ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в научных
исследованиях 9
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом
возрасте 23
1.3. Проблема родительских установок в научных исследованиях 32
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 48
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 48
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 53
2.3. Программа консультирования родителей, направленная на повышение социально-психологической адаптации подростков 71
Выводы по главе 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Человек - существо, у которого генетически заложена способность к адаптации. Он обладает большими адаптационными способностями в природных и в социальных условиях. По словам В.И. Гарбузова, судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности, то есть врождённой и приобретённой способностью к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Адаптация человека может проходить как на биофизиологи- ческом, так и на социально-психологическом уровне. В последнее время становится актуальным изучение социально-психологической адаптации, так как человек неотрывно связан с другими людьми, находится в обществе, выполняет в нём определенные функции. Изменение требований общества к человеку запускает процессы адаптации к новым условиям. Социально-психологическая адаптация может проходить как полная перестройка структуры личности; сохранение внутренней структуры, но изменение поведенческих паттернов; частичная перестройка внутренних структур с сохранением ядерных, основных характеристик индивидуума.
Успешное прохождение процесса адаптации способствует гармонизации взаимоотношений человека с обществом, построение понятных, четких правил взаимодействия, функционала обеих сторон, а также получению удовлетворения от собственного существования, снижению психологической нагрузки. Трудности в социально-психологической адаптации зависят от выбранной адаптационной стратегии личности, и от возраста человека, так как сложности в социально-психологической адаптации чаще всего возникают у подростков и пожилых людей.
Вопросами адаптации посвящены работы исследователей: Г. Обера, Г. Селье, которые использовали термин «адаптация» в физиологии. Исследования Э. Торндайка, Б. Уотсона, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Дж. Мид, Б.Д. Пары- гина, направленные на применение термина в контексте приспособления человека к окружающей среде.
Работы К. Роджерса, А. Маслоу, Ю.А. Александровского, раскрывающие понятие адаптация с психологической точки зрения. Исследование социально-психологической адаптации отражено в работах И.А. Милославской, Г.Г. Овчинниковой, И.К. Кряжевой, А.А. Налчаждян, Н.А. Свиридова, И.Ю. Дермановой , В.В. Селиванова. Критерии социально-психологиче
ской адаптации выделены А.В. Сиомичевым, А.А. Овчинниковым, А.Н. Суо- тановой, И.Б. Маршируевой.
Фазы социально-психологической адаптации разработаны А.В. Петровским, В.С. Саблиным, а типы - И.А. Милославской. Критерии адаптации выделены П.С. Кузнецовым, О.В. Баркановой.
Особый интерес представляет социально-психологическая адаптация старших подростков. Перестройка психических и физических структур в данном возрасте является осложняющим фактором удовлетворения ведущего вида деятельности старшего подростка. Сдача экзаменов, профориентация, подготовка к смене социального статуса «ученик» на статус «студент» также оказывает воздействие на личность, создавая дополнительную сложность в адаптации к среде, социально-психологической адаптации. В связи с этим, возникают вопросы: какие ресурсы использует старший подросток в приспособлении к изменившемуся миру? Что может способствовать успешной социально-психологической адаптации?
Вопросы возрастной периодизации, в частности, подросткового возраста затрагиваются в работах З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Н.Н. Палагиной, Л.И. Божович, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, Т.Д. Молодцовой. Особенности социально-психологической адаптации подростков выделены в работах И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, О.В. Баркановой, С.В. Кривцовой, Л.С. Эверт.
Семья - основополагающий фактор в формировании ребенка. С самого рождения ребенок обучается, воспитывается родителями, учится взаимодействовать с ними как с представителями общества. Семья выступает первичной социальной группой, в которой ребенок адаптируется, усваивает традиции, обычаи, особенности внутрисемейных отношений. Механизм адаптации, усвоенный в первичной социальной группе, распространяется и на вторичные группы. Одними из компонентов формирования внутрисемейных отношений, в частности детско-родительских, служат родительские установки, определяющие способы взаимодействия с ребенком, эмоциональный контакт, способы воспитания ребенка.
Понятию «установка», её признакам и структуре посвящены работы Д.Н. Узнадзе. Категория «социальная установка» раскрыта в работах В. Томаса, Ф. Знанецкого, Г. Олпорта. Проблему взаимосвязи установок и поведения развивали Р. Лапьер, М. Фишбейн. Исследования М. Рокича, Дж. Мида, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, В.А. Ядова уточнили понятие, структуру установок. Родительским установкам посвящены работы Е. Шеффера и Р. Белла. В отечественной психологии родительским установкам посвящены работы Р.В. Овчаровой. Составляющие родительских установок определил В.В. Бойко. В работах А.С. Спиваковской выделены восемь типов родительской любви. В работах А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер предложена классификация стилей семейного воспитания, которые являются способами передачи родительских установок.
Исследования, О.В. Поздняковой, М.А. Ивановой, А.Д. Висловой, посвящены изучению влияния семейной структуры на социально-психологическую адаптацию ребенка.
Теоретическое исследование работ позволило выявить недостаток информации о взаимосвязи родительских установок и социально-психологической адаптации подростков. В связи с этим, выделяется следующая проблема исследования: особенности взаимосвязи родительских установок и социально-психологической адаптации подростков....
Целью данной работы выступило исследование взаимосвязи социальнопсихологической адаптации подростков и родительских установок. Для достижения цели выдвинута следующая гипотеза: Предполагается, что существует взаимосвязь родительских установок и социально-психологической адаптации подростков, в частности, оптимальные родительские установки будут взаимосвязаны с высоким уровнем социально-психологической адаптации подростка, а негативные родительские установки будут связаны с низким уровнем социально-психологической адаптации. Разработаны ряд задач для подтверждения или опровержения гипотезы.
