Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №155034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 11
1.1 Понятие общения и его роль в психическом
развитии 11
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с задержкой психического
развития 24
1.3 Особенности коммуникативной сферы детей с задержкой психического
развития 41
Выводы по первой главе 52
Глава 2. Методологические основы изучения и коррекции особенностей коммуникативного процесса у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 55
2.1 Организация и проведение исследования 55
2.2 Результаты исследования 59
Выводы по второй главе 64
Глава 3. Коррекционно-развивающая программа для формирования коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития 66
3.1 Принципы построения и проведения коррекционно-развивающей
программ 66
3.2 Рекомендации по разработке коррекционно-развивающей программы для формирования коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой
психического развития 73
Выводы по третей главе 87
Заключение 88
Список литературы 92
Приложение 102

Актуальность исследования. Потребность в общении является одной из основных социальных потребностей в жизни каждого человека и лежит в основе всех межличностных отношений. Данная потребность возникает и проявляется уже на самых ранних этапах жизни человека. Л.С. Выготский отмечал, что тяга к общению проявляется у детей еще в младенческом возрасте. В первую очередь это эмоциональное общение с матерью, но со временем потребность в общении подталкивает ребенка искать эмоциональный контакт сначала с другими взрослыми, а с течением времени со сверстниками и другими детьми. На ранних этапах развития ребенка общение является важной коммуникативной деятельностью и направлена на формирование взаимоотношений.
В современном мире перед родителями встает множество нерешенных задач, неверно расставленные приоритеты, а также недостаток времени приводит к недостатку общения детей и родителей. Тем не менее в первые годы его жизни ребенку особенно важно общение с близкими, ведь именно оно закладывает основу для дальнейшего гармоничного формирования личности ребенка. По причине нехватки внимания со стороны близких у ребенка заметно повышается эмоциональная восприимчивость и стремление привлечь внимание к своей персоне, на фоне этого проявляются конфликты с воспитателем, учителями и сверстниками, уход в себя и депрессивно­невротические нарушения психики, вспыльчивость. Такие в такой ситуации дети не приобретают нужных навыков общения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами о развитии, сущности и особенностях коммуникативных умений, занимались такие выдающиеся личности, как О.А. Анисимова, Н.Н. Богомолова, И.А. Алексеев, В.А. Сонин, В.Н. Снетков, Е.С. Яхонтова, Л.В. Куликова, а так же многие другие, различные исследователи уверены в необходимости работать над формированием коммуникативных умений у детей начиная с дошкольного возраста и укреплять эти навыки с течением времени.
Впервые термин задержка психического развития (ЗПР) был введен отечественным детским психиатром Г.Е. Сухаревой в 60-х годах ХХ века. Задержка психического развития (англ. mental retardation) - особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка (В.С. Мухина, 2000). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ярко проявляется именно при переходе от дошкольного образования к школьному обучению. В работе М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1973) говорится, что для младших школьников с ЗПР характерна некритичность, неадекватная самооценка и неорганизованность.
В свою очередь хотелось бы заострить внимание именно на детях с задержкой психического развития, ведь для них вопрос о коммуникативных умениях является еще значительнее. Специфика таких детей начала изучаться под руководством Т.А. Власовой и Т.С. Певзнер. В настоящее время большая часть внимания психологов, педагогов, а также практиков и теоретиков коррекционной педагогики прикована к проблемам социализации у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Изучение специфики развития коммуникативной деятельности у детей с задержкой психического развития необходимо также для определения своеобразия их отставания в плане личностного развития. Рассматривая различные формы психических нарушений, отмечается, что задержка психического развития является одним из самых распространенных диагнозов.
В различных исследованиях, которые рассматривают проблемы социального развития детей младшего школьного возраста с ЗПР отмечается, что их коммуникативные навыки развиты недостаточно, вдобавок отмечается незрелость общения и проявляется ситуативность поведения в целом. (Р.Д. Триггер, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович и другие) Существует множество работ в которых авторы подчеркивают, то, что у таких детей доминирует прагматическая направленность общения в отношениях со взрослыми, общая потребность в общении у них снижена, отмечается низкий уровень речевых и неречевых средств общения с окружающими и речемыслительных действий, все вышеперечисленное затрудняет процесс межличностного взаимодействия у этой группы детей, а так же приводит к нарушению социализации и социальной адаптации у них в младшем школьном возрасте. (Е. Слепович, Р.Д. Тригер, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина и другие)
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органического или функционального генеза. У данной категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно­двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи или интеллекта. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостаточная
сформированность целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушение общей работоспособности, и спектр энцефалопатических расстройств.
Беспрерывный, стремительный рост числа детей с различными нарушениями психического развития, в частности, с задержкой психического развития (ЗПР), в последние десятилетия представляет собой особенно актуальную проблему и имеет важное социально-психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение в отечественной и зарубежной науке.
В различных исследованиях по проблемам социального развития детей младшего школьного возраста с ЗПР отмечается недостаточность развития общения в целом, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Доказано, что у младших школьников с задержкой психического развития снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность в общении с взрослыми, у детей данной группы обозначен недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что значительно затрудняет процесс межличностного взаимодействия в целом, не позволяет этим детям заводить новые долговременные контакты и товарищеские отношения со сверстниками, и в свою очередь подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, приводит к их социальной дезадаптации.
Опираясь на вышесказанные факты, можно утверждать, что в последние пару десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной психологии и педагогики уделяется проблеме социализации детей с ЗПР и формированию у них коммуникативных умений и навыков, под которыми понимают личностные качества, необходимые каждому человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Учитывая, что большинство экспериментально-психологических исследований, касающихся детей с задержкой психического развития сфокусированы именно на изучении специфики их познавательной деятельности, в тот момент, как особенности их коммуникативной деятельности чрезвычайно мало изучены. Проведенный теоретический анализ материалов по проблеме исследования позволяет сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе нет единого мнения в понимании сущности и содержания коммуникативных умений, не достаточно изучены коммуникативные умения у младших школьников с ЗПР, что затрудняет работу психологов и педагогов в направлении их совершенствования.
Проведенное нами исследование отчетливо показало, что младшие школьники с задержкой психического развития, как правило:
• Имеют затруднение при самостоятельном приеме и передаче ранее полученной информации собеседнику, а конкретно испытывают значительные сложности в удержании внимания в процессе принятия информации, затрудняются в адекватном планировании предстоящего сообщения;
...


1. Андреева, Г.М. Специальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? //Хрестоматия по социальной психологии - М.:
3. Ахмедбекова Р.Р. Дидактическая игры как средство развития познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №3. - С. 20 -
25.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. Москва; Воронеж,
2002.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб. метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.-288 с.
7. Бородин, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородин. - М.: Просвещение, 1981.
8. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение
социоигровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - Петрозаводск, 2008. - 1 87 с.
9. Бурменская, Г. В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков / Г. В. Бурменская, Л. В. Евдокимова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 30-43.
10. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
11. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. - М.,
2003.
12. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович
13. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - С. 12-23.
14. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с
задержкой психического развития: Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1981. - 119 с.
15. Выготский, JI. С. Собрание сочинений / под ред. В. В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3 : Проблемы развития психики.
... всего 102 источнков


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