ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Понятие страха в психологии 7
1.2. Возрастные особенности проявления страхов в подростковом возрасте 19
1.3. Подходы к психологической профилактике страхов у подростков 27
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 40
2.1. Организация и методики исследования 40
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 42
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 53
3.1. Научно-методологические подходы к профилактике страхов
в подростковом возрасте 53
3.2. Содержание психологической программы профилактики страхов в
подростковом возрасте 61
3.3. Определение эффективности реализации психологической программы
профилактики страхов в подростковом возрасте 78
Выводы по третьей главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЯ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Актуальность исследования. В современной психологической науке проблема страха стала одной из наиболее актуальных. В последние годы, учитывая динамику глобальных социально-экономических и политических событий, психологический дискомфорт стал более заметным. Это связано с увеличением неопределенности будущего, вызванной такими факторами, как рост правонарушений, изменения в системе ценностей и потеря моральных реперов. В результате, в психологических кругах обсуждение страха и тревожности у людей становится все более актуальным вопросом, особенно учитывая их усиление за последние десять лет (А.И. Захаров, А.М. Прихожан).
Эта тенденция особенно заметна среди подростков, поскольку именно в этот возрастной период происходят существенные изменения в типе активности и социальном окружении, что способствует интенсивной формации личности и усиливает ощущение беспокойства (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.).
Исследовательский фокус в области детских страхов часто смещен в сторону младших возрастных групп, включая дошкольников и младших школьников школы, оставляя подростков на периферии исследовательского внимания. Несмотря на то, что существует определенный интерес к влиянию семейных отношений и внешних стрессоров на развитие детской психики, специфические исследования, нацеленные на понимание страхов, характерных для подросткового периода и их влияния на формирование личности, представлены лишь отдельными, несистематизированными работами (A.M. Прихожан, С.А. Озерова, К.И. Дьяченко).
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность психологической программы профилактики страхов в подростковом возрасте.
Объект исследования - страхи в подростковом возрасте.
Предмет исследования - психологическая программа профилактики страхов в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая профилактика страхов в подростковом возрасте обеспечивается посредством:
• организации психологического консультирования;
• реализации комплекса методов и форм (психологической игры, психологических тренингов, техник и методов арт-терапии), направленных на развитие позитивного самоотношения, адекватной позитивной самооценки, снижение негативных эмоциональных проявлений и их саморегуляцию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования страхов у подростков и определить её современное состояние.
2. Эмпирическим путем выявить страхи у подростков.
3. Разработать и апробировать психологическую программу профилактики страхов подростков, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими положениями:
• системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, В.Д. Шадриков и др.)
• субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.Д. Шадриков и др.).
• теоретические и практические разработки вопросов страха, полученные в исследованиях А.И. Захарова, А.М. Прихожан, В.С. Мухиной, О.А. Черниковой, О.В. Дашкевича, С.А. Озеровой и др.
• исследования подросткового возраста и его особенностей (Л.И. Божович, О.С. Газман, И.С. Кон, А.Е. Личко, A.B. Мудрик, И.А. Невский, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);
...
Страх - это естественная эмоциональная реакция на потенциальную опасность или угрозу, как ответ на переживание реальной или воображаемой угрозы для нашей физической или эмоциональной безопасности. Сущность страха заключается в том, что он является защитным механизмом, помогающим нам выжить и оберегать себя.
Психологическая профилактика страхов в подростковом возрасте должна включать в себя различные методы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и конкретного вида страха: игротерапию, арттерапию (в том числе сказкотерапию, песочную терапию), психодраму, психогимнастику методики «преобразования» и «уничтожения» страхов и др.
Объективно - психологические проявления страхов в подростковом возрасте представляют собой целостное структурное образование. включающую различные виды страхов, которые могут различаться по своей природе и интенсивности. В подростковом возрасте особенно возрастает количество школьных страхов, связанных с экзаменами, страх быть неправильным или не быть собой, мистические страхи, страхи в отношениях с другими людьми и страх собственной смерти.
На констатирующем этапе исследование страхов в подростковом возрасте позволило получить следующие результаты.
У подростков выражены страхи: бедности, ответственности, высоты, смерти, пауков и змей, публичных выступлений, изменений в личной жизни, страх перед будущим. Подростки не испытывают страхи: за сердце, темноты, заболеть, замкнутых пространств, проявления агрессии по отношению к близким, самоубийства, страхи, связанные с половой функцией.
Большинство подростков испытывают страх самовыражения, страх в случаях негативных отметок и низкой уверенности в своих знаниях, умениях, навыках и способностях, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, боятся получить негативные оценки со стороны других, что вызывает у них тревогу и страх во взаимодействии с учителями и их отношением к ученикам. Подростки предпочитают осторожно и благоразумно противостоять своим страхам, не рисковать понапрасну.
Психологическая программа профилактики страхов подростков является системным образованием, включает в себя связанные друг с другом разделы: целевой раздел, раскрывающий цели и задачи реализации
программы;
• процессуальный раздел, конкретизирующий разнообразие применяемых в программе профилактики страхов методов, средств, форм и приемов работы с подростками;
• результативный раздел, содержащий перечень показателей оценивания эффективности реализованной программы.
Содержание программы включает в себя реализацию: большой психологической игры «Путешествие по Стране эмоций», тренингового занятия «Колесо эмоций», программу песочной терапии «Песчаный оазис», техники арт-терапии с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) для осознания и отреагирования негативных эмоциональных переживаний, тренинга гармонизации эмоциональной сферы, психологического консультирования подростков.
После реализации программы наблюдается положительная динамика выраженности актуальных страхов подростков: все страхи выражены на низком и среднем уровне, высокий уровень выраженности отсутствует; произошло достоверно-значимое снижение выраженности страхов: страх пауков и змей, страх ответственности, страх перед будущим, страх смерти, страх перед публичными выступлениями, произошло снижение показателя общей суммы выраженности актуальных страхов.
...
1. Алан, Дж. Ландшафт детской души. - СПб.; Минск: Диалог - Лотаць, 1997.
2. Артамонова, Е.В. Куклы. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
3. Асмолова, А.Т. Психология личности. - М., 1983.
4. Астапов, В.М. Тревожность детей. 2-е изд. - СПб.
5. Берн, Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
6. Богданович, В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. - СПб.,
1999.
7. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001.
8. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. - Красноярск, 1995.
9. Буянов, М.М. Нервный ребенок. - М., 1997.
10. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика. - М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Питер, 2001.
12. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
13. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 2004.
14. Греф, А.И. Доктор- кукла. Опыт психологической помощи тяжело болеющим детям. - М.: ИЦ РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999.
15. Данилова, М.В. Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте / М.В. Данилова, М.В. Климова. - Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.).
16. Захаров, А.И. «Дневные и ночные страхи у детей». - СПб.:
Издательство "Союз”, 2004.
17. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
18. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.
... всего 71 источник