Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения материнской депривации у детей раннего возраста 8
1.1. Проблема изучения депривации в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Возрастные закономерности психологического развития личности 25
1.3. Особенности психического развития детей раннего возраста 34
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей, воспитывающихся в
условиях материнской депривации 41
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Констатирующий эксперимент 54
2.1. Организация, методы и методики исследования 54
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 59
Выводы по второй главе 69
Глава 3. Психологическая программа по коррекции последствий материнской депривации у детей раннего возраста 71
3.1. Научно-методологические основы организации процесса коррекции
последствий материнской депривации у детей раннего возраста 71
3.2. Комплекс игр по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы и формированию позитивных стилей социального взаимодействия..82
Выводы по третьей главе 95
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложение 107
Актуальность исследования. Психическое и личностное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей - в домах ребенка, приютах, детских домах, школах-интернатах в настоящее время является достаточно актуальной проблемой.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, всегда нежелательное противоестественное явление. В современных условиях при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей, а также в результате недееспособности родителей по болезни, родителей находящихся в заключении. Однако среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.
Проблемам социализации детей раннего возраста в условиях материнской депривации (воспитывающихся в домах ребенка, больницах, закрытых центрах) посвящены исследования известных отечественных ученых Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, М.И. Лисиной, Т.М. Землянухиной, Ю.Ф. Поляковой, Р.Ж. Мухамедрахимова и др. К вопросам социальной депривации детей раннего возраста обращались в своих трудах выдающиеся отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Ш. Бюлер, Б. Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э. Эриксон и др.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации. В нашей исследовательской работе мы рассматриваем депривацию материнскую - как состояние, обусловленного недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения к одному лицу, к матери.
Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Большинство детей данной группы населения попадает в государственные учреждения: приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии - проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту,
Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.
В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, заслуживают специального изучения. Они составляют в целом группу риска по нарушенному поведению в доме ребенка. Проблемы психологического характера детей-сирот определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника дома ребенка.
Проблема исследования обусловлена недостаточностью исследований в области формирования психической сферы детей раннего возраста.
...
В настоящее время проблема детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает особое значение в связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. Поэтому дома ребенка, к сожалению, не исчезают. Практически все дети Дома ребенка имеют патологию при рождении. Все они рождаются нежеланными, ненужными.
Изучая тему, мы строили свою работу на том, что если ранняя депривация вызвала нарушения на уровне основной активности психических процессов, ребенку следует обеспечить поступление достаточного количества стимулов из окружающей среды. На более высоком уровне необходимо включить ребенка в общество и предоставить ему возможность овладеть в нем направленными ролями. В обществе и при помощи общества ребенок избавляется от последствий депривации и создает новые благоприятные отношения к собственному окружению.
Наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации. Также трудно проследить насколько изменения в поведении детей являются устойчивыми, т.к. воспитание детей в закрытой среде уже само по себе является дестабилизирующим фактором для психики. Общение воспитанников домов ребенка имеет специфические особенности. Они связаны с последствиями социальной и материнской депривации, трудностями перехода из воспитания в семье в дом ребенка, сложностью усвоения социальных норм межличностного взаимодействия, искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения, клиническими проявлениями задержки в развитии и связанными с ними психическими и соматическими заболеваниями.
Воспитанники специализированного дома ребенка с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников, разрабатывал и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности. Также целесообразно продолжить оказание психологической помощи маленьким детям, если они усыновляются или отдаются на попечение в другие семьи, ведь именно в семье раскрывается личностный потенциал ребенка. Практика показала, что семьи, взявшие на воспитание неродных детей, часто сталкиваются с проблемами, истоки которых коренятся в эмоциональных травмах, полученных в раннем детстве. Чаще всего усыновители оказываются неготовыми к ним и допускают педагогические просчеты.
Возникает необходимость в разработке и внедрении комплексной психологической программы помощи усыновленным маленьким детям и семьям, взявших их на воспитание.
К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться.
1. Авдеева, Н.Н., Елагина, М.Г., Мещерякова, С.Ю. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия./ Под ред. Куликова Л.В. 2 -е изд. СПб.: Питер, 2009.
2. Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербальнопросодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 48. С. 4.
3. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2009.
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: Творческий центр СФЕРА, 2013.
5. Архипова Е.А. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда. - М: Просвещение, 2010.
6. Бардышевская М. К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей. / М. К. Бардышевская // Дефектология. 2016. - №.1, С. 6-20.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2015.
8. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография. СПб.: Изд-во «Питер», 2007.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968. С. 116-325.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2010. - 64 с.
11. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 2004.
12. Буянов М. И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. — 2010. — № 3. — С. 453-462.
13. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2008.
15. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс” - 2011.
16. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г.М. Ляминой. Изд. 2-е перераб. И доп. М., «Просвещение», 2006.
17. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Спб., 2013.
... всего 92 источника