Раскрыты теоретические основы проблемы социально-психологической адаптации. Существует множество определений социально-психологической адаптации под данным феноменом понимают, как сам процесс адаптации индивида к определенным условиям, так и результат этого приспособления. В данном исследовании под социально-психологической адаптацией понимается процесс вхождения человека в группу и приспособление к особенностям взаимоотношений, выработку поведенческих особенностей, отражающих ценности и нормы данного сообщества, а также развитие коммуникативных навыков индивида внутри группы. Результаты данного процесса измеряются с помощью объективных (которые возможно сравнить с эталонным образцом) и субъективных (несравнимых, ценных только для определённой личности) критериев. Измерение социально-психологической адаптации позволяют соотнести данный феномен с определенным уровнем: низкий уровень адаптации (отсутствие осознания своей значимости в группе), средний уровень (переходный уровень, способствующий дальнейшему определению личности), высокий уровень (признания своей значимости в группе, самореализация в ней).
Процесс социально-психологической адаптации проходит на протяжении всей жизни, но особенно интерес представляет адаптация в подростковом возрасте. Период подросткового возраста имеет разные возрастные границы, в зависимости от оснований концепции определенного автора. Нами выбрана периодизация Д.Б. Эльконина, где подростковый возраст определяется от 12 до 17 лет. Сам период является сложным в жизни каждой личности, так как психологические изменения накладываются на физиологические, которые также активно развиваются в данном возрасте. Нередко подростки имеют низкий уровень адаптации, что связанно с появлением чувства взрослости, обретению самостоятельности, смене ценностей и референтных групп. Особенностями низкого уровня социальнопсихологической адаптации у подростков является: низкие показатели адаптивности, непринятие себя, низкий уровень эмпатии, эмоциональный дискомфорт, отсутствие преобладания внутреннего или внешнего самоконтроля.
Анализ теоретических проблем родительских установок показал, что данному феномену посвящено множество исследований. Под родительскими установками понимается понимание собственной роли родителя, а также система родительского отношения к ребенку, его восприятие и способы поведения с ним. Родительские установки не являются образованием, которое возникает только после рождения ребенка, они формируются на протяжении всей жизни индивида, оказывают слияние на его жизненный сценарий. Родительские установки имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент и выражены на трех уровнях: установки относительно репродуктивного поведения, установки относительно детско- родительских отношений, установки относительно ребенка.
Для диагностики подростков была использована методика исследования социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой, а для исследования родительских установок был выбран тест-опросник изучения родительских установок
Е. Шефера и Р. Белла в адаптации Т.В. Нещерет. В качестве статистической обработки данных выбран процентный анализ и корреляционный анализ Ч. Спиримена.
Эмпирическое исследование взаимосвязи феноменов, позволило выявить особенности выраженности родительских установок и социальнопсихологической адаптации подростков. При исследовании родительских установок большинство родителей продемонстрировало средний уровень выраженности родительских установок, также, исследование социальнопсихологической адаптации показало у большинства респондентов выраженность среднего уровня по показателям социально-психологической адаптации.
Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязи родительских установок и социально-психологической адаптации. Обнаружено 11 достоверных корреляций родительских установок и социальнопсихологической адаптации подростков. На социально-психологическую адаптацию подростков влияют установки, связанные с личностью родителя (зависимость, несамостоятельность матери; ощущение самопожертвования в роли матери; ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье), установки, связанные с процессом воспитания (подавление либидо; стремление ускорить развитие ребенка; суровость, излишеяя строгость, семейные конфликты), а также установки, регулирующие процесс общения с ребенком (создание безопасности, опасение обидеть; побуждение словестных проявлений, вербализаций, чрезмерное вмешательство в мир ребенка).
На основе проведенного исследования разработана программа консультирования родителей, обеспечивающая социально-психологическую адаптацию подростков.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под. ред. Колесова Д.В. М.: Педагогика, 1987. 148 с.
2. Александровский Ю.А. Катастрофы и психическое здоровье. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 144 с.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. Развитие и воспитание личности. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 546 с.
4. Асеева Ю. О., Косщло В. Л. Сучаснийпогляд на теорн установок та дефшщхяпоняття «Установка» // Colloquium-journal. 2019. № 3. С. 8-12.
5. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // Europeanresearch. 2015. № 10 (11). С. 107-112.
6. Барканова О.В. Психологическое сопровождение адаптации
подростков из семей мигрантов: учебное пособие Красноярск:
Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. 2013. 147 с. // Электронная библиотечная система КГПУ. URL: http://elib.kspu.ru/document/10811 (дата обращения: 01.02.2021).
7. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2021. 576 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
10. Бойко В.В. Рождаемость: социально- психологические аспекты. М.: Мысль, 1985. 238 с.
11. Вислова А.Д. Изучение родительских установок как фактора формирования социальной адапатции личности // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под ред. В.Л. Ситникова СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. 466 с.
12. Гордеева С.С. Диспозиционная концепция Ядова В.А. в исследовании установки на потребление алкоголя у подростков // Социально - гуманитарные знания. 2016. № 10. С. 191-197.
13. Гордеева С.С. Сущность и структура социальной установки в
социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3. // Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка» URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-sotsialnoy-ustanovki-v- sotsiologii-i-sotsialnoy-psihologii (дата обращения: 16.02.2021).
14. Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1996. № 6. С. 59-67.
15. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях деятельности и общения. М., 2003. 249 с....73