую программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости данных сотрудников.
...
Кроме того, современные реалии таковы, что большинство педагогов - женщины, которые, вследствие присущих им психологических особенностей, волей-неволей аккумулируют в себе все происшедшее за рабочий день и приносят психологическое напряжение в свою семью.
Значимость стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности подчеркивалась многими исследователями (Л. М. Аболин; Г. Ф. Заремба; Л. М. Митина; С. В. Субботин), которые отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одной из наиболее напряженных, в психологическом плане, видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике как стрессоустойчивость.
Таким образом, исходя из вышесказанного, весьма важным вопросом является проблема стрессоустойчивости педагогического персонала. Данное состояние напряжения создает барьеры для эффективной деятельности, снижает коммуникативную активность, влияет на физическое и психическое здоровье и, в целом, на общее состояние педагога. Кроме того, низкий уровень стрессоустойчивости педагога может, в конечном счете, повлечь за собою профессиональную непригодность педагога.
Как отмечает Ю.М. Ковалева (2016), на социально-педагогическом уровне значение стрессоустойчивости педагогов определяется социальной потребностью общества в таких специалистах, образующих педагогические коллективы, которые способны создавать благоприятные условия для творческой самореализации личности каждого педагога, непрерывно повышать свою квалификацию, повышать свой уровень профессионализма, обеспечивать эффективное решение задач реформирования образования. В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости.
Однако современные реалии таковы, что, несмотря на серьезную значимость проблемы стрессоустойчивости в профессиональной сфере педагогов, современными образовательными учреждениями практически не ведется никакой работы, направленной на снижение уровня стресса педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости.
Все вышесказанное позволило нам выявить проблему настоящего исследования, которая заключается в необходимости своевременной целенаправленной психологической помощи педагогам, направленной на повышение стрессоустойчивости данных сотрудников, что является одним из факторов их успешной профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности стрессоустойчивости педагогов, теоретически обосновать и разработать психологическую программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости данных сотрудников.
...
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Стрессоустойчивость педагога трактуется современными исследователями как свойство психики, благодаря которому педагог способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.
Для формирования определенной устойчивости к психологическому стрессу педагогу необходимо работать над закреплением определенных качеств личности, а именно над созданием системы преодоления, которая успешно осуществляется при соблюдении трёх условий:
• осознание возникших трудностей;
• знание способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа;
• умением своевременно применить их на практике.
В ходе проведения эксперимента, цель которого заключалась в выявлении уровня стрессоустойчивости педагогов образовательной организации и, как следствие, определения необходимости разработки психологической программы повышения уровня стрессоустойчивости педагогов было проведено анкетирование с 70-тью сотрудниками КГБПОУ «Ачинский торгово-экономический техникум», работающими в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателя.
В ходе исследования были использованы такие методы, как:
1. Тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость).
2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона).
3. Тест на определение стрессоустойчивости личности.
4. Кроме того, в ходе анкетирования педагогов им предлагалось также ответить на следующие вопросы:
1) Что, по их мнению, негативным образом влияет на уровень их стрессоустойчивости?
2) Что они лично делают для того, чтобы повысить свой уровень стрессоустойчивости?
3) Проводится ли в их образовательной организации какая-либо работа по повышению уровня стрессоустойчивости педагогов?
4) Слышали ли Вы о наличии подобного опыта в других образовательных учреждениях?
5) Считают ли они необходимым для себя разработку на базе образовательного учреждения психологической программы повышения уровня стрессоустойчивости педагогов?
Как показал анализ, высокий уровень стрессоустойчивости на основе всех трех использованных нами в исследовании методик представлен лишь у 8-ми из 70-ти педагогов (11,43%). При этом, как правило, высоким уровнем стрессоустойчивости обладают мужчины. У наибольшей доли педагогов уровень стрессоустойчивости отмечен на уровне ниже среднего. Он был отмечен у 29 человек, т.е. у 41,43%. Как правило, это педагоги, стаж работы которых - от 5 до 10 лет. Они часто бывают не удовлетворены своей работой, очень устают, бывают раздражительны, им не хватает времени на отдых.
...
Стрессоустойчивость педагога трактуется современными исследователями как свойство психики, благодаря которому педагог способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.
Для формирования определенной устойчивости к психологическому стрессу педагогу необходимо работать над закреплением определенных качеств личности, а именно над созданием системы преодоления, которая успешно осуществляется при соблюдении трёх условий:
• осознание возникших трудностей;
• знание способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа;
• умением своевременно применить их на практике.
В ходе проведения эксперимента, цель которого заключалась в выявлении уровня стрессоустойчивости педагогов образовательной организации и, как следствие, определения необходимости разработки психологической программы повышения уровня стрессоустойчивости педагогов было проведено анкетирование с 70-тью сотрудниками КГБПОУ «Ачинский торгово-экономический техникум», работающими в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателя.
В ходе исследования были использованы такие методы, как:
1. Тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость).
2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона).
3. Тест на определение стрессоустойчивости личности.
4. Кроме того, в ходе анкетирования педагогов им предлагалось также ответить на следующие вопросы:
1) Что, по их мнению, негативным образом влияет на уровень их стрессоустойчивости?
2) Что они лично делают для того, чтобы повысить свой уровень стрессоустойчивости?
3) Проводится ли в их образовательной организации какая-либо работа по повышению уровня стрессоустойчивости педагогов?
4) Слышали ли Вы о наличии подобного опыта в других образовательных учреждениях?
5) Считают ли они необходимым для себя разработку на базе образовательного учреждения психологической программы повышения уровня стрессоустойчивости педагогов?
Как показал анализ, высокий уровень стрессоустойчивости на основе всех трех использованных нами в исследовании методик представлен лишь у 8-ми из 70-ти педагогов (11,43%). При этом, как правило, высоким уровнем стрессоустойчивости обладают мужчины. У наибольшей доли педагогов уровень стрессоустойчивости отмечен на уровне ниже среднего. Он был отмечен у 29 человек, т.е. у 41,43%. Как правило, это педагоги, стаж работы которых - от 5 до 10 лет. Они часто бывают не удовлетворены своей работой, очень устают, бывают раздражительны, им не хватает времени на отдых.
...
Подобные работы
- Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции профессионального стресса
сотрудников органов внутренних дел
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Психологические детерминанты стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Специфика синдромов стресса у учителей выпускных классов в период, предшествующий сдаче ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





